kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«корректировка воспитания в отдельных семьях». работа классного руководителя с неблагополучными семьями

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа классного руководителя с неблагополучными семьями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««корректировка воспитания в отдельных семьях». работа классного руководителя с неблагополучными семьями»



ТЕМА «КОРРЕКТИРОВКА ВОСПИТАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕМЬЯХ». РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ



Супружеская любовь размножает человеческий род, дружеская совершенствует его, а безнравственная — развращает и унижает.

Ф. Бэкон

Характер ребенка развивается не просто под вли­янием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребенка в своей среде, чем он в ней ин­тересуется... Если у одного ребенка пьянство, сквер­нословие и озорство вызывает интерес, то у другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест.

Л. Фортунатов


Общие закономерности и принципы создания и развития семьи, содержание и методика семейного воспитания, реагирование детей на различные факторы семейного воспитания, естественно, неод­нозначны. Мы уже отмечали, что и позитивные, и негативные факторы могут нести как положительный, так и отрицательный потенциал в развитии личности ребенка, во влиянии на ход учеб­но-воспитательного процесса в школе.

Вот почему классный руководитель, изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, вынужден заниматься корректиров­кой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители — дети», «родители — школа». В решении этой задачи следует выделить два аспекта:

корректировка воспитания в отдельных семьях;

2) работа классного руководителя с неблагополучными семьями. Рассмотрим основные, наиболее общие моменты работы классного руководителя в том и другом направлении.

В корректировке воспитательного воздействия специалистом-педагогом (психологом, психоневрологом, психиат­ром, сексологом, сексопатологом...) нуждаются не только так на­зываемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных внешне благополучных семей. Здесь можно выделить самые разные варианты намечающегося неблагополучия:

— Семья однодетная может сформировать и «балованное дитя» с безудержно растущими потребностями и в конечном счете не­возможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого; и «узурпированного» родительской безмерной любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой гиперопека.

— Семья многодетная может создать не только дружных де­тей-коллективистов, но и детей, педагогически запущенных, с асо­циальным и даже антисоциальным поведением, если родители за­няты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

— Семья с низким материальным обеспечением, находящаяся за чертой бедности по разным причинам (безработица, низкая зарплата, алкоголизм родителей, неумение строить бюджет семьи), может породить разные последствия: лишение детей не­обходимого в удовлетворении материальных и духовных потребно­стей (тормозится развитие детей); эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ (вовлечение в торговлю, несоот­ветствующую возрасту и подготовленности трудовую деятельность, в деятельность, подрывающую физические силы, растлевающую духовно, сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье); допущение, а иногда превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;

5) что должны — хотя бы в общих чертах — предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку,— ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

Заранее, скажем, убедившись, что ребенок живет в тяжких условиях, педагог должен:

объяснить родителям, что из-за конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрос­лых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;

если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: поме­стить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам; вариантов тут много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуален;

3) если у школьника уже появились психические аномалии на почве се­мейных раздоров, его следует проконсультировать у детского пси­хиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что лучше сделать.

Педагог обязан неустанно следить за социально-психологиче­ским климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, муже­ство и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.

И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если педагогам очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника... Мы не единожды были, к счастью, свидетелями того, как родители, услышав из уст педагога или врача о пагубности для дочери или сына их собственного поведения, перестраивались, начинали вести себя разумно и потом благодарили за то, что педагог или врач открыл им глаза на истинные причины заболевания ребенка — неблагополучие их семьи...

Неблагополучная для ребенка семья — это не синоним анти­социальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хули­гана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в боль­шинстве случаев, которые мы обсуждаем, понятие неблагополучной семьи может возникать лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рас­сматриваться как благополучная или неблагополучная...

Дефекты воспитания — это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи,— только отношение к ребенку. Поэтому, когда мы рассказываем о тех психических расстройствах, в основе которых лежит неблагополучие семьи или которые усиливаются и уж, во всяком случае, не прекращаются опять же из-за неблагопо­лучия в семье, мы во всех этих случаях рассказываем о непра­вильном воспитании подрастающего поколения.

Педагогам-практикам и работникам правоохранительных орга­нов хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблаго­получных семьях иного рода: детская безнадзорность и беспризор­ность, побеги из дома и детских воспитательных учреждений, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и пре­ступная деятельность; алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков...

