kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия «Поступок или проступок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование положительной нравственной направленности личности через знакомство с категориями законопослушности и правонарушений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Поступок или проступок»»

Занятие-диспут

Тема: «Поступок или проступок»

Цель: Формирование положительной нравственной направленности личности через знакомство с категориями законопослушности и правонарушений.

Оборудование: презентация, сигнальные карточки (красная и зеленая),

Ход занятия

На доске: Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,

что рядом с тобой человек. (Сухомлинский В. А.)

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.

2.Актуализация знаний.

Сегодня мы  поговорим  с вами о поступках.

Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих.

-Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)

-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?

Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)

Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.

Что такое проступок?

Проступок - это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

Для того, чтобы оценивать поступки других, надо...

  • уметь оценивать свои поступки;

  • любить давать оценки поступкам;

  • узнать причину поступка.


Упражнение «Плохие и хорошие поступки». На экране будут показываться картинки с изображением поступков. Ваша задача определить какие, это поступки: плохие или хорошие?

Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться братику, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо,  помог убрать посуду.

Каждый поступок сначала обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.


-Вспомните, какой  свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)? Ответы детей.


Разбор высказывания: «Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое время, вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает». (Руссо Ж.-Ж.)

-Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.

3. Работа с определениями и понятиями.

 Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области - несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трёх преступлений несовершеннолетних - имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений. Каждый человек в своей жизни совершает хорошие и плохие поступки. За хорошие он получает вознаграждение, а за плохие - ..?

Дети. Наказание. Выговор.

Правильно, за плохие поступки мы несем ответственность. Мы постараемся разобраться, какую ответственность мы несем за совершение различных поступков.

С юридической точки зрения выделяют проступок,   правонарушение,    преступление, все они говорят о совершении плохого поступка. Знакомы ли вам эти понятия? В чем различие?

Дети. Да / Нет. (говорят свои определения)


Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение; провинность.


Правонарушение – нарушение закона, влекущее за собой административную ответственность.


Преступление  общественно опасное деяние, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. 

Какое наказание можно получить за совершение проступка, правонарушения, преступления?

Дети: Выговор, штраф, лишение свободы.


4. Практическая часть. Разбор различных ситуаций.

С проступками и правонарушениями мы часто встречаемся и на экране телевизора и на страницах любимых книг. Рассмотрим ситуацию из рассказа Н. Н. Носова «Автомобиль»

Читает 1 ученик. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» — в сокращении.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.


А теперь давайте представим себе такую ситуацию: Пятиклассник Дима приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде.

Как можно расценить поведение Димы, как проступок или правонарушение?

Дети. Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил.

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Дети. Устав школы.

Давайте вспомним его вместе.

Дети. Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задание по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Дети. Проступком.

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

Дети. Да. Ученик может получить за него выговор, директор может вызвать в школу родителей.


Игра «Верно – неверно»

 - Ребята, мы продолжаем практическую часть нашего классного часа.

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». У каждого из вас на столах лежат красные и зеленые карточки. Вы берете их в руки. Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок, или же правонарушение, а может преступление. Если Вы, со мной согласны, то поднимаете зеленую карточку, если не согласны – красную. Правила игры всем понятны?

Ситуация № 1. Пятиклассник Миша приходит каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины). Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ.

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Педагог: - А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

Это правонарушение. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности.

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это проступок.

(дети поднимают карточки, ответы детей, обсуждение и анализ ситуации)

 Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ.

 

5. Выводы. Подведение итогов.

Сегодня мы попытались ответить на вопрос: к чему приводят проступки и правонарушения. Думаю, что все вы со мною согласитесь, что нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь


В заключении хочется прочитать вам стихотворение:

Ответственным быть

Очень нужно любому.

Важно оно очень

В школе и дома.

И в жизни тебе

Без него - никуда.

Забыл, что ответственен -

Будет беда.

Ты помни, дружочек,

Все время об этом.

С другим поделись

Этим важным секретом


Будьте ответственны за свои поступки! И пусть они будут только хорошими, добрыми и правильными!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект занятия «Поступок или проступок»

Автор: Самсонова Светлана Александровна

Дата: 13.02.2023

Номер свидетельства: 625474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект занятия по курсу "Нравственные основы семейной жизни" на тему "Совесть и стыд" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-zaniatiia-po-kursu-nravstviennyie-osnovy-siemieinoi-zhizni-na-tiemu-soviest-i-styd"
    ["file_id"] => string(6) "224245"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438615884"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект родительского собрания «Умеем ли мы прощать» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-umieiem-li-my-proshchat"
    ["file_id"] => string(6) "132321"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416326240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства