kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Как формировать нравственные понятия (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье изложен опыт работы  по  формированию нравственных понятий у учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Как формировать нравственные понятия (из опыта работы)»

Как формировать нравственные понятия


Если вы думаете на год вперед-сейте зерна.

Если вы думаете на 10 лет вперед-сажайте деревья.

Если Вы думаете на 100 лет вперед-воспитывайте человека.

(китайская мудрость)

Будущее любой страны решается за школьной партой. В последние годы мы чаще говорим о качестве обучения, при этом забывая о качестве воспитания учащихся. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является сегодня первостепенной задачей государственной политики Российской Федерации. Единственный социальный институт, через который проходят все граждане России, – это школа. Поэтому в школе должно быть сосредоточено не только интеллектуальное, но и нравственное развитие ученика. Известно, что в младшем школьном возрасте формируются и проявляются до 70% личностных качеств, в большей степени ориентированных на такие общечеловеческие ценности, как добро, любовь, семья и т.д. Закладываются основы личностной позиции, в соответствии с которой ученик в дальнейшем будет осуществлять свой нравственный выбор. Формирование привычек нравственного поведения, основой которого является понимание ребенком «что такое хорошо», является следствием формирования нравственных понятий. Бесспорно, работа над усвоением нравственных понятий – сложный и длительный процесс, требующий от учителя постоянных усилий, планомерной систематической работы.

Одной из главных проблем, возникающих перед современным учителем в процессе формирования нравственных понятий, является проблема отбора нравственных качеств, необходимых ученику в будущем. На мой взгляд, нравственные качества условно можно разделить на три группы.

В первой группе качества, отношение к которым может быть неоднозначным. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в обществе. Такое качество, как скромность, ценившееся в человеке в 50-е – 80-е годы прошлого столетия, сейчас может стать непреодолимым барьером на пути к успеху, например, в профессии.

В Толковом словаре С.И. Ожегова «скромный» имеет следующие значения:

1.Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Учёный скромен.

2.Сдержанный, умеренный, простой и пристойный. Скромное поведение. Скромная внешность.

Человек, имеющийчрезмерно развитое чувство скромности, не станет рассказывать о своих заслугах и достижениях. Скромное поведение может привести к тому, что способности и таланты останутся внутри и не найдут выхода в мир. Вряд ли такой человек в современном мире займет достойное место. Поэтому учителю в большей степени, как мне кажется, надо работать над формированием скромности в манере поведения, в одежде.

Во второй группе качества, которые в последнее время часто подменяют. Например, наглость и целеустремленность. В том же словаре С. И. Ожегова можно прочитать:

Наглый- крайне нахальный, дерзко-бесстыдный.

Целеустремленный- имеющий ясную и определенную цель, стремящийся к ее достижению.

Поэтому одной из задач является формирование у учащихся навыка осознанного чтения определений.

В третьей группе нравственные качества, передающиеся из поколения в поколение и являющиеся отличительными чертами русского народа. Это, прежде всего, милосердие, сострадательность, доброта. Эти качества делают человека человеком.Д. С. Лихачев в своих работах «Заметки о русском» утверждал, что доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех. Добрый человек, по его мнению, уже самой своей добротой превозмогает все человеческие  недостатки.

Кандидат педагогических наук О.В. Набока выделяет следующие этапы формирования нравственных понятий у учащихся начальных классов:

  • подготовительный (обращение к личному жизненному опыту, актуализация нравственных представлений),

  • 1 этап: выявление признаков нравственных понятий,

  • 2 этап: включение нравственных понятий в активный словарь учащихся.

На всех этапах применяю различные формы, методы и приемы, способствующие, на мой взгляд, более эффективному усвоению понятий.

На подготовительном этапе предлагаю ученикам вспомнить свой пример из жизни, рассказать о том, что они чувствовали в тот момент. Задаю вопрос: «Если бы вернуть время назад, ты поступил также или что-то изменил?» Такой самоанализ дает ученику возможность развить в себе способность признавать свои ошибки и недостатки, желание «стать лучше».Личный опыт, эмоциональные переживания способствуют успешному освоению нравственных понятий.

