Научно – исследовательская работа «Проблема выбора профессии современными подростками»
Научно – исследовательская работа «Проблема выбора профессии современными подростками»
Перед подростками стоит непростой выбор - кем стать, какое направление выбрать, какую профессию освоить. При этом ребята советуются с родственниками, сверстниками, изучают заработную плату и условия труда, престижность разных профессий. Данная работа раскрывает проблему выбора профессии, содержит исследования в виде анкетирования одноклассников. Она полезна подросткам для более глубокого осмысления значимости выбора профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-17 лет. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим.
Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием , у подростков наблюдаются и глубоко психологические , личностные изменения . К таким изменениям следует отнести формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства ,собственных возможностей и способностей .Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви .
В течение подросткового периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему миру и к самому себе , формируется та жизненная позиция , с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь .
Окончание переходного возраста и вступление во взрослую жизнь – очень важный период в жизни любого человека – выпускные экзамены большая ответственность! И на фоне этого необходимо принять одно из важнейших решений в жизни – выбор будущей профессии. А в 16-17 лет еще не произошло становление человека, скорее всего у подростка нет психологической готовности, сделать выбор на всю оставшуюся жизнь. Обо всех профессиях он знает лишь со слов других, а ведь это не вся исчерпывающая информация.
Мир профессий огромен, но для того чтобы сделать правильный выбор необходимо тщательно разобраться в себе, во внутренних свойствах, данных от природы. Ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:
- отношение к выбору профессии как к неизменному;
-бытующее мнение о престижности профессии;
-выбор профессии под влиянием товарищей, за компанию чтобы не отстать;
-перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию;
-увлечение только внешней или какой ни будь частной стороной профессии.
Исторические сведения
Нашим предкам были не знакомы наши проблемы с выбором профессии, человек умел сам делать себе все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасности. Постепенно происходило разделение труда: сначала на охотоводство и земледелие, затем появились ремесла и торговля. Позднее профессию определяло государство, которому нужны были люди четырех чинов: освященный, служивый, торговый, земледельный. Кто в каком сословии родился, такое занятие и получал. Крепостной устав гласил: «Чтобы божьи люди и государевы в своем уставе и в царском повелении твердо и непоколебимо стояли». Этому уставу следовали до XVII века.
Основы профессиональной ориентации в упорядоченной форме начали складываться с середины XVIII века. Одной из первых книг, посвященной этой теме, стало «Руководство по выбору профессии», которое вышло в 1849 году во Франции. Первые диагностические методики, диагностические центры, первые частные службы профориентации появились в Англии, Франции, в США в начале XX века. Опыт американских тестологов показал высокую эффективность психологического отбора в профессию. Отсев из учебных заведений снизился более чем на 25-30%, аварийность на предприятиях снижалась на 40-70%.
В настоящее время проблемами профориентации в Европе и США занимаются крупные университеты, различные научно- исследовательские центры.
Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона, основные положения которой он сформулировал в 1908 году. Главная идея состояла в трех фазах профориентационной работы: первая включает изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию. Вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах. Третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии, которое происходит на основе установления соответствия особенностей человека требованиям профессии. При этом полностью игнорировался факт того, что мир профессии чрезвычайно динамичен и требования, предъявляемые ими к человеку, неуклонно меняется. Сама индивидуальность человека также рассматривалась как нечто застывшее и неизменное. Но способности не существуют в статике, они динамичны, находятся в процессе развития, зависят от того, как обучается и воспитывается человек.
Исследование и анализ.
Друзья
Родители
Учителя
Личность. Выбор профессии.
Факторы,
влияющие на выбор
Книги
Газеты, журналы.
Кино, телевидение
Первоначальные идеи
Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом - процесс длительный, требующий от человека;
- адекватной оценки собственных возможностей;
- знать как о своих сильных сторонах, так и о личных затруднениях;
- овладение культурой самопознания;
- готовность к постоянному процессу обучения, повышения собственной профессиональной компетентности.
Многие годы, ранее, у нас в стране повторяли, что каждый труд в почете, но для собственных детей родители ограничивали круг профессий с учетом веяний времени, моды, будущих перспектив - это актуально и в данное время. Родители, друзья, учителя, интернет - начинается активный поиск идеального варианта, который бы подошел по всем параметрам. Но в будущем многие недовольны своим выбором специальности.
Одна из бирж труда в интернете провела опрос родителей. Им предложили отметить один или несколько критериев, на которые они ориентируются при выборе высшего учебного заведения и будущей профессии ребенка.
Критерии родителей при выборе профессии своему ребенку:
- 70% - считаются с желанием своего ребенка в выборе профессии;
- 55% - настаивают на специальности, которая в будущем принесет надлежащий доход;
Мотивы, которыми руководствуются школьники в профессиональном выборе:
- 72% - уровень заработной платы;
- 52% - возможность сделать карьеру;
-32% - приносить пользу людям;
- 25% - социальный престиж;
-21% - творческий характер профессии;
-17%- возможность общения с людьми.
Да, выбор профессии равносилен выбору судьбы. Поэтому, прежде чем определиться с профессией, нужно дать себе правильную оценку и понять, что больше всего интересует.
Проблема выбора будущей профессии современными школьниками
Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, психологов, юристов, врачей. Привычными стали судебные иски предъявляемые клиентами своим стоматологам, косметологам, пластическим хирургам. Потребители - производителям недоброкачественных продуктов и лекарств. Падают самолеты и вертолеты, рушатся дома, теплоходы не могут разъехаться в бескрайнем море. Причина - халатность и недостаток профессионализма.
Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но, даже смутно не представляя кем, будут работать. Число выпускников школы приближается к числу абитуриентов. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности, одни из-за того, что не могут найти работу, другие из за того что разочаровались в профессии, выбранной из соображения престижа или за “компанию”.
Отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров – вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь:
Типичные трудности.
Решаемые задачи.
- отсутствие, неполнота или недостоверность информации о выборе;
- формирование способности к анализу рынка труда и профессий;
- неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию;
-недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий;
- освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности – рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция;
- анализ рынка образовательных услуг, систематизация источников и способов получения информации о рынке труда, изучение требований к работнику;
- недостаточное знание самого себя, заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний;
- нарушение эмоционально – волевой и коммуникативной сферы,
- отсутствие мотивации к труду;
- формирование способности к самопознанию;
- повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний;
- поиск мотиваций к труду;
- социальная незрелость;
- отсутствие жизненных ценностей высшего порядка;
- активизация социальной позиции;
- формирование жизненных ценностей высшего порядка;
- нет навыков принятия решения планирования карьеры;
- выработка навыков планирования карьеры – выбор профессии, путь ее получения, трудоустройство;
- отсутствие навыков самостоятельной работы;
- проявлять самостоятельность;
неуверенность в своих силах, тревога по поводу возможных неудач.
-психологическая поддержка, создание ситуации успеха, активизация ресурсов для достижения цели, выработка запасных вариантов.
Существует множество факторов, влияющих на выбор профессии: мнение родителей, сверстников, индивидуальные особенности, уровень развития интеллекта, интерес к тому или иному виду деятельности.
Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы – влияние родителей, престижность профессии. Способности, склонности и личные профессиональные планы стоят на последнем месте. На первом месте стоит мнение окружающих. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.
Вступление во взрослую жизнь не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические и социальные стороны которого имеют свои силы, свой ритм и темп развития. В связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития подростков у них возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях еще недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.
“ Кто Я?”, “ Кем стану?”, “ Каким Я хочу и должен быть?”. Именно с вопросов к себе и о себе связана перестройка самосознания. В 17 -18 лет оценивают себя, прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии.
Мы все в детстве мечтали о том, чтобы стать кем-то великим, важным или известным. Выбор профессии – важный шаг из юности во взрослую жизнь. Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, для этого нужно “ регулярно сверять часы” с детскими мечтами, детская мечта должна сохраняться в душе.
Кто бы, что не говорил, а он с упорством фанатика штудирует учебники по физике и биологии, или посещает кружек “ Юный физик” и хорошо представляет себе, кем быть и куда поступить – перед Вами счастливчик! Хорошо когда проблема выбора профессии тревожит – это означает социальную и психологическую зрелость подростка. Хуже, если ему пока все равно, и он пойдет туда, куда мама за ручку отведет.
Профессия должна приносить удовольствие, вызывать положительные эмоции и обеспечивать максимальную реализацию возможностей.
Меняется эпоха, она диктует условия, при которых деятельность должна быть профессиональна. Профессиональный труд – это всегда красиво, будь то станочник или художник, учитель или банковский оператор. Профессионала отличает уверенность, отсутствие суеты, нервозности, внутренняя удовлетворенность. Немаловажным условием профессионализма являются способности личности к определенному виду деятельности, ее профессиональная направленность. Человеческая потребность в определенной профессиональной деятельности рассматривается как профессиональная склонность. Подросток должен знать, что в основе профессионального труда заложен принцип трех “ И”.
Интеллект
Интерес к работе Информированность
Говоря о высокопроизводительном труде, можно вывести следующую формулу:
С О К ПТ ВК ПТ
С – способности ПК – профессиональная культура
О – образование ВК – высокая культура
К – культура ПТ – производительность труда
Профессиональная пригодность – свойство личности, о которой можно судить по двум критериям:
- успешности овладения профессией,
- по степени удовлетворенности своей деятельностью.
Для того чтобы стать профессионалом в своей профессии, сделать правильный выбор, подростку необходимо проанализировать всю собранную информацию об интересующих профессиях. Желательно побывать на рабочих местах, побеседовать со специалистами, работающими по интересующей профессии. Необходимо отдавать себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. Иногда полезно начинать свою карьеру не с теории, а с практики. Например: многие талантливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся наше тело, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той, или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наи- более ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является –выбор профессии. Оттого насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих - большая жизненная удача. Будет это или нет - во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.
личность профессия
Самоанализ
+ Узнала много нового о выборе профессии – это пригодиться мне в будущем.
+В результате моих исследований ознакомилась с некоторыми статьями по психологии – это расширило мой кругозор и позволило на многие вещи смотреть по-другому.