Работу с семьями педагогически запущенных школьников не­обходимо вести дифференцированно. Опыт передовых школ пока­зывает, что для удобства этой работы можно выделить три группы семей:

1) семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей;

2) семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми;

3) семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам (разлад в семье, занятость родителей личными пережи­ваниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью).

С учетом особенностей семьи необходимо проводить педагоги­ческий всеобуч родителей (дифференцированно, по группам), ин­дивидуальные и групповые встречи с родителями, воздействие ро­дительской общественности. Принципиально важной является позиция классного руководителя (учителя, воспитателя), которую, он занимает во всех контактах с родителями педагогически запу­щенных подростков: он должен стать не обвинителем родителей в их нерадивости, а союзником в преодолении общих трудностей. И притом эти совместные усилия должны быть направлены не против ученика (как это нередко бывает), а против тех трудностей, которые возникают в процессе его развития. Поэтому методически любая встреча, любой разговор учителя с родителями трудных учащихся в такой логике отношений включает в себя пять элементов:

1)что я хорошего могу сказать о подростке (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в «союзники»);

2)что меня беспокоит в нем (то самое, что является предметов вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании);

3)каковы, по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта (это вызывает на откровенность, а значит, позволяет выявить истинные причины случившегося);

4)какие меры следует предпринять и со стороны родителей, и со стороны школы (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания);

5) каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы намеченные меры были эффективными. В такой ситуации роди­тели откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.

В воспитательной работе с педагогически запущенными подро­стками следует помнить, что не всегда моральный облик человека определяется количественным соотношением разных форм «добра» и «зла», с которыми он сталкивает в жизни. Иногда в условиях, казалось бы, благополучных вырастают моральные калеки. Так, в одном классе, казалось бы, в равных условиях формируются люди различного уровня моральной воспитанности. И, наоборот, в соци­ально неблагоприятной микросреде вырастают прекрасные дети. В чем тут дело? Видимо, характер восприятия или невосприятия влияний окружающей среды неодинаков в различных случаях вос­питания. Все зависит от того, как проходит процесс ассимиляции внешних воздействий, т.е. «процесс своеобразного морального, эс­тетического и логического усвоения личностью тех внешних воз­действий, которым она подвергается со стороны окружающей ее социальной и природной среды, в процессе активного взаимодей­ствия с нею».

Существует две формы восприятия личности внешних воздей­ствий: позитивная и негативная. В зависимости от уже сложившихся отношений личности с действительностью она, так или иначе, вос­принимает внешние воздействия. При позитивной форме — в мозгу, формируются модели нравственного поведения, соответствующие воспринимаемому. При негативной ассимиляции — напротив, уси­ливаются тенденции, прямо противоположные тем внешним воз­действиям, которые были восприняты. Так чаще всего и происходит с педагогически запущенными подростками. Они все, как правило, очень хорошо знают нравственные правила, и даже нормы права, но... с легкостью поступают им наперекор. И, наоборот: в практике перевоспитания нередки случаи, когда негативное восприятие от­рицательных явлений окружающей действительности (скверносло­вие, аморальное поведение, драчливость, пьянство и т.д.) дает положительный результат.

Значит, задача педагогов, работающих с подростками, воспи­тывающимися в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии,— сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не при­спосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и, если нужно и можно, изменять в соответствии с усвоенными моральными тре­бованиями.


Литература:


Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. Книга для учителя. М., 1986.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.

Волкова Е. Трудные дети или трудные родители (Б-ка семейного воспитания). М., 1981.

Воспитание детей в неполной семье. Пер. с чешского. Под ред. Ершовой Н.М., М., 1980.

Воспитание детей в нетипичных семьях. В кн. «Помощь родителям в воспитании детей». Пер. с англ. Под ред. Пилиповского В.Я., М., 1992, гл. 6.

Гарбузов В.И. Нервные дети. Для матери (советы врача). Л.— М., 1990.

Торре А.Д. Ошибки родителей. М., 1993. Семейное воспитание. Краткий словарь. Под ред. И.В. Гребенни­кова» Л.В. Ковинько. М., 1990.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилова Наталия Вячеславовна

Дата: 10.10.2018

Номер свидетельства: 480214

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(144) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "306996"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306997"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ"
    ["seo_title"] => string(55) "profilaktichieskaia-rabota-s-nieblagopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "301912"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457011078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "План совета по профилактике "
    ["seo_title"] => string(29) "plan-sovieta-po-profilaktikie"
    ["file_id"] => string(6) "235801"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443847919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства