В содержании доклада анализируется проведенный урок с применением новых подходов в обучении. В докладе описаны какой результат дают различные виды работ: групповые, индивидуальные, парные; применение различных видов оценивания и обязательно важность рефлексии и самооценки работ учащихся на уроке с последующим выводом и планом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новые подходы на уроках физики »
Новые подходы в преподавании и обучении
Кто постигает новое, лелея старое,
тот может быть учителем.
Конфуций
Ступая на порог школы важно знать, что именно я, как учитель хочу дать ученикам и что получить. Но так же не мало важно знать, что обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающих способность обучающихся к обучению.
Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными словами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится.(1с.138) В своей практике я убедилась, что обучая своих сверстников, ученики обучаются сами. Для того, чтобы выбрать основной материал, нужно прочесть его; для того, чтобы построить постер-выбрать, что именно будет на нем; для того, чтобы объяснить другим-подготовиться; и наконец объяснить. То есть, чтобы донести материал до других, нужно пропустить его через себя несколько раз. В познании нового ученики познают себя. По итогам подготовки ученикам предоставляется возможность отслеживать, оценивать, контролировать свои знания по результатам оценивания и взаимооценивания. Именно таких результатов я ожидала от моих новых уроков.
На своих уроках я задействовала некоторые элементы нового подхода. Эмоциональный настрой и физминутки способствовали эмоционально-положительному отношение к обучению, как способу самопознания. Учащиеся были распределены на группы и хорошо усвоили, как работать сообща. 90 % знаний по пирамиде обучения ученики получают при передаче знаний: ученики лучше воспринимали и запоминали информацию, принимая ее от одноклассников, передавая ее друг другу, пропуская ее через себя несколько раз. В группах ученики чувствовали себя свободно, уверенно и комфортно и это сыграло большую роль на уроках, так как в такой атмосфере говорили и работали ученики С.
«Круг пожеланий» Работа в группах –Метод «Карусель»
Большое значение имеет беседа «ученик-ученик», в диалоге ученики (а также их учителя) являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и испытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. (2.с145)
На своих уроках я вовлекала учащихся в следующие виды бесед: кумулятивная беседа-через создание постеров и выбора материала для него; исследовательская-ответы на проблемные вопросы, метод «инсерт» при использовании других источников, просмотр видеороликов, способствующий развитию критического мышления, в процессе которого учащиеся снова сходятся в беседе, проведение опытов в паре, так как наблюдая ход лучей через призму, ученики обсуждают дальнейшие действия. Так же я считаю, что самооценивание тоже является примером исследовательской беседы, в которой учащиеся познают свой уровень знаний, который является подмостком для дальнейших действий, дабы достичь свою зону ближайшего развития.
Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. (3с.134)
Часто исследовательский вид беседы переходит в беседу-дебаты: при построении схем движения луча дети расходятся во мнениях и между ними возникает спор, в процессе которого каждый пытается доказать свою точку зрения.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. (4.с144)Именно поэтому на каждом из серии четырех проведенных уроках использовала форму проведения урока-диалог: диалог «Учитель-ученик», «ученик-ученик».
Я думаю, здесь является решающей роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда есть возможность общения с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в том случае, когда обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но они уже входят в его ЗБР. (5.с 144 ) Именно здесь необходима поддержка учителя. На своих уроках я проделывала таким образом: ученику А впервые предстояло самому провести опыт и при проведении его доказать закон прямолинейного распространения света, поэтому я дала наводку, что конкретно нужно доказать, предоставила оборудование и двух помощников –учеников В и С. Таким образом ученик А в компании со своими одноклассниками чувствовала себя уверенней, ученик В помог в выборе основной теории, а ученик С подготовить оборудование к проведению опыта и провести его. В процессе урока я убедилась, что ученик В на основе проведенного опыта смог решить задачи.
Подготовка к проведению опыта Оценивание
Важную роль играет те вопросы, которые мы задаем учащимся. Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые учителя используют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «неправильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовывать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.
Побуждение: вопросы для побуждения необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировке, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, частичное принятие того, что правильно, и побуждение к более полному ответу.
Апробирование: вопросы для апробирования формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи. Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения задач, к примеру: «Вы не могли бы предложить нам пример?».
Переориентация: вопрос-перенаправление другим ученикам, к примеру: «Кто-нибудь может помочь?».
(6стр.146-147)
В своей практике я использовала такие вопросы, которые способствовали развитию логического мышления, заставляли задумываться, размышлять и еще раз обращаться к теории. Видео-вопросы, вопросы, на прямую связанные с жизнью, связанные с другими предметами. Вопросы задавались в порядке от простого к сложному, индивидуальные вопросы, вопросы с конкретным ответом типа «Да-Нет». Большое значение я уделяла вопросам для совместного обсуждения так как Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию учениками своих идей;
помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (7 , с.145)
Кроме того ученики в процессе беседы учатся слушать, что немало важно для учебного процесса. При защите постеров и проведении опытов, я создавала такую атмосферу, чтобы учащиеся учились слушать и быть услышанными. А именно: давала задания по разделам для того, чтобы участники других групп были заинтересованы в объяснении других разделов, чтобы знать весь материал. Кроме того ученики развивали свои творческие способности, делая свой постер красочным и ярким, стараясь этим самым привлечь и обратить на себя внимание, выразить важность изложенного им материала и быть услышанным.
В процессе преподавания на практике я училась слушать и сама, так как при проведении пробных уроков заметила, что для ученика и повышения качества учебного процесса важно время, которое я уделяла, чтобы ученик мог раскрыть свой ответ и смог раскрыться сам. Раньше я практически всегда при стремлении получить нужный мне ответ, не давала ученику времени подумать над правильностью выбора ответа: сажала на место со словами: «нет», «не верно», «садись, это не тот ответ» и тому подобное. После прохождения первого этапа обучение, на своей практике я старалась выдержать те 3-7 минут после постановки вопроса, чтобы ученик мог вдуматься в суть и понять, что ему нужно ответить. А самое главное я училась выслушать ученика и дать время подумать над ответом, если тот был не верным или не точным. Каким образом я это делала: повторяю вопрос после паузы, чтобы у учащихся была возможность вдуматься в суть вопроса; в случае, если ответ учащегося не верный или не точный-выдерживаю паузу в 3-7 минут, что дает задуматься другим учащимся над верным ответом, дает возможность им же добровольно ответить (а кому-то ответить впервые, как это произошло на одном из моих уроков, когда ученик С сам по собственному желанию ответил на тот вопрос, на который не смог в данный момент ответить ученик группы В). Харгривс и Гэлтон утверждают, что мгновенной и инстинктивной реакцией учителя, как правило, является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:
1. Продолжительность ответов учеников.
2. Количество добровольных ответов.
3. Частота вопросов учеников.
4. Количество ответов от менее способных учеников.
5. Взаимодействие по типу «ученик-ученик».
6. Частота дискуссионных ответов.
Увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. Кроме того, в отношении цели важно помнить о скорости: серия закрытых вопросов может быть уместной, но в некоторых случаях необходимо, чтобы ученики давали более продуманные и глубокие ответы. (8с.148)
Анализируя весь этот теоретический материал, я задумывалась над тем, как нужно строить взаимодействие между учителем и учеником, между учеником и учеником. А это не мало важно, так как прежде всего отразилось на структуре урока. А всем известно, что от построения хода урока зависит и качество проведения урока, работа учащихся.
Мои новые уроки начинались с создания в классе коллаборативной среды в виде-эмоционального настроя детей на позитив и разделение на группы. Работа в группах помогала учащимся почувствовать себя свободней и уверенней, окунуться в атмосферу доверия и сотрудничества, которая способствует взаимообучению: учащиеся слушают друг друга, рассматривают альтернативные точки зрения. Задания на классификацию объектов, самостоятельный выбор основного материал, самостоятельное определение темы и целей урока способствовал развитию критического мышления, что стало отправной точкой для дальнейшего развития детей и обучения.
Во всех 4 последовательных уроках я использовала диалог: побуждающий- для выявления имеющихся знаний учащихся в виде заполнения таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Побуждающий диалог на стикерах «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
Кроме того учащиеся использовали интернет для поиска новой информации, что очень удивило учащихся и заинтересовало еще больше. Я заметила, что искать информацию по телефону стали даже казалось бы самые неактивные ребята.
Поиск информации через интернет
Учащиеся в группах с удовольствием составляли постеры, что способствовало развитию интереса у учащихся к предмету, поисковых навыков, а так же творческих способностей. Выступление в роли спикеров способствовало самовыражению учащихся. Меня удивило, что защищать постер вышел ученик С, который почти на всех уроках молчал. Для себя я взяла на заметку, что ему нравится выступать в роли спикера, кроме того, он активно принимал участие в составлении постера и выборе материала. Все задания соответствовали возрастным особенностям учащихся. Просмотр видеоматериал предполагал развитию навыков наблюдения и анализа. Дети размышляли, самостоятельно делали вывод, что вызывало затруднения, так как они не привыкли работать практически бес помощи учителя. Сложно было мне дать время учащимся сформулировать правильно ответ. Через листы самооценивание я узнала, уровень усвоения материала учащимися. Через взаимооценивание «Светофор», «Знак рукой», «Две звезды, одно пожелание» ребята учились оценивать работу друг друга, что развивало ответственность за свою работу и заставляло задуматься, где нужно в следующий раз подтянуться. В листах рефлексии «Что я узнал» и «Как я сегодня работал», «Да-нет» и «Что я не понял», «Дерево высказываний» и эссе «Что я узнал по данному разделу», в написании эссе дети указали то, что нового они получили, какую работу проделали на уроке и над чем им нужно поработать, что было маячком для меня для к дальнейшим действиям.
Написание эссе «Что я узнал из разделу «Световые явления»»
и заполнение листа рефлексии «Как я работал на уроке»
По ответам учащихся и по результатам заполнения листов рефлексии я сделала вывод, что ученики усвоили материал, узнали то, о чем хотели узнать. Учащимся понравилось оценивали работу друг друга и самих себя с полной серьезностью, что означает, что они осознают, что им необходимо это для дальнейшего развития.
В будущем я несомненно буду стремиться создавать такие условия, при которых «ученики имеют самомотивацию, и, как следствие-стремление и любознательность» (9 с140), что будет являться моим подмостком для дальнейшей работы над открытием и развитием успешного ученика.