На этапе выявления признаков нравственных понятий предлагаю примеры, в которых дается несколько признаков нравственного понятия. Учащиеся отбрасывают ненужный. Затем под руководством учителя обобщают критериальные признаки, пытаются дать свое определение нравственному понятию. На этом этапе особое внимание уделяю работе с толковым словарем. Предлагаю учащимся сравнить определения сопряженных нравственных понятий, например: справедливый – жестокий, упорный-упрямый (здесь важно найти отличия и объяснить их). Такие игры, как «Соедини поступок и качество человека», «Определи качество человека» помогают ученику закрепить умение определять нравственное понятие.

Очень важно уже с младшего школьного возраста развивать в ученике умение видеть грани между сопряженными нравственными понятиями. Это умение поможет ему в жизни делать правильный нравственный выбор.

На последнем этапе предлагаю задания, целью которых является использование нравственных понятий в своем словаре. Так, при работе с художественным произведением предлагаю учащимся дать характеристику героя произведения, сравнить нравственные качества действующих лиц на основе их поступков, выразить свое отношение к герою, дать ему совет. Особое внимание уделяю заданиям на развитие способности прогнозировать свое поведение, свои чувства в заданной ситуации. Предлагаю учащимся продолжить предложение «Если бы я оказался на месте героя, то….». Хорошо развивают творческую мысль, направляют ее на осмысление нравственных понятий задания «Сделай рисунок», «Сочини сказку». Особый интерес вызывают у учащихся игра «Волшебные очки», целью которой является развитие умения видеть положительные качества других людей и называть их. Проверить знание нравственных понятий помогает игра «Я-мудрец». К мудрецу приходят люди, спрашивают, как им поступить в сложившейся ситуации. Мудрец учит их уму разуму.

По моему убеждению, важным источником нравственного опыта являются добрые дела. Мои ученики ежегодно принимают активное участие в районном Марафоне добрых дел, результатом которого является понимание ими того, что место для добрых дел -везде, время для добрых дел – всегда. Особый интерес вызвала у учеников работа над созданием Словаря хороших качеств человека и Правил доброты.

Бесспорно, формирование нравственных понятий невозможно без помощи семьи. Поэтому на родительских собраниях часто звучит тема нравственного воспитания. С интересом приняли участие родители и дети в выставке сочинений «Традиции моей семьи». В этом учебном году начала реализацию своего педагогического проекта «Дружим с книгой всей семьей», цель которого популяризация семейного чтения, так как считаю, что семейное чтение является эффективной формой семейного самообразования, создающего хороший багаж нравственных знаний.

На мой взгляд, мощное воспитательное воздействие оказывают на формирование нравственного поведения встречи со священнослужителями. В нашей школе стало доброй традицией напутствие иерея Алексея Сучкова ученикам на новый учебный год.

От нравственного понятия к формированию нравственного поведения есть цель моей работы. Помочь ученику двигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется нравственный выбор, самостоятельность в принятии решения, -одна из основных задач воспитания. Показателями эффективности моей деятельности являются изменения в поведении учащихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.

Ребенок рождается ни злым, ни честным, ни добрым, ни жестоким. Каким он станет, будет зависеть, прежде всего, от условий и от содержания самого воспитания, которые ему создали взрослые.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Как формировать нравственные понятия (из опыта работы)

Автор: Манджеева Наталия Юрьевна

Дата: 24.03.2020

Номер свидетельства: 544046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Консультация для педагогов «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(112) "konsul-tatsiia-dlia-piedaghoghov-skazka-kak-sriedstvo-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "221837"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435603989"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Статья «Игра - как средство нравственного воспитания дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(69) "stat_ia_ighra_kak_sriedstvo_nravstviennogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "351076"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477058071"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Статья «Игра - как средство нравственно-духовного воспитания дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ighra_kak_sriedstvo_nravstvienno_dukhovnogho_vospitaniia_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "351133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477073705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства