kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Новые подходы на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В содержании доклада анализируется проведенный урок с применением новых подходов в обучении. В докладе описаны какой результат дают различные виды работ: групповые, индивидуальные, парные; применение различных видов оценивания и обязательно важность рефлексии и самооценки работ учащихся на уроке с последующим выводом и планом.                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы на уроках физики »

Новые подходы в преподавании и обучении


Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций


Ступая на порог школы важно знать, что именно я, как учитель хочу дать ученикам и что получить. Но так же не мало важно знать, что обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающих способность обучающихся к обучению.

Движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными сло­вами, существует обучение, но вместе с ним существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оцени­вать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится.(1с.138) В своей практике я убедилась, что обучая своих сверстников, ученики обучаются сами. Для того, чтобы выбрать основной материал, нужно прочесть его; для того, чтобы построить постер-выбрать, что именно будет на нем; для того, чтобы объяснить другим-подготовиться; и наконец объяснить. То есть, чтобы донести материал до других, нужно пропустить его через себя несколько раз. В познании нового ученики познают себя. По итогам подготовки ученикам предоставляется возможность отслеживать, оцени­вать, контролировать свои знания по результатам оценивания и взаимооценивания. Именно таких результатов я ожидала от моих новых уроков.

На своих уроках я задействовала некоторые элементы нового подхода. Эмоциональный настрой и физминутки способствовали эмоционально-положительному отношение к обучению, как способу самопознания. Учащиеся были распределены на группы и хорошо усвоили, как работать сообща. 90 % знаний по пирамиде обучения ученики получают при передаче знаний: ученики лучше воспринимали и запоминали информацию, принимая ее от одноклассников, передавая ее друг другу, пропуская ее через себя несколько раз. В группах ученики чувствовали себя свободно, уверенно и комфортно и это сыграло большую роль на уроках, так как в такой атмосфере говорили и работали ученики С.












«Круг пожеланий» Работа в группах –Метод «Карусель»


Большое значение имеет беседа «ученик-ученик», в диалоге ученики (а также их учителя) являются рав­ноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения согласованного результата и ис­пытывающие и развивающие то, что Мерсер (2000) описал как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями». Обмен мыслями может быть достигнут через диалог с учениками, однако ученики могут вести его между собой в процессе совместного исследования. (2.с145)

На своих уроках я вовлекала учащихся в следующие виды бесед: кумулятивная беседа-через создание постеров и выбора материала для него; исследовательская-ответы на проблемные вопросы, метод «инсерт» при использовании других источников, просмотр видеороликов, способствующий развитию критического мышления, в процессе которого учащиеся снова сходятся в беседе, проведение опытов в паре, так как наблюдая ход лучей через призму, ученики обсуждают дальнейшие действия. Так же я считаю, что самооценивание тоже является примером исследовательской беседы, в которой учащиеся познают свой уровень знаний, который является подмостком для дальнейших действий, дабы достичь свою зону ближайшего развития.

Л. Выготский утверждает, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР определяет навыки и способности, которые развивает ученик; диапазон заданий, которые он пока не может выполнить самостоятельно. Для выполнения таких заданий ученикам нужна помощь взрослых или более компетентных лиц, которые могли бы поддержать их в обучении новому. (3с.134)

Часто исследовательский вид беседы переходит в беседу-дебаты: при построении схем движения луча дети расходятся во мнениях и между ними возникает спор, в процессе которого каждый пытается доказать свою точку зрения.

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро­ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчер­кивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. (4.с144)Именно поэтому на каждом из серии четырех проведенных уроках использовала форму проведения урока-диалог: диалог «Учитель-ученик», «ученик-ученик».

Я думаю, здесь является решающей роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда есть возможность общения с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в том случае, когда обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но они уже входят в его ЗБР. (5.с 144 ) Именно здесь необходима поддержка учителя. На своих уроках я проделывала таким образом: ученику А впервые предстояло самому провести опыт и при проведении его доказать закон прямолинейного распространения света, поэтому я дала наводку, что конкретно нужно доказать, предоставила оборудование и двух помощников –учеников В и С. Таким образом ученик А в компании со своими одноклассниками чувствовала себя уверенней, ученик В помог в выборе основной теории, а ученик С подготовить оборудование к проведению опыта и провести его. В процессе урока я убедилась, что ученик В на основе проведенного опыта смог решить задачи.












