На протяжении всей жизни для каждого человека столпами образования являются: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, опубликованные в Докладе Международной комиссии по образованию, представленные ЮНЕСКО. Именно они стали ведущими ориентирами в определении миссии и генеральной цели образовательной деятельности гимназии.
Миссия Гимназии:
Принятие факта ценности каждого ученика и предоставление гарантированного поля возможностей, в котором обеспечивается успешность участников образовательного процесса.
Генеральная цель:
Создание условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности, успешно реализующей потенциал социально-ценностных качеств.
В основу проектирования учебно-воспитательного процесса гимназии положен ведущий принцип универсальности образования (овладение универсальными способами деятельности как способами целостного освоения мира).
Таким образом, образование в гимназии ориентировано на создание комплекса условий, в которых формируется и развивается личность с позитивной мотивационной направленностью и высоким уровнем потребности достижения успеха.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России социализация рассматривается как фундаментальное социально – педагогическое понятие.
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Взятая нами за основу модель ЮНЕСКО универсальна и существует не один десяток лет.
Мы осознаем, что изменилась социализирующая среда, изменились формы, технологии и методы работы, программное обеспечение, компетентность педагогических кадров. Уже четвертый год в гимназии в условиях опережающего введения реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт (на ступени начального, основного общего образования в 5-6 классах).
Работа в качестве базовой площадки НТФ ИРО оказывает существенное влияние на расширение пространства взаимодействия гимназии со всеми субъектами образования и инициирует новый сценарий развития образовательного учреждения. Работа под руководством Института развития образования для педагогов гимназии является возможностью обобщить и продемонстрировать накопленный опыт и познакомиться с оригинальным опытом коллег, а также получить оперативную и достоверную информацию о новых педагогических технологиях, познакомиться с новыми документами, касающимися введения Стандарта, которые активно используются тьюторами при проведении очных стажировок, а также в организации научно-методической работы в гимназии (заседания кафедр, педсоветы, заседания научно-методических советов).
Сегодня, когда в арсенале гимназии накоплен достаточный багаж эффективных инновационных практик, мы можем рассматривать социализацию как фактор оценки качества работы гимназии, а четыре основополагающих элемента образования – в качестве направлений деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАОУ Гимназии № 86 »
Губанова И.А., зам. директора по воспитательной работе
Сыромолотова Т.Ю., зам. директора по правовому воспитанию
МАОУ Гимназия № 86. Г. Н. Тагил
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МАОУ Гимназии № 86.
На протяжении всей жизни для каждого человека столпами образования являются:научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, опубликованные в Докладе Международной комиссии по образованию, представленные ЮНЕСКО. Именно они стали ведущими ориентирами в определении миссии и генеральной цели образовательной деятельности гимназии.
Миссия Гимназии:
Принятие факта ценности каждого ученика и предоставление гарантированного поля возможностей, в котором обеспечивается успешность участников образовательного процесса.
Генеральная цель:
Создание условий, способствующих формированию конкурентоспособной личности, успешно реализующей потенциал социально-ценностных качеств.
В основу проектирования учебно-воспитательного процесса гимназии положен ведущий принцип универсальности образования (овладение универсальными способами деятельности как способами целостного освоения мира).
Таким образом, образование в гимназии ориентировано на создание комплекса условий, в которых формируется и развивается личность с позитивной мотивационной направленностью и высоким уровнем потребности достижения успеха.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России социализация рассматривается как фундаментальное социально – педагогическое понятие.
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Взятая нами за основу модель ЮНЕСКО универсальна и существует не один десяток лет.
Мы осознаем, что изменилась социализирующая среда, изменились формы, технологии и методы работы, программное обеспечение, компетентность педагогических кадров. Уже четвертый год в гимназии в условиях опережающего введения реализуется новый федеральный государственный образовательный стандарт (на ступени начального, основного общего образования в 5-6 классах).
Работа в качестве базовой площадки НТФ ИРО оказывает существенное влияние на расширение пространства взаимодействия гимназии со всеми субъектами образования и инициирует новый сценарий развития образовательного учреждения. Работа под руководством Института развития образования для педагогов гимназии является возможностью обобщить и продемонстрировать накопленный опыт и познакомиться с оригинальным опытом коллег, а также получить оперативную и достоверную информацию о новых педагогических технологиях, познакомиться с новыми документами, касающимися введения Стандарта, которые активно используются тьюторами при проведении очных стажировок, а также в организации научно-методической работы в гимназии (заседания кафедр, педсоветы, заседания научно-методических советов).
