Конспект занятия по лепке из соленого теста "Рыбка"
Цель: обучить технологии изготовления из солёного теста, придавать форму рыбки при использовании шаблонов.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;
- расширять знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;
- дать воспитанникам сведения о технологии лепки рыбки;
- научить придавать изделию законченный вид;
- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- закреплять навыки лепки: раскатывания «колбасок», «шариков», «капелек»; отщипывание маленьких комочков и скатывание между ладонями; - обрезать стекой;
- вдавливать;
- бусинкой изображать глаза
- передавать характерную форму хвоста, плавников;
- развивать наблюдательность, произвольное внимание, фантазию;
- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели;
- воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к родному краю;
- учить доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Методические приемы:
загадывание загадок
игра со словами «Рыбка, рыбка, где живешь?»
игра с мячом
сказочно-игровые формы
невербальные приемы вылепливания с закрытыми глазами в воздухе
Форма занятия:
Комбинированное (традиционное занятие + практическое занятие, с использованием ИКТ).
Инструменты и материалы: цветное солёное тесто,стеки, ножницы, кисти
баночки с водой клеёнки, влажные салфетки
игрушки – рыбки, бусинки, зубочистки, чеснокодавка
шаблоны рыбок
^ ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все умелые пловцы.
- Как вы думаете, о ком эта загадка? (Правильно, о рыбах)
На окошке пруд,
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
Дети: Аквариум.
Педагог: Мы сегодня на занятии поговорим о рыбках. А как выглядит рыбка?. Всмомним, в каких сказках главные герои рыбки. А золотая рыбка? Сейчас мы с вами поиграем в игру отгадай сказку? Приложение 1
Дети: Маленькие, яркие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски
Педагог: Чем отличаются рыбы от животных? (хвостами, плавниками, жабрами, чешуей, питанием, средой обитания, не умеют произносить звуки).
- Предлагаю вам сыграть в игру:
Игра «Рыбка, рыбка, где живешь? »
Дети передают по кругу мячик (рыбку), у кого в руках оказался на слово «живешь», должен назвать водоем:
(в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).
Игра с мячом «Среда обитания»:
-«В море рыба какая? »
Педагог бросает мяч ребенку, он отвечает – морская,
(в реке, океане, озере, аквариуме)
-Как все это назвать одним словом? (водоем)
Педагог: А сегодня на занятии мы с вами будем делать работу «Золотая рыбка» из солёного теста, а родители будут вам помогать. Для этого нам понадобятся пласмасовые крышки для панно, на которые мы будем приклеивать нашу рыбку, пусть они послужат нам аквариумом. Рыбку будем располагать в центре.
1.2Основная часть.
1.3 Практическая работа.
Сначала мы должны приготовить основу заклеить крышки картоном, таким образом, чтобы сделать фон аквариума. Дети с родителями выполняют работу.
Давайте мы посмотрим, из каких частей мы будем лепить рыбку. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки.
Педагог: А кто мне скажет, из чего делают солёное тесто?
(Ответы детей)
Правильно, из муки, соли и воды.
Вспомните, какое оно по ощущениям.
(Гладкое, эластичное, мягкое и т.д.)
Педагог включает спокойную музыку, дети работают, по необходимости подсказывает, задавая направляющие вопросы. ^ Совместная лепка — совместные действия взрослого и ребенка в процессе лепки. Взрослый руководит рукой ребенка, берет ее в свою и направляет линии, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать формы, надавливать во время прорисовывания точек, штрихов, контуров с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Упражнение «Тактильная память».
Закройте глазки и выполните движение руками, как будто вы разминаете в руках кусочек солёного теста. Вспомнили свои ощущения?
Педагог: 1 этап лепки.: А какой формы может быть туловище у рыбки?
Как сделать круглое туловище? Как сделать овальное
Закройте глазки и выполните движение руками как будто вы катаете на ладошках шарик, овал…
Основание рыбки туловище. Дети: Скатать шарик и приплюснуть.
Мы его вылепим из цветного зелёного теста. Для этого мы берём кусок теста сминаем его лепим круг, а из круга формируем овал. Лепка с детьми основания для кулона. Овал туловище приклеиваем к центру нашей работы.
2 этап лепки лепка чешуи. Для неё мы берём кусочек жёлтого теста. Нам нужно скатать 16 одинаковых шарика для чешуи, для начала нужно стеком разделить 16 кусочков теста и вылепить из них маленькие монетки. Затем эти монетки приклеить к туловищу с внахлест. И проделать стеком прожилинки.
Физкультминутка:
- Предлагаю вам сыграть в игру:
Игра «Рыбка, рыбка, где живешь? »
Дети передают по кругу мячик (рыбку), у кого в руках оказался на слово «живешь», должен назвать водоем:
(в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).
Игра с мячом «Среда обитания»:
-«В море рыба какая? »
Педагог бросает мяч ребенку, он отвечает – морская,
(в реке, океане, озере, аквариуме)
-Как все это назвать одним словом? (водоем)
3 этап лепки лепим голову рыбке. Для этого берём тесто желтого цвета и формируем форму полумесяца.(показ лепки головы).
4 этап Педагог: А какие у рыбок могут быть хвосты?
Дети: Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.
Педагог: Посмотрите, какие хвостики приготовила я (Выставляю на разнос хвосты, вырезанные из цветного картона: круглый, из двух кружков и полумесяцем). Кто может сказать, как слепить такой хвост? (Показываю на круглый) Теперь мы слепим хвостик для рыбки.
5 этап. Лепим плавники рыбке. А какие бывают плавники у рыбок. В форме треугольника и полумесяца. Лепим плавники.
Дети: Скатать шарик и приплюснуть. Присоединяем к туловищу рыбке…
Педагог: Шарик по величине отличается от того, из которого мы делали туловище?
Дети: Этот шарик маленький.
6 этап Педагог: Кто расскажет, как можно сделать глаз? Кто догадался что нам в этом поможет?
Ребенок: (Рассказывает по схеме) Надо скатать два шарика: один белый - побольше, другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой.
Ребенок: Можно использовать бусинку.
7 этап Педагог: А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку узорами.
1. 4. Заключительная часть
Педагог вот мы с вами и слепили нашу рыбку. У всёх получилось. Молодцы.
А теперь, готовые работы помещаем на доску для просушки. Можно работы забрать домой.
(Убираем рабочие места)
Понравилось вам занятие. Я с вами не прощаюсь. До новый встреч.