Орг. Момент (2 мин.) Педагог здоровается с классом. Отмечает в журнале отсутствующих.
Проверка знаний и умений (10 мин.) С целью проверки пройденного материала, педагог проводит тестирование.
Подготовка учащихся к восприятию новой темы (6 мин.) Педагог: «Сегодня мы должны с вами познакомиться с понятием и видами правонарушений, выявить причины и признаки преступлений, а так же рассмотреть 2 основных признака преступления: вина и наказание.
Изучение нового материала (16 мин.) - Вспомните кого закон относит к несовершеннолетним? ( лиц от 14 до 18 лет) Именно в возрасте от 14 до 18 лет по статистике отмечается высокий процент правонарушений. Правонарушение – нарушение норм права. Выделяет два вида правонарушений: 1. Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Бывают административные, гражданские и дисциплинарные проступки. 2. Преступление - это виновное противоправное общественно опасное деяние ( действие или бездействие), наказуемое по УК РФ; - Подумайте в чем разница между проступком и преступлением? (степенью общественной опасности) Давайте попробуем разобрать конкретные правовые ситуации и выяснить где преступления, а где проступки: Неустановленное лицо избило гражданина Н. у подъезда дома № 25. (преступление) Школьник С. перешел дорогу в неположенном месте. (проступок) Гражданка В. не вышла на работу в понедельник 21 марта. (проступок) Гражданин Д. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги. (преступление) Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде. (проступок) Гражданка Л. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась. (преступление) Что же толкает людей на совершение преступлений? Давайте выясним причины преступности в современной России. У вас на столах документы, прочитайте и постарайтесь выделить их. (Приложение № 1) Экономические: - низкий уровень материального обеспечения; - корысть; - огромный разрыв между богатыми и бедными; - безработица; - огромное количество мигрантов. Агрессивность; Депрессия и высокий уровень тревожности людей; - Давайте обратим свое внимание вновь на понятие преступления. Исходя из этого определения назовите, мне, пожалуйста основные признаки преступления (1. Вина; 2.Противоправность; 3. Деяние; 4. Общественная опасность; 5. Наказуемость.) Остановимся больше на двух понятиях: вина и наказуемость. Вина -психическое отношение преступника к совершаемому деянию. Умысел и неосторожность - это две формы вины. Согласно закону РФ, чтобы человека наказать нужно доказать его виновность. 1.Умысел- лицо осознает, предвидит, желает наступления общественно опасных последствий ( прямой умысел); виновный осознает, предвидит, но не желает наступления общественно опасных последствий ( косвенный умысел); 2.Неосторожность- лицо осознает общественную опасность своих действий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие ); виновный осознает,но не предвидит, хотя должен предвидеть отрицательные последствия ( небрежность ). | Сейчас на конкретных примерах постараемся рассмотреть эти формы вины. 1. 14- летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был ранен. (легкомыслие) 2. Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил гражданина Н. по голове тяжелым предметом.(прямой умысел) 3. Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой участок леса. Нанесен был значительный ущерб. (неосторожность) 4. Группа подростков ограбила магазин. Сторожу магазина были нанесены тяжкие телесные побои. (косвенный умысел) За совершение любого преступления полагается наказание. Наказание - это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. Согласно УК РФ уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет. К таким преступления относятся убийство, разбой, терроризм, угон автомобиля, насилие и т.д.
Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения (6 мин.) Сейчас рассмотрим несколько аспектов уголовного наказания в группах. 1 группа: Назовите виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним ( страницы учебника 134-135 ) 2. группа: В каких случаях несовершеннолетние освобождаются от уголовной ответственности? Что в себя включают принудительные меры воспитательного воздействия? (страницы учебника 134-135) 3. группа. Какие цели предусматривает наказание? (опираясь на уже имеющиеся у вас знания).
Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровнях (3 мин.) Что нового вы узнали на уроке? Вам это пригодится в жизни? Какой вывод вы можете сделать по сегодняшнему уроку? Каждый человек творец своей судьбы, поэтому, выбирая преступный образ жизни, человек наносит вред окружающим людям и вынужден жить в условиях постоянного страха и ненависти. «Закон суров, но это закон», - говорили римляне, соблюдая его установки».
Организация домашнего задания (2 мин.)
Обязательная часть - §19 Вариативная часть – письменно ответить в тетради: Какие правила нужно соблюдать при встрече с сотрудниками полиции.
|