Просмотр содержимого документа
«Культура Татарстана "Курай — национальный инструмент татарского народа"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Разработка мероприятия на тему:
Культура Татарстана "Курай — национальный инструмент татарского народа"
Выполнил: Фасхутдинов И.З.
преподаватель народного отделения
Пгт Балтаси
Культура Татарстана "Курай — национальный инструмент татарского народа"
Цели.
1. Познакомить с видами курая –татарского национального инструмента;
2. Рассказать о выдающихся кураистах;
3. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю.
Оборудование. Аудиозаписи с мелодиями курая, курай – музыкальный инструмент, нотная литература.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Нуриев Фидарис «Башкирский народный танец»
1. Игра “Буквы рассыпались”.
На доске буквы К Р А Й У. Составить всевозможные слова с этими буквами
(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)
Учитель. Какое слово самое короткое?
Дети. Рай.
Учитель. Какое слово самое длинное?
Дети. Курай.
Учитель. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, о его видах, послушаем мелодию курая.
Учитель. Ребята, что вы знаете о курае?
(ответы учащихся).
III. Продолжение работы над новым материалом.
1. Рассказ учителя о курае.
Учитель. Ребята, кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “Сынрау торна” - “Звенящие журавли”, имеет более тысячелетнюю историю. Курай в основном изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале (показ рисунка растения курай – реброплодника уральского).
Рисунок 2.
Учитель. На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.
2. Прослушивание отрывков мелодий курая.
Учитель. Какие чувства вызвала мелодия курая?
Ответы учащихся.
3. Рассказ учителя о курае.
Учитель. “Сделаю из камыша и заиграю на сор-курае…” поётся в народной песне. ( На доску вывешивается карточка - сор – курай – из тростника). На нём в основном играют девушки, женщины. Длина этого курая около 50 см.
С собой в походы татары брали медный курай (на доску вывешивается карточка – медный).
Учитель. Почему в походы брали именно медный курай?
Дети. Потому что медный курай был прочным.
Учитель. В народных преданиях говорится о медном курае Салавата Юлаева. С конца 70-х гг. 20 века мастер В. Ш. Шугаюпов изготавливает курай из деревянного шпона. (На доске карточка – из деревянного шпона)
7. Чтение стихотворения о курае.
Звуки гаммы раздаются, и друг другу не мешая,
Дети в классе собрались, здесь идёт урок курая.
Объясняют им заданье, чтобы каждый сделать мог.
Ведь учитель спросит строго, кто не выучит урок.
Научиться на курае песни разные играть,
Нужно очень заниматься, надо детям много знать.
Надо знать, как пишут ноты, чтобы звуки извлекать.
Как на нём расставить пальцы и как правильно дышать.
Ведь мелодия курая близкозвучна речи той,
Потому, что появился, он в Татарии родной.
Горе, радость и печаль всё с народом разделил.
Доблесть воинскую, славу он на веки сохранил.
Звуки гаммы раздаются и слова татарских песен.
Этот древний инструмент для ребят стал интересен.
Но не все курай освоят - это вовсе не беда.
Ведь любовь к татарской песне сохранится навсегда!
Гибадуллин Аяз т.н.п. «Су буйлап»
Камалиев Ильназ т.н.п. «Эрбет»
Гибадуллин Ильяс т.н.п. «Тан атканда»
Читают выразительно несколько учащихся под мелодию курая.
Курай (М. Гали)
Ах, как мне нравится Курай! Ах, как на нём мой брат играет! Прошу я брата: “Поиграй Ещё немного на курае! Как это палочка поёт? Хочу понять - не понимаю Я вот уже, который год Над этим голову ломаю”. А брат смеётся мне в ответ И подаёт Курай: “Пойми ты: Он открывает свой секрет Лишь настоящему джигиту”. Нет, я не стану горевать, Я от обиды не заплачу: Я завтра ж научусь играть – Какой же я джигит иначе?!
Курай (А. Игебаев)
Когда я слушаю Курай, То радость льётся через край. Неприхотлив и невелик Курая песенный родник. Тростинку срежу я в лесу, Домой с собою унесу. И только дуну в свежий срез, - Как зашумит уральский лес. И зажурчит наверняка, В ней мелодичная река. Держу курай… В родном краю Я песни звонкие пою.
IV. Подведение итогов.
2. Беседа.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
Дети. Мы узнали о разновидностях курая.
Учитель. Назовите эти разновидности.
Дети. Сор – курай, курай из тростника, медный курай, из деревянного шпона.