kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика обобщения педагогического опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм описания обобщения педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Методика обобщения педагогического опыта»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества













Методика обобщения

педагогического опыта














ноябрь 2018 год


Обобщение педагогической деятельности сложный и кропотливый труд, требующий глубокого изучения и осмысления и продолжительного периода времени. Педагогический опыт подводит итог пятилетней (минимум 3-х летней) работы.


Первый этап - создание инициативной группы.

Инициативная группа может состоять из числа педагогов, входящих в методическое объединение по соответствующему направлению и профилю деятельности учреждения или конкретного педагога.

В инициативную группу должно входить не менее 3-х педагогов дополнительного образования и психолог. Возглавляет инициативную группу заместитель директора по вопросам организации учебно-воспитательного процесса или методист по определённому направлению деятельности.


Второй этап – постановка конкретной цели обобщения опыта.

Цель – это мыслительное представление конечного результата деятельности. Цель обобщения может свидетельствовать о качестве и эффективности педагогического труда, акцентировать внимание на позитивных сторонах педагогической деятельности и на положительных результатах опыта или носить негативный характер.

Цель – это идеал педагога, а результат – это реальность. При их сопоставлении происходит осмысление деятельности педагога – осознанная рефлексия. Тогда цель обобщения может быть направлена на изменение содержания программы для достижения лучшего результата.


Третий этап - изучение имеющихся по обобщаемому опыту материалов.


Педагог может представить на рассмотрение инициативной группе:

- описание педагогического опыта;

- авторскую или модифицированную программу деятельности;

- развёрнутый тематический план работы;

- методические разработки занятий;

- методические рекомендации;

- -методические пособия и т.д.

Имеющийся тематический материал даст представление о логичности и обеспеченности деятельности, вкладе педагога в построение своей системы; поможет инициативной группе определить границы своей компетентности; формы и методы обобщения педагогического опыта, содержательные и организационные вопросы по совместной работе.

На данном этапе необходимо определить параметры и критерии, позволяющие определить общее состояние педагогической деятельности и осуществить комплексное обобщение педагогического опыта.

В раздел «параметры» могут быть включены следующие компоненты: педагогическая концепция автора; содержание и организация педагогической деятельности; обеспечение педагогической деятельности; результаты педагогической деятельности, включающие в себя образовательные, воспитательные и социальные результаты взаимодействия с детьми.

В раздел «критерии» возможно включение: ведущих педагогических принципов, отражающих как приоритетные функции дополнительного образования, так и собственные позиции педагога, его представления о целях и результате деятельности; компонентов инновационной деятельности педагога (применение новейших технологий, использование различных современных методик, наличие специального мастерства, специфических форм и методов взаимодействия с детьми);аспектов организации педагогической деятельности (логической последовательности, преемственности по конкретным темам и т.д.).


Четвёртый этап – личное включение в образовательный процесс.

Выявление той «изюминки», которая придаёт необычность данному педагогическому опыту необходимо в процессе личного включения в образовательный процесс.

По предварительному согласованию с педагогом необходимо определить время посещения занятий инициативной группой, разъяснить педагогу цель посещения каждого конкретного занятия и определить методы изучения опыта (опрос учащихся, личная доверительная беседа с педагогом и учениками, анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности и т.д.).

Рассматривая развитие личности ребёнка, участвующего в обобщаемом опыте, необходимо обратить внимание на полноту освоения детьми образовательной программы, ориентирование детей на нравственные ценности, реализацию социальных функций, детские практические достижения, развитие задатков способностей ребёнка в процессе творческой деятельности.

Анализируя педагогический процесс, организуемый педагогом, можно сделать несколько выводов:

- об уровне учебных и воспитательных результатов;

- о владении педагогом методикой и технологией воспитания и обучения;

- об умении проектировать и планомерно осуществлять учебно-воспитательную работу.


Пятый этап – подведение предварительных итогов деятельности инициативной группы.

На данном этапе в наличии должно быть:

- описание опыта самим педагогом;

- теоретические материалы по обобщаемому опыту;

- данные наблюдений;

- диагностические данные;

- материалы опросов и бесед;

- показатели развития задатков возможностей учащихся;

- предварительные аналитические выводы.



Шестой этап - оформление обобщаемого педагогического опыта.

Оформление следует начать с определения разделов. По которым представляемый опыт будет выглядеть более полным.


Титульный лист содержит следующие данные:

- в верхней части пишется «название учреждения», в котором создавались материалы по обобщаемому опыту:

- посередине «название опыта», «инициативная группа» с указанием Ф.И.О. и должности;

- внизу ставиться дата обобщения данного опыта.


«Информационная карта» педагогического опыта представляет собой таблицу, в которую входят следующие разделы:

  1. Название опыта

  2. Автор(ы) опыта (Ф.И.О.)

  3. Сведения об авторе (личные: образование, педстаж, звания, место работы, должность; групповые: методическое объединение; коллективные: учреждение дополнительного образования).

  4. Для кого предназначен опыт

  5. Актуальность и новизна

  6. Уровень научной обоснованности (теоретическая, практическая, психолого-педагогическая)

  7. Длительность функционирования

  8. Краткое содержание опыта

  9. Возможности изучения опыта (методические разработки, практические пособия, видеозаписи, выставки, конкурсы, конспекты, статьи, открытые занятия и др.)


Каждый раздел сопровождается аналитическими выводами и советами по применению данного педагогического опыта, которые, по мнению инициативной группы, наиболее приемлемы.

Выводы должны отражать: профессиональную компетентность педагога; качество и эффективность педагогического труда.

В завершение своей работы инициативная группа должна подготовить советы по распространению обобщенного опыта или совершенствованию деятельности.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методика обобщения педагогического опыта

Автор: Красноперова Наталья Михайловна

Дата: 20.11.2018

Номер свидетельства: 486664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Методика обобщения педагогического опыта"
    ["seo_title"] => string(47) "metodika_obobshcheniia_pedagogicheskogo_opyta_1"
    ["file_id"] => string(6) "486666"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542713932"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-uchitielia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "250637"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447094468"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках технологии». "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "140168"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417886831"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Обобщение педагогического опыта Аксеновой В.П. по теме: «Применение игровых технологий на уроках обществознания в 5-7 классах»"
    ["seo_title"] => string(134) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaaksienovoivppotiemieprimienieniieighrovykhtiekhnologhiinaurokakhobshchiestvoznaniiav57klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "302881"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457340516"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства