Цели. Обучающие.
Дать знания учащимся о факторах, которые влияют на выбор будущей профессии.
Познакомить учащихся с особенностями некоторых профессий.
Выявить качества, присущие людям тех или иных профессий, значимость этих профессий.
Коррекционно-развивающие.
Воспитательная.
Ход занятия.
- Каждое утро вы приходите в класс, чтобы учиться, на данный момент это ваш главный труд. А ваши родители идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют определенные обязанности, так как у них разные профессии. Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тысяч. И вот в вашей жизни наступает момент, когда нужно задуматься о своем будущем, о выборе профессии.
- Легко ли разобраться в этом многообразии профессий и правильно сделать выбор?
- Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на работу?
- На какую? Почему? Правильно! Сначала необходимо приобрести профессию.
- Узнать тему нашего занятия вы сможете, выполнив задание на карточке №1.
Слайд 1.
- Рассмотрите рисунок, двигаясь по линиям перенесите все буквы в пустые кружки. Если буквы будут правильно расставлены, то вы прочитаете тему занятия.
Слайд 2.
- Как вы выполняли это задание?
- Это похоже было на лабиринт? (двигались по запутанным линиям)
- Попробуйте сказать, что такое лабиринт? (Лабиринт – это запутанные дорожки, откуда трудно выбраться).
- Что такое профессия? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки).
Вывод: в жизни, как в лабиринте сложно ориентироваться и определиться с выбором профессии.
Итак, тема нашего занятия «Лабиринт профессий». (Словарная работа)
Слайд 3.
Цель.
Сегодня на занятии мы постараемся определить, какие факторы влияют на выбор профессии.
Познакомимся с особенностями некоторых профессий; выявим качества, присущие людям тех или иных профессий, значимость этих профессий.
- Может ли человек получить профессию без подготовки?
- Что для этого нужно?
- Куда вы можете поступить учиться? Найти работу по душе довольно сложно. Давайте будем разбираться, что нужно учитывать при выборе профессии.
- Вы все разные и у вас разные интересы: одни любят читать, другие путешествовать, третьи – ухаживать за животными. И чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере своих интересов.
Но кроме интересов еще нужно учитывать склонности – это желание заниматься какой-либо определенной деятельностью.
Интересы это то, что мы хотим
Склонности хочу
Ваши интересы и склонности мы определили с помощью диагностики «Ориентация».
Слайд 4.
- Посмотрите и вспомните, к какому типу профессий по вашим интересам и склонностям вы относитесь?
- Но кроме интересов и склонностей нужно иметь еще способности: это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Определившись с профессией, необходимо как можно больше узнать о ней.
- А как вы можете узнать о ней? (прочитать расспросить взрослых о ней, узнать, какие способности нужны). А затем сопоставить со своими способностями. Способности можно развивать. Но можно выявить и непригодность к выбранной профессии: состояние здоровья, темперамент. Например: если у человека аллергия на пыльцу растений, то он не сможет работать цветоводом. Если аллергия на химические препараты, то он не может работать парикмахером, или человек медлителен, а выбранная профессия требует сноровки и скорости.
Способности – это то, что вы можете.
могу
И еще, выбирая профессию, вы должны интересоваться: востребована ли она на рынке труда, другими словами, сможете ли вы найти работу по этой профессии.
Потребность общества в кадрах
надо
- Посмотрите на доску и скажите: что нужно учитывать при выборе профессии?
- А сейчас попробуйте вывести формулу хорошего выбора.
Слайд 5. Хочу + Могу + Надо
Вывод. Сочетание этих трех важных факторов поможет вам определить правильные пути выбора профессии.
Разминка «Отдохнем». Я буду называть профессии, а вы, определяя тип профессий, выполнять определенные действия:
человек–человек – пожать друг другу руки;
человек-техника – топать ногами;
человек-природа – помахать руками;
человек-художественный образ – похлопать в ладоши.
Слова: водитель, лесник, парикмахер, швея, продавец, автослесарь.
- Сейчас я предлагаю пройтись по, выбрать профессию и представить себя в этой профессии.
Задание 1. Узнай профессию по описанию и назови ее.
Задание 2. Назови орудие труда и действие с ним.
Задание 3. Игра «Что было бы, если бы…». Вам нужно доказать важность той или иной профессии. Например: что было бы, если бы не было дворников – поселки и города стали бы грязными.
Вывод. Все работы нужны, все работы важны.
Слайд 6.
Задание 4. На слайде вы видите написанные качества и способности человека. Выберите те качества и способности, которые необходимы вашей профессии.
Вывод. В каждой профессии нужны определенные способности, и человек должен обладать личными качествами.
Задание 5. Игра «Кто есть кто».
- Я называю профессию и каждый в течении нескольких секунд смотрит на одноклассников и определяет кому эта профессия подходит, по моему хлопку указывает на этого человека.
Слова: повар, лесник, автослесарь, мастер маникюра, парикмахер, водитель, кондитер, столяр, швея, сварщик.
Вывод. На свете много разных профессий, каждая необходима и важна, и определиться с выбором профессии очень трудно.
- Какие факторы влияют на выбор? Назовите формулу хорошего выбора.
Я желаю вам выбрать профессию по душе, пусть ваш выбор будет правильным. Хочется вспомнить слова известного писателя: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом».
Я надеюсь и верю в вас,
Кем бы не пришлось
По жизни стать вам,
Поваром, дояркой иль врачом,
Вложи в профессию ты душу
И не жалей, конечно, ни о чем.
С тобой удача в жизни пусть шагает –
Спортсменом иль шофером будешь ты,
Работа пусть приносит только радость.
И в жизни будет больше доброты!
Занятие «Лабиринт профессий»
Воспитатель: Дороненко М.А.