Подготовка к проведению опыта Оценивание


Важную роль играет те вопросы, которые мы задаем учащимся. Постановка вопросов явля­ется ключевым навыком, так как при удачной его формулировке он становится эффективным ин­струментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников. Есть мнение, что существуют в большинстве своем два типа вопросов, которые учителя исполь­зуют для достижения понимания учениками: вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка. Вопросы «низкого порядка» иногда называют «закрытыми» или «буквальными». Они направлены только на запоминание, и ответы на них расцениваются как «правильные» или «непра­вильные». Вопросы «высокого порядка» направлены на умение ученика применять, реорганизовы­вать, расширять, оценивать и анализировать информацию каким-либо образом. Можно использовать различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников, такие как побуждение, апробирование и переориентация.

Побуждение: вопросы для побуждения необходимы для получения первоначального ответа и оказания помощи в его корректировке, к примеру – упрощение формулировки вопроса, возвращение к пройденному материалу, подсказки, частичное принятие того, что правильно, и побуждение к более полному ответу.

Апробирование: вопросы для апробирования формулируются таким образом, чтобы помочь ученикам давать более полные ответы, ясно выражать свои мысли, развивать свои идеи. Кроме того, подобные вопросы направляют ученика в процессе решения задач, к примеру: «Вы не могли бы предложить нам пример?».

Переориентация: вопрос-перенаправление другим ученикам, к примеру: «Кто-нибудь может помочь?».

  1. (6стр.146-147)

  2. В своей практике я использовала такие вопросы, которые способствовали развитию логического мышления, заставляли задумываться, размышлять и еще раз обращаться к теории. Видео-вопросы, вопросы, на прямую связанные с жизнью, связанные с другими предметами. Вопросы задавались в порядке от простого к сложному, индивидуальные вопросы, вопросы с конкретным ответом типа «Да-Нет». Большое значение я уделяла вопросам для совместного обсуждения так как Барнс (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.

На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

  • позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

  • помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

  • содействует аргументированию учениками своих идей;

помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. (7 , с.145)

Кроме того ученики в процессе беседы учатся слушать, что немало важно для учебного процесса. При защите постеров и проведении опытов, я создавала такую атмосферу, чтобы учащиеся учились слушать и быть услышанными. А именно: давала задания по разделам для того, чтобы участники других групп были заинтересованы в объяснении других разделов, чтобы знать весь материал. Кроме того ученики развивали свои творческие способности, делая свой постер красочным и ярким, стараясь этим самым привлечь и обратить на себя внимание, выразить важность изложенного им материала и быть услышанным.

В процессе преподавания на практике я училась слушать и сама, так как при проведении пробных уроков заметила, что для ученика и повышения качества учебного процесса важно время, которое я уделяла, чтобы ученик мог раскрыть свой ответ и смог раскрыться сам. Раньше я практически всегда при стремлении получить нужный мне ответ, не давала ученику времени подумать над правильностью выбора ответа: сажала на место со словами: «нет», «не верно», «садись, это не тот ответ» и тому подобное. После прохождения первого этапа обучение, на своей практике я старалась выдержать те 3-7 минут после постановки вопроса, чтобы ученик мог вдуматься в суть и понять, что ему нужно ответить. А самое главное я училась выслушать ученика и дать время подумать над ответом, если тот был не верным или не точным. Каким образом я это делала: повторяю вопрос после паузы, чтобы у учащихся была возможность вдуматься в суть вопроса; в случае, если ответ учащегося не верный или не точный-выдерживаю паузу в 3-7 минут, что дает задуматься другим учащимся над верным ответом, дает возможность им же добровольно ответить (а кому-то ответить впервые, как это произошло на одном из моих уроков, когда ученик С сам по собственному желанию ответил на тот вопрос, на который не смог в данный момент ответить ученик группы В). Харгривс и Гэлтон утверждают, что мгно­венной и инстинктивной реакцией учителя, как правило, является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может приве­сти к увеличению следующих параметров:

1. Продолжительность ответов учеников.

