Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход.
Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход.»
Информация
о создании учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию и саморазвитию
в 2016-2017 учебном году.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Дифференцированный подход к обучению
Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению:
положительное;
безразличное;
отрицательное.
Положительное отношение к учению характеризуется –активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью провожу диагностику сформированной мотивации у учащихся 9 класса, выбор группы определяется, прежде всего, тем, что именно в этот период чаще всего наблюдается снижение результативности учебной деятельности учеников.
В начале учебного года учащимся предлагаются следующие анкеты:
Анкета 1
а) Почему ты учишься?
б) Зачем ходишь в школу?
Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?
Анкета 2
Продолжи предложения.
Мне нравится на уроке…
Мне мешает на уроке…
Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
Отвечая на вопросы, учащиеся смогли более осознанно понять своё участие в учебном процессе.
Вот некоторые ответы учащихся 9Д класса на Анкету 1.
А)
Чтобы получить знания и образование – 10 уч-ся (83%)
Это необходимо – 7 уч-ся(58%)
Чтобы саморазвиваться – 5 уч-ся (42%)
Б)
Учиться – 7уч-ся(58%)
Необходимо – 5(42%)
Узнавать новое – 3(25%)
В школе весело – 3(25%)
2.
Почти невозможно – 3уч-ся(25%)
Можно -5уч-ся(42%)
Не знаю – 3(25%)
Анкета 2
Интересно на уроке, когда учитель дает дополнительный материал, кроме учебника, использует презентации – 10 уч-ся (83%)
Мешает на уроке шум одноклассников – 11у-ся (92%)
Чтобы учителя были менее требовательны – 5(42%)
Чтобы учителя больше спрашивали – 2(17%)
Анализ второй анкеты показывает, что ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отметили, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителей с ними.
Выход данной работы – это:
1) Проведение классного собрания с учащимися, где обсуждались ответы на вопросы анкет (Анкета 1, Анкета 2), и в ходе беседы выделены положительная и отрицательная стороны мотивации учения.
Таблица “Мотивации учения”
Положительная мотивация.
Удовольствие от учёбы
Значимость результата
Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала.
Отрицательна мотивация.
Вознаграждение за результат
Принуждение к учёбе
Признаки мотивации
Осуществление собственной деятельности
Умение отстаивать своё мнение
Умение оценивать одноклассников
Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения
“Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких.
И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.
Признаки мотивации
Слабая заинтересованность в учёбе
Нацеленность лишь на оценку
Неумение ставить цели
Неумение преодолевать трудности
Отрицательное отношение к школе, учителям
Рекомендации для учащихся:
По чаще просматривайте эти записи.
Постарайтесь думать и делать так, чтобы для вас были более характерны признаки положительной мотивации.