Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему : " Обязанности в семье".»
Коррекционно-развивающее занятие
Возрастной диапазон: 13-15 лет
Воспитатель: Иванова А.В.
Дата проведения:10.11.2016г.
Тема: «Обязанности в семье»
Нам многое дано, и от нас многое ожидается.
У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой;
и ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь.
Теодор Рузвельт
Цель: дать представления об обязанностях каждого члена семьи.
Задачи:
Образовательная: определить круг обязанностей в семье; помочь сформировать правильное отношение к членам семьи.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношения к созданию в будущем своей семьи, любовь и уважение к семье.
Развивающая: развивать духовные и нравственные качества личности. Методы: беседа, диалог, игра
Форма проведения: час общения.
Оформление: ватман, клей, листочки деревьев из бумаги разного цвета, нарисованное дерево, карточки «три ориентира распределения обязанностей», разрезные картинки на тему семья, притча«Распределение обязанностей», словосочетания ,заранее заготовленные на полосках бумаги.
План занятия:
I.Организационный момент (2 мин.).
1. Создание психологической обстановки на занятии.
II.Основная часть (34мин.)
1.Вступительное слово воспитателя
2.Притча «Распределение обязанностей»
3.Обсуждение притчи
4.Беседа «Что такое обязанности?»
5.Работа с высказываниями
6.Деление на группы. Игра «Пазлы»
7.Практическая работа «Распределение обязанностей в семье»
III. Итог занятия (4 мин.)
1.Подведение итога воспитателем(2 мин.)
2.Рефлексия. Контроль настроения: “Дерево чувств”.(2 мин.)
Ход занятия
I.Организационный момент
1. Создание психологической обстановки на занятии.
Упражнение «Дерево чувств»
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженный; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.
(Воспитанники на крону дерева прикрепляют листочки).
II.Основная часть
1.Вступительное слово воспитателя
Воспитатель:
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Сегодня мы с вами поговорим об обязанностях каждого члена семьи. У каждого члена семьи есть свои прямые обязанности. Но главная обязанность каждого – радовать других успехами и добрыми делами, не огорчать плохими поступками.
Суть семьи состоит в том, чтобы удовлетворять не свои потребности, а потребности другого – мужа/ жены, детей, престарелых родителей. Жена – хранительница очага, муж – добытчик, кормилец и защитник. Кто важнее? Разрушится неохраняемый очаг – куда принесёт добычу кормилец? Затупятся стрелы – погаснет невостребованный огонь в очаге.
А теперь послушайте притчу.
2.Притча «Распределение обязанностей»
«Я больше не могу! Мои обязанности - это горы, которые я уже не в состоянии сдвинуть с места. По утрам мне надо будить тебя, отдавать распоряжения по хозяйству, выбивать ковры, смотреть за детьми, ходить на базар за покупками, к вечеру готовить твой любимый плов да еще баловать тебя ночью». Так говорила жена своему мужу. Обгладывая куриную ножку, муж сказал только: «А что тут особенного. Все женщины делают то же, что и ты. Тебе не на что жаловаться. Пока я работаю, ты отсиживаешься дома». «Ах, - продолжала причитать жена, - если бы ты стал хоть немножко помогать мне». Движимый великодушием муж согласился наконец на такое предложение: жена будет отвечать за все, что происходит в доме, а он за все то, что вне дома. Распределив так свои обязанности, супруги долгое время жили в мире и согласии.
Однажды он сидел с друзьями в кофейне после удачно сделанной покупки и с удовольствием пил кофе. Вдруг туда ворвался сосед и в волнении крикнул: «Беги скорее, твой дом горит». Муж продолжал с наслаждением потягивать кофе и произнес с завидным хладнокровием: «Будь так добр, скажи моей жене: ведь в конце концов она отвечает за все, что происходит в доме, я же только за службу вне дома». ( Н.Пезешкиану)
3.Обсуждение притчи
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему? -Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены? -Какая главная мысль притчи?
4.Беседа «Что такое обязанности?»
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как? Например, есть семья «МЫ» и есть семья «Я+Я», и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. Семья «МЫ» - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
Воспитанники приводят примеры распределения семейных обязанностей. Семья «Я+Я» - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить... Приведите примеры.
Воспитатель: Вести домашнее хозяйство – значит обеспечить нормальное условие для жизни семьи. В каждой семье оно осуществляется по своему. Всё должно быть на своём месте, чтобы при необходимости любой вещью можно было воспользоваться, не тратя время на её поиски. Такой порядок достигается, прежде всего, что о нём заботится не кто-то один, а все члены семьи. Хорошо когда все проявляют инициативу в выполнении того или иного доступного домашнего дела.
Обязанности - это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей: -индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет); -умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается); -польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно. При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
Воспитатель:
А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
5.Работа с высказываниями.
Воспитатель:
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор. ( Воспитанники объясняют свой выбор) 1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым». 3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые. 4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. 6.Деление на группы. Игра «Пазлы»
Воспитатель:
Для выполнения следующего задания нам необходимо разделиться на группы. У вас на столах находятся части разрезанных картинок, соберите из них целую и вы узнаете , кто в какой группе будет выполнять следующее задание. Чтобы вам было легче я вывешу на доску образцы готовых картинок. 7.Практическая работа «Распределение обязанностей в семье».
Работаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас. Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.
(Воспитанники распределили обязанности среди родителей и детей. Одна из групп распределила обязанности так: старшие дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме,сходить в магазин,заниматься с младшими детьми; младшие дети – вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; мать – стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, чинить одежду; отец – прибить что-нибудь, готовить в выходные дни. Другая группа распределила обязанности следующим образом: дети – мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, пылесосить в доме, вытирать пыль, поливать комнатные растения, ухаживать за домашними животными, выносить мусор; родители – сходить в магазин,заниматься с младшими детьми, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, чинить одежду, прибить что-нибудь. Только в одной группе в семью включили бабушку и дедушку, в их обязанности входило – мыть посуду, готовить обед, чинить одежду, заниматься с младшими детьми).
Каждая группа аргументирует свою работу.
III. Итог занятия
1.Подведение итога воспитателем
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы постарались определить круг обязанностей каждого члена семьи. В будущем вы создадите свои семьи и я хочу вам посоветовать: договаривайтесь, помогайте, окружайте друг друга вниманием и заботой, и тогда отношения в вашей семье будут наполнены пониманием и любовью.
Воспитатель:
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что на занятии запомнилось больше всего?
2.Рефлексия.
Контроль настроения: “Дерево чувств”.
Вернемся к “Дереву чувств”, с помощью листочков сообщите: как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Воспитанники на кроне дерева перевешивают листочки).