Сегодня, когда в арсенале гимназии накоплен достаточный багаж эффективных инновационных практик, мы можем рассматривать социализацию как фактор оценки качества работы гимназии, а четыре основополагающих элемента образования – в качестве направлений деятельности.
Раскроем их содержание:
научиться познавать, сочетая достаточно широкую общую культуру с возможностью углубленной работы в различных областях человеческой деятельности, а также умение учиться, с тем, чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет непрерывное образование;
В гимназии социальное знание передается ребенку педагогом либо в форме учебного (предметного) знания (через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, работу детских объединений, кружков, секций и клубов по интересам), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения, чаще всего характерных для внеурочной сферы школьной жизни).
Важное место в процессе реализации личностного потенциала обучающихся гимназии занимает проектная деятельность. Работа с проектами предоставляет свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития и социализации личности.
В начальной школе, связи с переходом на новые стандарты, для учителя актуальными становятся задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, готовой самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, ориентироваться в мире информации, уметь применять приобретенные знания в повседневной жизни, другими словами - уметь учиться. Новые социальные запросы заставляют педагогов отказаться от традиционных методов обучения, появляется необходимость использовать неурочные формы организации образовательной деятельности. Таким условиям полностью отвечает технология решения проектных задач.
Проектные задачи поддерживают детскую индивидуальность, помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга, управлять собственным поведением в групповой работе, ориентироваться в мире, перенасыщенном информацией.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися способов действий, средств и приемов в ситуациях по форме и содержанию приближенных к реальным, т.е. данная форма организации образовательной деятельности способствует социализации обучающихся, адаптирует детей к реальной жизни.
В настоящее время главным условием для достижения образовательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей, способностей, уровня подготовки, «зоны ближайшего развития», а также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта самоуправления, что и позволяет реализовать Программно-аппаратный комплекс для начальной школы.
На занятиях внеурочной деятельности по различным направлениям в гимназии педагоги успешно используют ПАК, реализуя курсы «Я - исследователь», «Мультстудия «Карусель», «Развитие познавательных способностей» и др.
В рамках дополнительных платных образовательных услуг для детей 6 лет в группах адаптации к условиям школьной жизни в кабинете с Программно-аппаратным комплексом проводятся занятия по развивающему курсу «Интеллектика», который направлен на развитие у детей памяти, мышления, воображения.
Работа с проектами, интеллектуальные фестивали, проводимая в гимназии декада науки культуры и мира, ежегодный гимназический фестиваль «Ученик года» уже в течение многих лет координируется гимназическим научным обществом учащихся «Академия Альфа плюс». Через организацию и проведение таких значимых событийных мероприятий как «Неделя науки, культуры и мира» для школьников создается возможность социального действия (актив НОУ совместно с педагогами и руководителями детских объединений, органом ученического самоуправления «Корпорация XXI век» планирует содержание и наполнение недели, формы проведения мероприятий). Таким образом, самостоятельный поступок «Опыт поступания» (М.М. Бахтин) становится мерой личностного роста гимназиста, позволяет принять решения и нести ответственность за свои поступки.
Свобода выбора, личная заинтересованность ребят в том или ином деле, дает возможность реализовать эффективные инновационные практики.
Проект Ассоциированные Школы ЮНЕСКО стал своеобразным «Окном в мир» для учащихся и педагогов гимназии. Деятельность клуба «Молодежные лидеры ЮНЕСКО» создает дополнительные возможности социализации и приобщения обучающихся к мировым культурным ценностям, мировым знаниям что предполагает развитие кругозора и коммуникативных компетенций. Особое внимание на занятиях в Международной открытой школе уделяется формированию ораторских способностей, позволяет учащимся реализовать свои возможности в ораторских турнирах, международных сессиях по тематике ЮНЕСКО, событийных мероприятиях и фестивалях гимназии.
Занятия в клубе ЮНЕСКО «Рифей», отражающего деятельность Ассоциированных школ, позволяет обучающимся приобщиться к мировому культурному наследию, научить толерантному отношению к социуму. Тренинговые занятия, погружения, диалоговые формы взаимодействия детей и взрослых, межнациональные слеты позволяют приобщить гимназистов к базовым национальным ценностям, воспитать чувство гражданского долга.
Научиться делать, с тем, чтобы не только приобрести необходимые знания, профессиональную квалификацию, но и компетентность, которая дает возможность справиться с различными жизненными ситуациями.
Центр универсального образования (ЦУО) как инфомационно-коммуникационная среда гимназии целенаправленно активизирует творческие и научно-исследовательские процессы, позволяет нейтрализовать негативные факторы стихийной социализации. Главной особенностью центра является современный подход в обучении: сочетание цифровых методов с практическим использованием полученных знаний на трехмерных модулях-симуляторах, а также сиюминутное применение полученных результатов в групповой работе.
Занимаясь в центре, учащиеся приобретают практические и социальные навыки познания и обучения. ЦУО гимназии служит инструментом социализации в динамичном современном обществе, ознакомления учащихся, педагогов и родителей с новыми передовыми технологиями.
Введение социального проектирования в гимназии с использованием медиаязыка социальной рекламы в учебно-образовательный процесс позволило вовлечь гимназистов и взрослых (педагогов и родителей) в сферу социального творчества, духовного и гражданского воспитания через познание правовых норм, справедливости, человеколюбия, доброй воли, приобщения к национальной культуре и духовному самосовершенствованию.
Создание ребенком медиатекста в сфере социального проектирования способствует повышению его культуры и духовности, учит делать самостоятельный выбор социально-значимой информации в СМИ. Лучшие работы гимназистов по социальной рекламе были представлены на школьной выставке, приняли участие в социально-значимых акциях по пропаганде ЗОЖ и Открытом конкурсе «Новое пространство России».
Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях уважения ценностей плюрализма, взаимопонимания и мира происходит через расширение коммуникативного пространства.
Работающая в гимназии студия «Диалоги» объединяет такие предметы как: риторика, литература, история, изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, что позволяет расширить диалоговое пространство гимназии, вовлечь в совместные открытия детей и взрослых.
Использование в работе студии таких форм обучения как круглый стол, ток - шоу, дебаты, заседание совета, философский стол, урок – студия, рефлексивное проектирование позволяют вовлечь гимназистов в активный информационно-коммуникационный процесс обучения, что значительно повышает возможности воспитательного процесса. При этом меняется роль педагога – он регулирует ход события, согласует взаимодействие учащихся и этим формирует способность к осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной ситуации. Гимназисты получают возможность в свободной форме развивать навыки эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработки адекватной самооценки.
Реализуя систему детско-взрослых родительских собраний «Школа», «Семья ХХI», «Мы такие разные» в гимназии организуются собрания в форме проблемно-ситуационной игры, само построение которой представляет модель разрешения конфликтной ситуации. Работа в рамках этих форм рождается на основе актуализации собственного опыта, т.е. Владение современными технологиями деятельностного типа, методами активного социально-психологического обучения, интерактивными методами обучения и воспитания позволяет в ходе реализации данных программ достигать положительной динамики личностных результатов.
Происходит серьезная, качественная внутренняя работа личности ребенка, мобилизация субъектной психической активности. В результате таких собраний рождаются совместные проекты новой школы, семьи, в которых выстроены демократические отношения. Совместное общение участников ДВС позволяет всем осознать «важность совместного творческого общения», почувствовать «настоящую заботу родителей», понять, что «конфликт можно быстро разрешить», что «родители и дети не такие уж и разные».
Научиться жить, с тем, чтобы содействовать расцвету собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность.
Личностный рост гимназиста предполагает развитие через позитивное отношение к базовым общественным ценностям (ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОТЕЧЕСТВО, ПРИРОДА, МИР, ЗНАНИЯ, ТРУД, КУЛЬТУРА). Для становления позитивного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии. В гимназии такой опыт возникает в защищенной дружественной просоциальной среде. Именно в такой среде у школьника появляется желание жить в соответствии с принятыми ценностями. Мощным воспитательным событием в этом направлении считаем включение гимназистов в социально – значимые акции (Вахта памяти, ДЕТИ – ДЕТЯМ, Всемирный фонд дикой природы, Открой свое сердце – помоги бездомным животным, Помоги людям с ограниченными возможностями, Помоги инфицированным ВИЧ). Гимназия имеет давние традиции гражданско-патриотического воспитания. В рамках работы музейного комплекса (музей истории гимназии, музей космонавтики С.П. Королева) реализовано более 16 различных проектов. Именно в таких формах работы формируется целостная личность способная прийти на помощь ветерану Великой Отечественной войны, инвалиду, брошенному на улице котенку.
Стало традицией в гимназии проводить школьный конкурс социальных проектов « Я – гражданин», исследовательских проектов «Мы выбираем будущее». Одним из значимых Проектов стал «Площадка для скейтбординга», выигравший грант в 100 тыс руб. В настоящее время участниками образовательного сообщества и шефами гимназии НПК «Уралвагонзавод» проект реализован. Новый спортивный комплекс стал достойным местом отдыха не только для гимназистов, но и для жителей микрорайона.
Формированию стратегий поведения, конструктивному выходу из конфликта, техникам коммуникации способствуют занятия с учащимися по программам профилактически-коррекционного курса «Все цвета, кроме черного» для обучающихся 2-6 классов и «Тропинка к своему Я» для обучающихся 1-6 классов. Владение современными технологиями деятельностного типа, методами активного социально-психологического обучения, техниками медиации, интерактивными методами обучения и воспитания позволяет в ходе реализации данных программ достигать положительной динамики личностных результатов. В итоге большинство гимназистов, осваивающих данные программы, отличает высокий уровень психологического здоровья (85-92% ребят), а также высокий уровень эмоционально-личностной сплоченности их ученических коллективов (64-79%).
Единая среда общения гимназии формируется благодаря доступу к оперативной информации: действующие и обсуждаемые документы образовательного учреждения, перспективное и текущее планирование, расписание уроков, внеурочных занятий и мероприятий, электронный журнал, электронный дневник, всевозможные отчеты, доска объявлений, портфолио ученика и учителя, совместная работа над проектами, цифровые образовательные ресурсы, система для оперативного проведения контрольных мероприятий, система коммуникаций с использованием внутреннего почтового сервиса и форума и т.д.
NetШкола как раз и представляет собой интегрированную комплексную систему в масштабе образовательного учреждения, которая обеспечивает активное участие в учебном процессе как сотрудников, так и учеников, и их родителей.
Через освоение пространства «Сетевой школы» постепенно претворяется в жизнь предположение, что если «в эру индустрии родители идут в школу», то «в эру информации школа может сама прийти к родителям». На родительских собраниях мы постепенно, шаг за шагом уже в течение двух лет отрабатываем взаимодействие с родителями через систему «NetШкола». Меняется стиль работы с родителями - всеобщую информативность заменяет личностно-ориентированный подход и обеспечивается конфиденциальность информации, что приводит к более доверительному отношению родителей к школе.
Электронный школьный журнал гимназии сегодня работает как интерактивная экспертная система контроля качества образования, осуществляющая дифференцированный подход к каждому обучаемому, выстраивающая и анализирующая его индивидуальную образовательную траекторию в течение все периода обучения.
Опыт ведения ЭЖ в гимназии за четыре года показал заметное изменение характера взаимодействия учителей с родителями:
исчезли недоразумения по поводу недостаточной информированности родителей в связи с заполнением журнала и дневников;
появился оперативный и адекватный контроль со стороны родителей не только за дневником своего ребенка, но и за ведением журнала и выставлением отметок учителями;
повысилась объективность промежуточной аттестации (количество обращений от учащихся и их родителей сведено к одному-двум по итогам четверти).
Укоренению в гимназии духа толерантности и уважения к правам человека, формированию отношения к ним как к важнейшим ценностям общества, а также содействие развитию толерантности и правовой культуры участников образовательного сообщества служит Центр толерантности и правовой культуры гимназии. Именно развитие правовой культуры способствует и в дальнейшем будет в еще большей мере способствовать утверждению в правовом сознании тех ценностей, которые позволят сформировать в России толерантное поколение, призванное создавать справедливое, свободное и толерантное общество.
Впереди новые открытия и свершения: Открытие очно-заочной Школы «Учимся жить вместе», организация в гимназии работы омбудсменов (уполномоченных по правам участников образовательного процесса) из числа педагогов и обучающихся.
Принципиальное изменение цели позволило гимназии достигать личностных результатов, таких как личностная и социальная зрелость, проявляемая ребёнком в индивидуальной и совместной деятельности (со сверстниками, с младшими и старшими детьми, с взрослыми), в социальном поведении. А также выстроить новый образ результата социализации:
ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, умеет ценить результаты своих достижений.
учитель успешен, если он совместно с педагогами и родителями сопровождает индивидуальный путь развития каждого ребенка, воспитывая его как автономную личность, способную решать новые предметные, социальные и личностные задачи; создаёт мотивирующую, деятельностную, компетентностную и рефлексивную среду совместной деятельности с каждым ребёнком;
школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого.
Но процесс социализации личности в школе не заканчивается, он продолжается всю ее жизнь, о чем говорил в своем докладе 11.09.2013г. Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский «Стратегия реализации направлений НОИ «ННШ».