Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме самообразования :«Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности»»
Отчет по теме самообразования:
«Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности»
1.Над темой самообразования: «Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности», - работаю второй год.
2. В процессе работы сталкиваюсь со следующими проблемами:
1)Поскольку каждый ребенок индивидуален, то невозможно за короткий срок получить целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности. Для этого требуется достаточно большой промежуток времени.
2)Координация желаний, возможностей и способностей ребенка.
3)Ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть
самим собой, на формирование у него знаний умений и навыков самопознания,
самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм
и способов самореализации и самоутверждения.
4)Организация самоуправления.
3. Постановка проблемы.
Что же необходимо для развития индивидуальности ребенка? Прежде всего, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику , радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.
Для того чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно, надо создавать определенные педагогические условия, работать над выполнением следующих задач:
1) Хорошо знать каждого учащегося, его интересы, возможности, способности, индивидуальные черты характера.
2) Ориентировать учащихся на освоение нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
3) Создавать в классе творческую атмосферу, чтобы детям хотелось демонстрировать свои возможности и способности быть инициативными, активными и творческими для того чтобы накапливать опыт социального успеха.
4)Уметь координировать возможности, способности и потребности учащихся.
5)Постоянно повышать профессиональную компетентность и мастерство классного руководителя, стремиться к постоянному самообразованию и повышению уровня профессионализма.
6) Поддерживать постоянную связь с воспитательной, психологической и социально-педагогической службами школы в работе по развитию индивидуальности детей.
7).Осуществлять прочное взаимодействие с родителями.
4.Теоретическая база опыта базируется на изучении литературы по данной теме.
Анализируя состояние вопроса по литературным источникам, можно прийти к выводу, что каждый ребенок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит – сломать судьбу. А зная их, относясь к ребенку как к индивидуальности, развивая его, плодотворно сотрудничая с педколлективом и родителями, можно достигнуть отличных результатов. Воспитать самодостаточную , компетентную и востребованную личность . Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога и родителей, которые этому способствовали.
5.Цель работы над темой самообразования: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как классного руководителя.
Задачи:
Изучить методическую литературу по теме самообразования.
Изучить опыт педагогов, школы, района, области, страны.
Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс.
Вести диагностику, анкетирование, тестирование и мониторинг школьников.
Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Цели и задачи воспитательной работы в 5 «Б» классе в 2015-2016 учебном году
Цель: воспитание личности с активной гражданской позицией, способной к духовному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Задачи:
1.Продолжать работу по формированию у учащихся основных нравственных качеств, социально-значимых черт личности.
2.Повышать уровень воспитанности и культуры поведения учащихся.
3.Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся.
4.Формировать сплоченный классный коллектив.
5. Укреплять связи: семья – школа.
6.Работая над темой, были выделены:
1).Этапы работы над темой.
На первом этапе (2015-2016 учебный год)
Была определена исходная позиция будущей темы самообразования. Для этого, с одной стороны, необходимо было изучить литературу по данной теме, раскрывающую основные теоретические вопросы. С другой стороны, определить направления работы классного руководителя. Получить целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности.
На втором, третьем и четвертом этапах этапе (2016 -2017,2017-2018,2018-2019 учебный год) работать над выполнением поставленных задач.
Заключительный этап (2020-2021 учебный год) будет посвящен анализу, обобщению результатов, оформлению материалов самообразования.
2).Форма отчета по проделанной работе: методическая разработка и публикация на сайтах Интернета
3).Форма самообразования: теоретическая и практическая.
Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, конкурсы, видеоконфенцсвязь (ВКС).
Индивидуальная работа по самообразованию.
Сетевые педагогические общества.
4).Примерный план работы над темой.
Этапы
Содержание
1 Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
1 год работы над темой.
1. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.
1 год работы над темой.
2,3,4. Практический
1. Внедрение системы мер, направленной на решение проблемы.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов.
5 год
6. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение.
6 год
5).Основные направления работы над темой.
Я отвечаю за себя
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров. 2) Формирование гражданского отношения к себе. 3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. 4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Я отвечаю за Отечество
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. 2) Формирование гражданского отношения к Отечеству. 3) Воспитание верности духовным традициям России. 4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. 5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
Я отвечаю за своё здоровье
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. 2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. 3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я отвечаю за культуру
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры. 2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов. 3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Я отвечаю за семью
1) Формирование представлений о семейных ценностях. 2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей. 3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - жены.
Я отвечаю за школу
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Я отвечаю за планету
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой. 2) Воспитание гуманистического отношения к людям. 3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Работа с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
1) анкетирование
2) беседа
3) консультации
4) родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
6).Предполагаемые результаты. Выпускник девятого класса является личностью с активной гражданской позицией, способной к духовному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
7).Оценка эффективности работы.
На первом этапе была проведена большая и эффективная работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и возможностей, определены цели и задачи, разработана система мер, направленных на решение проблемы, изучена литература по данному вопросу.
Пятиклассники участвовали в школьных мероприятиях: выступали на концерте, посвященном Дню учителя, участвовали в мероприятии « Я пятиклассник», в конкурсе агитбригад по ЗОЖ заняли 2 место, в конкурсе строя и песни-1 место. В конкурсе на лучший новогодний класс-3 место, «Символ года - 2016», - 2 место. В туристических соревнованиях «Завтрак на траве»- 2 место, 1 место – в спортивных состязаниях «Перестрелки». Приняли участие в подготовке и проведении классных часов: « Ты живешь среди людей», « Первый раз в пятый класс», «Школа безопасности» «Основы здорового образа жизни», «И может снова душу мир согреет у нашего блокадного костра», «Твои права», «Слава армии Российской!», «Великая сила красоты», тематический классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией, «День космонавтики», «Здоровые дети в здоровой семье», «Подвигу народа жить в веках». Проведены беседы, посвященные дню Конституции РФ, правам и обязанностям школьников, правилам дорожного движения, поведению в общественных местах, вблизи водоемов, меры безопасности при обращении с пиротехникой и другие. 19 учащихся посетили «Осенний бал» в ДК Железнодорожников. Активно участвовали в КТД «Новогодний калейдоскоп»,2 учащихся посетили мероприятие в ДК Железнодорожников, Корниенко Елизавета приняла участие в подготовке новогодних праздников в Советском районе. Приняли участие в конкурсе «Лучший новогодний класс» (участвовали практически все учащиеся), в конкурсе «Символ года - 2016», в конкурсе новогодних игрушек. Учащихся посетили Новогодний утренник в драмтеатре, посмотрели спектакль « Похищенное Рождество»
7.Результативность.
Так как работа над темой самообразования еще не окончена, то о выводах говорить рано. Но определенные результаты уже есть:
1)Изучена литература по теме самообразования:
1.Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999.
2.Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 1997.
3.Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.
4.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
5.Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. - Ставрополь, 2000.
6.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.
7.Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ставрополь: СГУ, 2000.
8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
9.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография. - М.: Педагогика, 1990. -
10.Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. - М.: Ноосфера, 1999.