В конце увидим ключевое слово – это будет то, чем мы займёмся сегодня на уроке.
Кроссворд «Игольница»
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
Он живет на кончике нитки и держит ее, чтобы она не выскочила из ткани.
Тут и там, Везде есть я, и такая разная... Из меня одежку шьют, На диван обивку вьют, Угадали кто такая?
У него, как и у человека, есть две стороны. С одной стороны он притягивает, а с другой – отталкивает. Самый подходящий предмет для поиска упавшей иглы.
У хвастушки хвостик в ушке!
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет!
Такая же острая, как игла, только нитку в нее не вдеть, и служит она для временного скрепления деталей.
-Как вы думаете, что такое игольница? (это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери)
Рассказ педагога
История игольниц уходит в древние века. Их изготавливали из ткани и бумаги, которые привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь богатые люди.
Позже стали изготавливать игольницы из разнообразной ткани и разной основы – дерева или слоновой кости .
А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли себе позволить лишь состоятельные люди.
-Как вы думаете, а из чего тогда изготавливали себе игольницы бедные люди? (Бедные изготавливали игольницы из подручных материалов)
Многие народы твердили, что иглу нужно хранить бережно, как маленькое чудо. Именно поэтому игольница была почти в каждом доме.
-С Древней Руси одним из основных занятий женщин было что? (Рукоделие)
Правильно. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. Поэтому игольница была незаменимым атрибутом в их деятельности.
И сейчас, в современном мире, у многих хозяек есть такая удивительная вещица.
-Как вы думаете, как ещё может пригодиться игольница, кроме её прямого назначения? (может стать украшением интерьера)
Игольницы могут быть разной формы:
-Игольница-животное
-Игольница-кактус
-Игольница-цветок
-Игольница на руку
-Вкусная игольница
Также есть игольница-сумочка, игольница-игрушка, корзиночка, туфелька и многие другие.
Но чтобы узнать, какой формы мы будем шить игольницу – отгадайте загадку:
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу .
Практическая работа
Сейчас мы приступим к практической части нашего занятия. Но сначала давайте повторим правила техники безопасности при выполнении работ с колющими и режущими предметами.
Прослушайте стихотворение. А потом вы мне скажете, какие правила безопасности услышали в нём.
Труд – дело важное.
Порой небезопасное.
Правила должны мы знать,
Их чётко нужно выполнять
Ты с иголкой не шути,
И в руках не тереби,
А, уж взяв её за ушко,
Уколи её в подушку.
С ножницами не играй,
Высоко не поднимай
И, держа за острый край,
Подружке их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Анализ образца
-Посмотрите на образцы изделия
-Сколько частей в изделии? (2 – мягкая подушечка для иголок и декоративная часть)
-Как соединены части? (крепко сшиты)
-Как вы думаете, какая часть здесь главная? (подушечка, потому что без неё изделие теряет своё назначение)
-Какие материалы и инструменты понадобятся нам для работы?
Планирование трудовых действий
План:
1.Разметка деталей изделия
2.Заготовка деталей изделия
3.Соединение деталей изделия
4.Оформление изделия
Выполнение работы
-У вас на партах лежат шаблоны.
Разметим две детали на ткани.
Возьмите сначала большой круг. Он у вас один на двоих.
На изнаночную сторону ткани прикладываем шаблон (только экономим ткань, прикладываем с краю) и обводим его карандашом
Теперь берём маленький круг. У каждого из вас он есть.
Обведите и его на ткани.
Вырезаем эти детали. Не забывайте про технику безопасности
Мы будем использовать с вами два шва: «Вперёд иголку» и «Через край»
-Вденьте нитку в иголку. Слишком длинную нитку не отмеряйте, иначе будет неудобно шить. Завяжите узелок.
-Возьмите вырезанный вами большой круг из ткани и положите перед собой
Теперь, примерно пол сантиметра от края с изнаночной стороны проденьте иголку. И по всему кругу используем шов «Вперед иголку».
Теперь в центр положим картон, который поменьше, затянем нитку и крепко свяжем.
-Переходим ко второй части нашей «Шляпки»
Возьмём второй круг ткани. Прошиваем также короткими стежками на пол сантиметра от края эту деталь.
В центр этой детали кладём небольшой кусочек синтепона, и осторожно затягиваем.
Нитку можно не отрывать, потому что мы ещё будем сшивать две детали.
Сшиваем швом «Через край»
Ну вот, саму шляпку мы сделали. Чего в ней не хватает? (украшения)
Теперь проявляйте вашу фантазию, творите, украшайте, делайте её необычной.
Выставка работ учащихся
Анализ выполненных работ
Подведение итогов занятия
-Чем мы занимались на занятии?
-Что нового вы узнали?
-Чему научились на занятии?
-Какие швы использовали при изготовлении игольницы – шляпки?