2. Количество добровольных ответов.

3. Частота вопросов учеников.

4. Количество ответов от менее способных учеников.

5. Взаимодействие по типу «ученик-ученик».

6. Частота дискуссионных ответов.

Увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. Кроме того, в отношении цели важно пом­нить о скорости: серия закрытых вопросов может быть уместной, но в некоторых случаях необхо­димо, чтобы ученики давали более продуманные и глубокие ответы. (8с.148)

Анализируя весь этот теоретический материал, я задумывалась над тем, как нужно строить взаимодействие между учителем и учеником, между учеником и учеником. А это не мало важно, так как прежде всего отразилось на структуре урока. А всем известно, что от построения хода урока зависит и качество проведения урока, работа учащихся.

Мои новые уроки начинались с создания в классе коллаборативной среды в виде-эмоционального настроя детей на позитив и разделение на группы. Работа в группах помогала учащимся почувствовать себя свободней и уверенней, окунуться в атмосферу доверия и сотрудничества, которая способствует взаимообучению: учащиеся слушают друг друга, рассматривают альтернативные точки зрения. Задания на классификацию объектов, самостоятельный выбор основного материал, самостоятельное определение темы и целей урока способствовал развитию критического мышления, что стало отправной точкой для дальнейшего развития детей и обучения.

  1. Во всех 4 последовательных уроках я использовала диалог: побуждающий- для выявления имеющихся знаний учащихся в виде заполнения таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал».












Побуждающий диалог на стикерах «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

  1. Кроме того учащиеся использовали интернет для поиска новой информации, что очень удивило учащихся и заинтересовало еще больше. Я заметила, что искать информацию по телефону стали даже казалось бы самые неактивные ребята.









Поиск информации через интернет

  1. Учащиеся в группах с удовольствием составляли постеры, что способствовало развитию интереса у учащихся к предмету, поисковых навыков, а так же творческих способностей. Выступление в роли спикеров способствовало самовыражению учащихся. Меня удивило, что защищать постер вышел ученик С, который почти на всех уроках молчал. Для себя я взяла на заметку, что ему нравится выступать в роли спикера, кроме того, он активно принимал участие в составлении постера и выборе материала. Все задания соответствовали возрастным особенностям учащихся. Просмотр видеоматериал предполагал развитию навыков наблюдения и анализа. Дети размышляли, самостоятельно делали вывод, что вызывало затруднения, так как они не привыкли работать практически бес помощи учителя. Сложно было мне дать время учащимся сформулировать правильно ответ. Через листы самооценивание я узнала, уровень усвоения материала учащимися. Через взаимооценивание «Светофор», «Знак рукой», «Две звезды, одно пожелание» ребята учились оценивать работу друг друга, что развивало ответственность за свою работу и заставляло задуматься, где нужно в следующий раз подтянуться. В листах рефлексии «Что я узнал» и «Как я сегодня работал», «Да-нет» и «Что я не понял», «Дерево высказываний» и эссе «Что я узнал по данному разделу», в написании эссе дети указали то, что нового они получили, какую работу проделали на уроке и над чем им нужно поработать, что было маячком для меня для к дальнейшим действиям.













Написание эссе «Что я узнал из разделу «Световые явления»»

и заполнение листа рефлексии «Как я работал на уроке»


  1. По ответам учащихся и по результатам заполнения листов рефлексии я сделала вывод, что ученики усвоили материал, узнали то, о чем хотели узнать. Учащимся понравилось оценивали работу друг друга и самих себя с полной серьезностью, что означает, что они осознают, что им необходимо это для дальнейшего развития.

  2. В будущем я несомненно буду стремиться создавать такие условия, при которых «ученики имеют самомотивацию, и, как следствие-стремление и любознательность» (9 с140), что будет являться моим подмостком для дальнейшей работы над открытием и развитием успешного ученика.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Новые подходы на уроках физики

Автор: Русяйкина Валентина Михайловна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Планирование и стуктура урока физики."
    ["seo_title"] => string(33) "planirovaniieistukturaurokafiziki"
    ["file_id"] => string(6) "259920"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448867222"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока физики "Давление. Единицы давления" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-fiziki-davlieniie-iedinitsy-davlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111838"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407959442"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства