Что нужно современному молодому человеку для того чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни?
Ответ на этот вопрос и есть анализ основных тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике.
Неудовлетворенность многих стран результатами образования привела к необходимости его реформирования.
Применение новых технологий в практике обучения – это необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Современные требования к системе образования следующие:
- интеллектуальное развитие (развитие мышления, умения решать проблемы, способностей к самостоятельному суждению и принятию решения);
- подготовка в выбору профессии и дальнейшему образованию;
- формирование позитивной Я – концепции и навыков межличностных отношений;
- развитие творческих способностей;
- эмоциональное и нравственное воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно – ориентированные технологии обучения »
Личностно – ориентированные технологии обучения.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
Развить собственные идеи»
Г.Песталоции.
Что нужно современному молодому человеку для того чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально – экономических условиях жизни?
Ответ на этот вопрос и есть анализ основных тенденций развития систем образования в мировой педагогической практике.
Неудовлетворенность многих стран результатами образования привела к необходимости его реформирования.
Применение новых технологий в практике обучения – это необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Современные требования к системе образования следующие:
- интеллектуальное развитие (развитие мышления, умения решать проблемы, способностей к самостоятельному суждению и принятию решения);
- подготовка в выбору профессии и дальнейшему образованию;
- формирование позитивной Я – концепции и навыков межличностных отношений;
- развитие творческих способностей;
- эмоциональное и нравственное воспитание.
Главное стратегическое направление развития системы образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно – ориентированного образования – такого образования, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель – ученик, чтобы традиционная парадигма образования учитель – учебник- ученик была со своей решительностью заменена на новую: ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.
Если мы хотим видеть Казахстан среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наша молодёжь была способна строить не только собственную судьбу, но и судьбу Казахстана, надо искать и находить…это – дело не политиков и экономистов, но и всей педагогической общественной страны. Наше дело – искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развития соответствующей учебно- материальной базы являются настоятельным требованием сегодняшнего дня. Думается, в этом нам могут помочь новые педагогические технологии, среди которых наиболее адекватными поставленным им целям являются:
- Обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- « портфолио студента»;
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым студентом на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям
развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что – то выполнять
вместе!
Метод обучения в сотрудничестве имеет следующие варианты:
1) student Team Learning (обучение в команде)
2) Jicsaw (пила)
3) Learning together (учимся вместе)
4)Исследовательская работа студентов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов мира по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.д.);
Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно – воспитательного процесса, при которой каждый студент имеет возможность овладевать учебным материалом программы на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности студента принимается его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
«Портфолио» студента – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда студента, рефлексии его собственной деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ студента.
Сегодня, со всей очевидностью, остро стоит вопрос принципиального реформирования системы образования. Прежде всего, это касается целеполагания, необходимости изменения всей идеологии образования: из репродуктивной, знание – центристской она должна превратиться в развивающую, культур сообразную. необходим последовательный переход от авторитарных методов к гуманистической педагогике, личностно – ориентированной. В этой связи предложенная здесь дидактическая система, как нам представляется, позволяет реализовать цели развития критического и творческого мышления, умений объективной самооценки и принятия решений. Я вовсе не склонен считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Отнюдь! Думаю, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых преподаватель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, что нам представляется обязательным, это должны быть технологии, так же рассчитанные на развитие личности студента, на возможность его самореализации. Приоритет останется за самостоятельными видами познавательной деятельности, развитием интеллектуальных и творческих умений обучающейся Личности.