Методическая разработка занятия "История шахмат". В игровой форме знакомит детей с историей возникновения игры в шахматы, для развития интереса у младших школьников и популяризации шахмат. Даёт первоначальное представление и знакомит с шахматными фигурами, шахматной доской, правилами игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Педагог: сегодня мы начнем знакомство с удивительной игрой. Здесь в черном ящике лежит предмет имеющий отношение к этой игре. В конце занятия мы посмотрим, что же там находится.
3. История шахмат.
Педагог: Эта игра, придуманная более 15 веков назад, привлекает людей и в наше время. Эта мудрая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта, дает необычайный простор фантазии. «Разумом одерживать победу!» - так древние мудрецы сформировали суть данной игры. Можно ли сказать лучше?
Уже много лет пытливый человеческий ум стремится постичь данную игру. В 10 веке легендарный халиф аль-Мамун с огорчением и удивлением воскликнул: «Удивительно, что я правлю миром от Инда на Востоке и до Андалузии на западе и не могу совладать с тридцатью двумя фигурами на пространстве два локтя на два».
Педагог: ребята, вы уже догадались, о какой игре идет речь? (ответы детей)
4. Знакомство с шахматной доской и фигурами.
Педагог: А теперь послушайте легенду. Когда-то давно существовало обыкновенное, ничем не примечательное царство-государство. И управлял им самый обычный король. И было у него два самых обыкновенных сына. Одного звали Белый Королевич, а другого – Черный Королевич. Так нарекли их за то, что один любил наряжаться в белый кафтан, а другой в черный. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но что-то не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались они долго и упорно: никто не хотел уступать. Много воинов полегло с той и другой стороны. Порой братья сожалели, что начали такую кровопролитную войну, ведь от нее не было счастья ни тому, ни другому. Только не знали они, не ведали, как помириться. Каждый ждал, что другой первым протянет руку. И тогда явился к Белому Королевичу старый Мудрец и сказал: «Знаю я одно надежное средство, которое помирит вас с братом». Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки-квадратики.
Педагог: показывает демонстрационную шахматную доску.
И стал мудрец расставлять на ней забавные фигурки.
В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними – коней, по соседству с конями слонов, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором же ряду поставил в ряд белые пешки. Вот твоя шахматная армия, королевич, - молвил Мудрец. Указывая на белые фигурки.
Педагог: демонстрирует шахматные фигуры и расстановку фигур на доске, сопровождаемые презентацией.
Глянул Белый Королевич на забавные фигурки, да так и ахнул. В его войске на самом деле были пехотинцы и конница, боевые слоны и башни. И цвет фигур был его любимый – белый. А где же армия брата? – допытывался Белый Королевич. Мудрец достал из котомки другие фигурки. Они были точь-в-точь, как и расставленные, только черного цвета, любимого Черным Королевичем.
Обступили Мудреца придворные. Рты пооткрывали от удивления, стали расспрашивать старика про диковинную игру, доселе никому из них неведомую.
-Игра эта называется «шахматами», - охотно пояснил Мудрец, она так интересна, увлекательна, обладает такой магической силой и загадочной красотой. И стал Мудрец обучать Белого Королевича этой мудрой и заманчивой игре. А когда обучил, то Королевич, действительно, так увлекся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Даже про войну забыл. А когда вспомнил, тотчас послал гонца к брату с предложением о мире. А если брат не даст согласия на мир, то расскажи ему, что есть у меня невиданная для него неизвестная, удивительная притягательная игра. Но покажу эту диковинку лишь после перемирия с ним.
Страшно захотелось Черному Королевичу полюбоваться на необычайную игру-забаву, и поспешил он заключить мир. А когда, прискакав к брату, он своими глазами увидел шахматное сражение, то стал упрашивать научить его этой заморской игре. Белый Королевич с великой охотой исполнил просьбу брата. Братья – Королевичи целые дни коротали за шахматной доской, не помышляя ни о чем другом.
С тех дальних времен королевство превратилось в шахматное. И у них наступил мир и покой, не стало войн.
Педагог: что же находится в черном ящике? (ответы детей).
Педагог достает из ящика шахматы и раздает на столы учащихся.
Всего в шахматах 32 фигуры, 16 фигур у белых, и 16 у черных. У каждой армии по: 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, 1 ферзь, 1 король.
5. Закрепление полученных знаний.
Педагог: теперь попробуйте и вы расставить войско Черному Королевичу.
Задание: расставить на доске черные шахматные фигуры, по образцу расстановки белых фигур.
6. Подведение итогов.
- где происходит шахматное сражение?
- какая фигура главная в шахматном войске?
- а какие еще фигуры есть в шахматах?
(учитель сопровождает ответы детей показом фигур и их графическим изображением).
Дорогие ребята, вам тоже стало, наверное, интересно узнать об этой игре, шахматных фигурах. На следующих занятиях мы продолжим знакомство.
Используемая литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Шахматы для начинающих. В. Хенкин – М.:АСТ. Астрель, 2011. 3. В. Гришин Малыши играют в шахматы — М.: Просвещение, 1991.