Оборудование: гуашь, палитра, восковые мелки, зубная щётка, непроливайка, тряпочка, ранее подготовленный фон неба и в чёрном цвете закрашены дома
Оборудование для учителя: презентация, фотографии, репродукции на которых изображается салют, музыкальное сопровождение в творческой работе учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент урока
1. Приветствие:
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску посмотрели. Мы сегодня опять Учиться будем рисовать.
2. Проверка готовности учащихся к уроку
— На столе у вас — гуашь, восковые мелки, кисточки, зубная щётка, непроливайка, тряпочка, подготовленный для работы альбомный лист.
II. Сообщение темы и цели урока
— Все вы ребята знаете, что приближается знаменательная дата 9 мая.(Слайд 1)
— Сегодня на уроке мы будем рисовать праздничный Салют Победы.
III. Введение в тему урока
— Наш урок мне бы хотелось начать с загадки: (слайд 2)
Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты А на них-то голубые Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми Разноцветными.
— О чем эта загадка? (О салюте)
— Молодцы! (Слайд 3)
— На уроке русского языка мы изучали словарное слово салют.
— Скажите, что такое салют?
(Ответы детей.)
— Салют – приветствие кого-нибудь или отдание почестей кому-нибудь, а также стрельба, фейерверк в честь торжественного события.
(Слайд 4)
— Откуда пришло к нам слово? (Слово «салют» пришло к нам из латинского языка.)
(Слайд 5)
— Кто из вас, ребята, вспомнит, что оно означало? («Будьте здоровы») Молодцы!
(Слайд 6)
— 9 мая 1945 года, вечером в Москве, столице нашей Родины был дан Салют Победы, самый масштабный в истории: из тысячи орудий было дано 30 залпов.
(Слайд 7)
— В нашей стране салют проводится только дважды в году: 9 мая и 23 февраля. Все остальные называются фейерверки. Разница в количестве залпов и зарядов и в обеспечении орудиями шумового эффекта. В салюте должно быть не менее 30 залпов салютных установок с пушечной пальбой, а в фейерверке – всего 20 залпов.
— Посмотрите на изображения салюта и послушайте стихотворение, которое прочтёт (ученик/ученица):
Алые букеты В небе расцветают. Искорками света Лепестки сверкают. Вспыхивают астрами Голубыми, красными, Синими, лиловыми – Каждый раз всё новыми! А потом рекою Золотой текут.
(Слайд 8)
— Какого цвета огоньки салюта?
(синие, красные,…, разноцветные)
— Где мы видим огни салюта?
(в небе)
IV. Педагогический рисунок
— Придумайте свой праздничный Салют.
Я придумала вот такой. Нарисую различные линии, точки цветными восковыми мелками. На щёточку наношу яркую краску и добавляю белую. Обратной стороной кисточки делаю «набрызги» Салюта. Беру другой цвет, добавляю белый и продолжаю работать. Чтобы сделать капли крупнее, необходимо слегка постучать по щётке кисточкой.
— Для того чтобы оживить наш рисунок, в домах — жёлтой краской зажжём свет в окнах
V.Творческая практическая деятельность учащихся
— Пофантазируйте и нарисуйте свой праздничный Салют Победы.
— На отдельных белых листочках, попробуйте сделать «набрызг» и крупные капли