kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по теме самообразования :«Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по составлению отчета по теме самообразования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по теме самообразования :«Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности»»





Отчет по теме самообразования:



«Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности»

























1. Над темой самообразования: «Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности», - работаю второй год.

2. В процессе работы сталкиваюсь со следующими проблемами:


1)Поскольку каждый ребенок индивидуален, то невозможно за короткий срок получить целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности. Для этого требуется достаточно большой промежуток времени.


2)Координация желаний, возможностей и способностей ребенка.

3)Ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть

самим собой, на формирование у него знаний умений и навыков самопознания,

самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм

и способов самореализации и самоутверждения.

4)Организация самоуправления.

3. Постановка проблемы.

Что же необходимо для развития индивидуальности ребенка? Прежде всего, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику , радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.

Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?

Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.

Для того чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно, надо создавать определенные педагогические условия, работать над выполнением следующих задач:

1) Хорошо знать каждого учащегося, его интересы, возможности, способности, индивидуальные черты характера.

2) Ориентировать учащихся на освоение нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

3) Создавать в классе творческую атмосферу, чтобы детям хотелось демонстрировать свои возможности и способности быть инициативными, активными и творческими для того чтобы накапливать опыт социального успеха.

4)Уметь координировать возможности, способности и потребности учащихся.

5)Постоянно повышать профессиональную компетентность и мастерство классного руководителя, стремиться к постоянному самообразованию и повышению уровня профессионализма.

6) Поддерживать постоянную связь с воспитательной, психологической и социально-педагогической службами школы в работе по развитию индивидуальности детей.

7).Осуществлять прочное взаимодействие с родителями.

4.Теоретическая база опыта базируется на изучении литературы по данной теме.

Анализируя состояние вопроса по литературным источникам, можно прийти к выводу, что каждый ребенок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит – сломать судьбу. А зная их, относясь к ребенку как к индивидуальности, развивая его, плодотворно сотрудничая с педколлективом и родителями, можно достигнуть отличных результатов. Воспитать самодостаточную , компетентную и востребованную личность . Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться, и победа педагога и родителей, которые этому способствовали.

5.Цель работы над темой самообразования: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как классного руководителя.

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по теме самообразования.

  • Изучить опыт педагогов, школы, района, области, страны.

  • Овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс.

  • Вести диагностику, анкетирование, тестирование и мониторинг школьников.

  • Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.


Цели и задачи воспитательной работы в 5 «Б» классе в 2015-2016 учебном году


Цель: воспитание личности с активной гражданской позицией, способной к духовному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

Задачи:

1.Продолжать работу по формированию у учащихся основных нравственных качеств, социально-значимых черт личности.

2.Повышать уровень воспитанности и культуры поведения учащихся.

3.Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся.

4.Формировать сплоченный классный коллектив.

5. Укреплять связи: семья – школа.


6.Работая над темой, были выделены:

1).Этапы работы над темой.

На первом этапе (2015-2016 учебный год)

Была определена исходная позиция будущей темы самообразования. Для этого, с одной стороны, необходимо было изучить литературу по данной теме, раскрывающую основные теоретические вопросы. С другой стороны, определить направления работы классного руководителя. Получить целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, об индивидуальных сторонах его личности.

На втором, третьем и четвертом этапах этапе (2016 -2017,2017-2018,2018-2019 учебный год) работать над выполнением поставленных задач.

Заключительный этап (2020-2021 учебный год) будет посвящен анализу, обобщению результатов, оформлению материалов самообразования.

2).Форма отчета по проделанной работе: методическая разработка и публикация на сайтах Интернета

3).Форма самообразования: теоретическая и практическая.

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, семинары, конкурсы, видеоконфенцсвязь (ВКС).

  2. Индивидуальная работа по самообразованию.

  3. Сетевые педагогические общества.

4).Примерный план работы над темой.


Этапы

Содержание


1 Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

1 год работы над темой.

1. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

1 год работы над темой.

2,3,4. Практический

1. Внедрение системы мер, направленной на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4.Корректировка работы

2.3,4 год

5. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

5 год

6. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

6 год


5).Основные направления работы над темой.

Я отвечаю за себя

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я отвечаю за Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. 
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. 5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я отвечаю за своё здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я отвечаю за культуру

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я отвечаю за семью

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - жены.

Я отвечаю за школу

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я отвечаю за планету

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.


Диагностика.



Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной. 


Направления диагностики:

1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:



общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень воспитанности.



2. Изучение межличностных отношений:



социометрия;

социально-психологический климат в классе;

общие сведения;

способности;

темперамент;

тип личности в общении;

самооценка;

успешность в деятельности;

уровень воспитанности.



3. Формы диагностики:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседы.


Работа с родителями.

Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.



Формы работы с родителями:

1) анкетирование

2) беседа

3) консультации

4) родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.

6).Предполагаемые результаты. Выпускник девятого класса является личностью с активной гражданской позицией, способной к духовному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

7).Оценка эффективности работы.

На первом этапе была проведена большая и эффективная работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся, их потребностей и возможностей, определены цели и задачи, разработана система мер, направленных на решение проблемы, изучена литература по данному вопросу.

Пятиклассники участвовали в школьных мероприятиях: выступали на концерте, посвященном Дню учителя, участвовали в мероприятии « Я пятиклассник», в конкурсе агитбригад по ЗОЖ заняли 2 место, в конкурсе строя и песни-1 место. В конкурсе на лучший новогодний класс-3 место, «Символ года - 2016», - 2 место. В туристических соревнованиях «Завтрак на траве»- 2 место, 1 место – в спортивных состязаниях «Перестрелки». Приняли участие в подготовке и проведении классных часов: « Ты живешь среди людей», « Первый раз в пятый класс», «Школа безопасности» «Основы здорового образа жизни», «И может снова душу мир согреет у нашего блокадного костра», «Твои права», «Слава армии Российской!», «Великая сила красоты», тематический классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией, «День космонавтики», «Здоровые дети в здоровой семье», «Подвигу народа жить в веках». Проведены беседы, посвященные дню Конституции РФ, правам и обязанностям школьников, правилам дорожного движения, поведению в общественных местах, вблизи водоемов, меры безопасности при обращении с пиротехникой и другие. 19 учащихся посетили «Осенний бал» в ДК Железнодорожников. Активно участвовали в КТД «Новогодний калейдоскоп»,2 учащихся посетили мероприятие в ДК Железнодорожников, Корниенко Елизавета приняла участие в подготовке новогодних праздников в Советском районе. Приняли участие в конкурсе «Лучший новогодний класс» (участвовали практически все учащиеся), в конкурсе «Символ года - 2016», в конкурсе новогодних игрушек. Учащихся посетили Новогодний утренник в драмтеатре, посмотрели спектакль « Похищенное Рождество»

7.Результативность.

Так как работа над темой самообразования еще не окончена, то о выводах говорить рано. Но определенные результаты уже есть:

1)Изучена литература по теме самообразования:

1.Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999.

2.Альбуханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: ИП РАН, 1997.

3.Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.

4.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.

5.Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учеб. пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, Н.Н. Волоскова; Ставроп.гос.ун-т. - Ставрополь, 2000.

6.Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.

7.Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ставрополь: СГУ, 2000.

8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

9.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография. - М.: Педагогика, 1990. -

10.Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учеб. пособие / М.В. Гамезо и др. - М.: Ноосфера, 1999.

11.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.

12.Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. - М.: МОСУ, РПО.

13. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер.с англ. А.М. Татлыбаева; Вступ.ст. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1999.

14.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. -М.: Академический Проект, 2004.

15.Первин Л.А., Джон О.П. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. - М.: Аспект-Пресс, 2014.

2)Изучен опыт отдельных школ и педагогов по данной теме.

3) Определены цели и задачи работы над темой.

4) Разработана система мер, направленных на решение проблемы.

5) Спрогнозированы результаты.

6) Внедряются меры, направленные на решение проблемы.

7)Формируется методический комплекс.

8) Отслеживаются текущие и промежуточные результаты.

9)Проводится корректировка работы.

10)Размещен материал на персональном сайте.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лабурева Ирина Александровна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Самообразование учителя"
    ["seo_title"] => string(27) "samoobrazovaniie-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "297271"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456159209"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Формы организации учебного процесса в системе дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(83) "formy-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-v-sistiemie-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "127434"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300797"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства