Из опыта работы классного руководителя
по формированию классного самоуправления
«Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов
В прошлом году я взял классное руководство в моем 6 классе. И первый вопрос, который у меня возник « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам хорошо вместе?» Планируя работу, я думала, что целью должно быть: Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, как это обычно бывает в 5 классе. Когда 5-ки пришли ко мне, я знал о них по рассказам учителя нач. классов и по своим наблюдениям за детьми в учебной деятельности, я вела у них английский язык в 4 классе, у половины класса . И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Диагностика и первые недели показали, что коллектив, как таковой есть, большое спасибо учителю начальных классов.
Ребят в школе объединяет не только формальность общего класса, но и общие интересы: многие ходят в одни и те же кружки или похожие, но в разных учреждениях, 26чел из 28 посещают кружки, дружат не только дети между собой, но и их родители, дружат семьями. Еще я обратила внимание, что большинство ребят очень творческие, увлекаемые, загорающиеся, жаждущие действовать.
Также были выявлены трудности в обучении у нескольких ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому мне пришлось менять цели и задачи.
В результате были поставлены следующие основные цели и задачи:
Цель воспитательной работы: Создание благоприятных условий для формирования высокодуховной и физически здоровой личности, для саморазвития, самореализации личности, способной к творческому созиданию.
Задачи:
• осуществлять психолого-педагогическое диагностирование с целью выявления основных направлений и форм работы воспитательной деятельности в классе;
• воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся;
• создать благоприятные условия для развития личности ребенка;
• способствовать дальнейшему сплочению классного коллектива;
• развивать творческую деятельность детей;
• создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению младшими подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
• вовлекать родителей в воспитательную деятельность
Считается, что для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Следовательно, каждый ребёнок должен иметь возможность опробовать свои силы, найти себя. Хорошим помощником здесь является самоуправление и самоорганизация.
На стадии организации классного самоуправления, считаю, что руководящие функции принадлежат классному руководителю. Классный руководитель с самого начала должен знать на какой результат он хочет выйти и вести к этому ребят.
В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Сделали мы это спустя месяц после начала учебного года. Когда я чуть больше узнала детей и для себя определилась, кого бы я хотела видеть в какой комиссии. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в какой комиссии он хочет работать, затем в какой комиссии мог бы работать его одноклассник, я всем этим руководила, направляя туда, куда надо мне. После распределения по комиссиям выбрали представителей в актив класса, которым я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом (например на первый раз просто собрать дневники., в след раз проверить заполнение первой страницы, учителей расписание звонков, подписи родителей, далее помощь в выставлении оценок и т.д, т.е по нарастающей; распределить на субботник по времени 15 чел в 2.00, следующие 15 в 2.30,отметить присутствующих, отвечать за инвентарь; распределение дежурства по школе; объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Необходимо донести до ребенка правильное исполнение требования, для этого нужно вместе с ним хотя бы один раз проделать то, что мы от него хотим.
Любое поручение на первом этапе требует проверки. Получается двойная работа. Сначала дети потом я, и здесь есть необходимость найти «погрешности», чтобы приучить к ответственности.
Причины этих погрешностей могут быть разные: могут покрывать кого-то, а могут просто недосмотреть. Осторожное замечание должно помощь исправить ошибку, например, Вы пропустили 2 у Пети, будьте внимательнее следующий раз. Вася не пришел, а ты его не отметил. Узнай, пожалуйста, причину может он заболел. Ребята понимают, что все тайное становится явным и перестают хитрить или становятся более внимательными.
Сегодня один руководит ,а второй подчиняться ,а завтра наоборот. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, проходит становление в течение нескольких лет, с каждым годом функционирует лучше.
Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мой класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, работает на сплочение классного коллектива.
Говорят «Наказываете индивидуально, оставаясь наедине с ребенком
вне дополнительных ушей и глаз». Я же считаю, что публичное наказание
имеет воздействие не только ребенка, но и на зрителей. Зритель боится оказаться на месте наказуемого и будет стараться не допустить этого.
Естественно, воспитательная работа невозможна без участия родителей, нужно поддерживать тесную связь с родителями и прежде чем использовать « пряник или кнут» заручиться поддержкой родителей.
Самоуправление помогает формировать у ребят чувство личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.