Цель мероприятия: • Формирование правовых знаний, позитивных правовых убеждений и ценностей.
Задачи: •
создание условий для раскрытия и развития у участвующих детей творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
• повышение уровня социально-правового сознания;
• формирование правовых знаний, позитивных правовых убеждений и ценностей;
• формирование здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений в молодёжной среде. - Способствовать воспитанию законопослушного гражданина;
- Развивать правовую культуру учащихся;
- Уметь различать виды правонарушений, видеть разницу между преступлением и проступком;
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ожидаемые результаты:
- повысить правовую грамотность у детей;
- развитие коммуникации;
- призвать детей к честному образу жизни;
-вызвать у детей сопереживание к действующим лицам
На экране демонстрируются слайды со статьями уголовной ответственности.
Педагог (вступительная часть):.
Дорогой друг, ты, наверное, знаешь, что когда тебе исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских, трудовых, административных, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством. Но знаешь ли ты, что даже сейчас, будучи несовершеннолетним, ты имеешь не только права...
Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства. Каждый правонарушитель, даже несовершеннолетний, несет юридическую ответственность: материальную, уголовную, административную (до определенного возраста он может быть освобожден от нее, или она возлагается на его законных представителей). А это означает, что и к тебе могут применяться предусмотренные законом меры принуждения, но только при условии, что ты совершил правонарушение. Мы предлагаем тебе познакомиться с основами Гражданского, Семейного, Уголовного, Уголовно-процессуального и Административного права в части, касающейся ответственности несовершеннолетних.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабеж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Слайд 1.
Согласно статье 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием (часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
С14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:
3.Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).
4.Похищение человека (ст. 126 УК РФ).
5.Изнасилование (ст. 131 УК РФ).
6.Насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ).
7.Кража (ст. 158 УК РФ).
8.Грабеж (ст. 161 УК РФ).
9.Разбой (ст. 162 УК РФ).
10.Вымогательство (ст. 163 УК РФ).
11.Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ).
Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Слайд 2.
1.Штраф-Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых.
Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.
Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).
на экране демонстрируются слайды со статьями уголовной ответственности.
В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем.
(з слайд) ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
(4 слайд)
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции существуют:
(5 слайд)
- «Конвенция о правах ребенка»,
- «Семейный кодекс»,
- «Гражданский кодекс»,
- «Трудовой кодекс»,
- «Уголовный кодекс».
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы.
Педагог: дорогие ребята, обучающиеся театрального коллектива «Ника» для вас подготовили сценическую фантазию «Каждый выбирает для себя»
Звучит музыка на сцене появляется Фемида( Богиня Правосудия)
Фемида:
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Добро: Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Зло: Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Фемида : Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Появляется Человек-школьник
Школьница: Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Зло: Привет! Ты чего такой хмурая?
Школьница: Да ничего…надоело уже ходить с этим старым, телефоном…я его спрячу, чтобы другие не видели, а то смеяться будут…
Зло: И зачем так мучатся , плакать ,а ты укради телефон в магазине, пойдём со мной, я тебя на учу и будешь жить ни в чём себе не отказывая..
Школьница: Мне говорили воровать не хорошо..
Зло: говорили ,говорили…мало ли что кому говорили, подумаешь один раз не послушаешься своих взрослых зато будет новый крутой телефон…
Школьница( в зрительный зал) Может она права! Ни кто ничего и не узнает, там такой огромный магазин я потихоньку возьму и всё…у меня будет новый телефон…тогда уж лучше айфон последней модели iPhone 13
Свист полицейского, держит за руки девочку ведёт.
Школьница: Что случилось, куда вы её ведёте?
Полицейский: Поймана за кражу телефона в супермаркете !
Девочка: Отпустите, я больше так не буду!
Полицейский: Не могу, это воровство, а это уже правовое, уголовное нарушение!
Фемида: Взрослый-это родители или представители родителей в этом случае заплатит крупный штраф 100-500 тыс. руб. ... Воровство совершенное несовершеннолетним квалифицируется по статье 158 УК РФ.( высвечивается слайд 6 со статьёй)
Полицейский: Спасибо коллега ? А вы кто я вас не узнаю в гриме!
Фемида : Я Богиня справедливости и правосудия Фемида - !
Полицейский: Фемида? Где-то я уже это слышал, мы пойдём что-то мне не по себе видимо, переработался, , а то уже начинают казаться и слышаться Богини, торопимся в полицейский участок протокол составлять! Родителей надо ещё пригласить!
Девочки(кричит): Отпустите! Пожалуйста, не приглашайте родителей! Я не хочу в тюрьму! Спасите! ( уходят)
Школьница прижимает портфель
Школьница: Я пожалуй пойду! Мне пора в школу скоро звонок!
Зло: что струсила? Подумаешь кото-то поймали, а нас не поймают.. Пошли..(тянет за руку школьницу)
Школьница: Уйди! А то сейчас позову полицию! И тебя посадят в тюрьму?
Зло : Ой не смеши меня и что мне будет я ведь ничего не украла!
Школьница: ты думаешь я не грамотная и законов не знаю, а я знаю, мы в школе изучаем «Правовую грамотность несовершеннолетних»
Зло: так я тебе и поверила, вы современные дети ничего не знаете!
Школьница:
Мы многое знаем. Слушай. Исходя из содержания ст. 33 УК РФ ( уголовного кодекса Российской Федерации), подстрекательство есть склонение другого лица (лиц) к совершению преступления. При этом закон перечисляет возможные способы вовлечения в преступную деятельность: угрозы, подкуп, уговоры и т. д. Поняла? Ты занимаешься подстрекательством меня на воровство! .( высвечивается слайд 7 статьёй)
Зло: и что ты ко мне прислала? Я иду никому не мешаю, ни к кому не пристаю, никого с собой не зову и ничего не предлагаю ..поняла?
Школьница: ах вот ты как заговорила? Ты меня только что уговаривала пойти своровать телефон!
Зло: я? Это ты не правильно поняла…свою голову надо иметь на плечах, а не слушать других. Мне некогда с тобой разговаривать ( уходит)
Добро: ты не переживай, если у родителей нет возможности, купить тебе другой телефон, то можно и подзаработать деньги, сейчас много есть работы для подростков!
Школьница: правда? Вот здорово, а и не знала.
Фемида:: Федеральный закон от 01.07.2017 № 139-ФЗ ст. 63 ТК РФ. расширил возможности работодателей по найму несовершеннолетних. Сейчас фактически принимать на работу можно даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений. .( высвечивается слайд 8 статьёй)
Добро: я думаю ты сможешь найти себе подработку!
Школьница: а где можно об этом узнать?
Фемида: Это Городские и региональные программы временной занятости несовершеннолетних. ... Информацию о них легко найти на официальных сайтах муниципалитетов района и города!( слайд 9 с информацией о трудоустройстве)
Появляются : Полицейский, девочка, Зло . (На экране слайд 10 с информацией сколько краж совершили несовершеннолетние и какое наказание они получили.
Полицейский: Не бери никогда ты чужого,
Не твоё, если взял — то украл.
Фемида: Всё- равно, что украдено, вещь или слово,
Раз присвоил, то значит преступником стал!
Добро: Не за всякую кражу посадят в тюрьму,
Только вор от того, лучше всё же не станет.
Зло: Он украв, запустил в сердце жить своё тьму,
И та тьма его в бездну, на дно за собою утянет.
Школьница: Перейдя через грань своей совести,
Наплевав на запрет её, жить не своим.
Девочка: Он расплаты боясь, Богу истово молится,
Зная страх лишь, не станет он всё же другим. (уходят со сцены)
Педагог: Дорогие ребята помните, что вы вступаете или вступили в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность с 14 лет! Закончить сегодняшнее мероприятие хочется словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Использованные материалы и ресурсы:
1.Сценка «Каждый выбирает для себя» (Денисенко В.В.)
2. https://admsr.ru/news/680/78391/( памятка об уголовной ответственности)