Как определить какими способностями обладает ваш ученик? Способности к занятию научной деятельностью. 1. Выражает мысли ясно и точно (письменно или устно). 2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на несколько лет. 3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 4. Обладает хорошей сенсомоторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5. После уроков любит смотреть научно-популярные программы, читать журналы и книги (той же направленности). 6. Не унывает, если проект или новая идея не находят одобрения у учителей, родителей или если его эксперимент не удался. 7. Пытается выяснить смысл событий, причины их возникновения. 8. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием. 9. Любит обсуждать научные события, изобретения. 10. С удовольствием познаёт всё новое, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться. Технические способности. 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами (их устройством). 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек. 5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск". 6. Рисует чертежи и наброски механизмов. 7. Читает журналы и статьи об истории создания машин и механизмов. Способности к спорту. 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы чувствовать себя счастливым. 2. Всегда участвует в спортивных играх или соревнованиях. 3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4. Бегает быстрее всех в классе. 5. Обладает отличной координацией, двигается легко и грациозно. 6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7. Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис, футбол (другие активные игры). Музыкальные способности. 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку. 5. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. 6. Сочиняет оригинальные собственные мелодии. 7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте (или на нескольких). Литературные способности. 1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и заканчивая разрешением какого-либо конфликта. 2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. 3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, оставляет главное и наиболее характерное. 4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли. 5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их чувства. 6. Умеет передавать детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых любит рассказывать. 7. Любит писать рассказы и стихи. 8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер. Артистические способности. 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека. 2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-то драматическую ситуацию. 3. Передает чувства через мимику и жесты. 4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 5. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания. 6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 7. Интересуется актерской игрой. Интеллектуальные способности. 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. 2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. 3. Ясно рассуждает, не путается в мыслях. 4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. 5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. 6. Устанавливает причины поступков других людей и мотивы их поведения 7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 8. Знает много о таких проблемах и событиях, о которых его сверстники и не догадываются. 9. Обладает богатым словарным запасом, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. 10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети старше. 11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых. 13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из- за того, что учебный материал уже хорошо знаком ему из книг, журналов, рассказов взрослых. 14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. 15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное. Художественные способности. 1. На его рисунках - большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах). 2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 3. Оригинален в выборе сюжета, составляет своеобразные композиции из цветов, рисунков, камней и т.д. 4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5. В свободное время охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие художественное значение. 6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать собственную оценку пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем рисунке или в сделанной своими руками игрушке, скульптуре. 8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях. |