Учить правилам работы с ножницами, развивать мелкую моторику.
Оборудование:
Письмо с загадкой о зайце, музыка для физминутки, игрушка - заяц, листы голубого цвета» (по количеству детей -8 шт., клей, ножницы, физ минутка «Зайцы»), аппликация, картинки с изображением зайца-русака, зайца-беляка .
Ход занятия:
Дети встают в круг и выполняют упражнение:
«Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем на право,
А затем пойдем налево,
В центре круга соберемся
И назад опять вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Тихо сядим мы за парты
И занятие начнем».
Организационный момент.
Ребята, доброе утро! (дети здороваются)
Посмотрите, ребята на столе что-то лежит? (письмо) Верно, письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Ой, ребятки там послание, давайте прочитаем его:
Отгадайте загадку: «Не барашек и не кот,
Носит шубку каждый год,
шуба серая — для лета
Для зимы другого цвета»
О ком же говорится в письме? (о зайце)
Молодцы, а как вы догадались? (летом он носит серую шубку, а зимой ее меняет на белую)
А вот и сам зайка прискакал к нам в гости. Он будет смотреть, как вы сегодня будете работать на занятии.
Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Зайцы спасаються зимой и летом окраской шерсти. Зимой - белая. как чистый снег. Летом - серая, совсем как земля.
На снегу следы остались,
Но внезапно оборвались.
Может птица тут сидела
И куда-то улетела?
Это заяц прыгнул ловко,
У него на то сноровка,
Перепутал все следы,
Чтобы не было беды,
И сидит в лесу густом
В ямке под большим кустом.
Белый снег и белый мех
Прячут зайца лучше всех.
Демонстрация картинок с зайцами.
- Ребята, посмотрите на картинки, на них изображен заяц. На этой картинке заяц русак, а на другой беляк. Чем они отличаются? (Окрасом шерсти).
- Как вы думаете, почему заяц на зиму меняет свою серую шерстку на белую? ( Для того чтобы маскироваться от лисы и волка).
2) Изложение нового материала
Сегодня мы будем изготавливать аппликацию «Зайц».
Анализ изделия.
(Демонстрация образца).
1) Ребята посмотрите на аппликацию и скажите из каких геометрических фигур выполена аппликация (из больших, средних и маленьких кругов и их частей).
2) Из каких геометрических фигур выполнены голова и туловище? (Из больших белых кругов)
3) Из каких геометрических фигур состоят уши и лапы? (Из половин белого круга)
4) Сколько всего нужно нам половин круга посчитайте? (Лапы и уши состоят из 6 частей круга).
Каждые две части – это один круг, разрезаный пополам. Сколько нужно разрезать кругов , чтобы получить 6 частей? (3 круга).
Хвост, глаз и носик у вас уже готовые. Глаз состоит из 2 частей белого среднего и маленького черного.
План работы, по которому будем работать на занятии.
План работы
1) Обвести 5 больших кругов по шаблонам.
2) Вырезать круги.
3) 3 круга разрезать пополам.
4) Cборка аппликации.
-На столе у вас лежит 1 шаблон круга.
-Что нам нужно сделать, чтобы из одного шаблона получить 5 деталей. (Обводим 5 кругов).
-Как будем обводить шаблон?
(Надо обвести шаблон на изнаночной стороне бумаги, ближе к ее краю и друг к другу – экономно).
Беседа по правилам работы с ножницами и клеем.
- Ребята, давайте вспомним правила работы с ножницами.
1. Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
2. Работай с ними только на своём рабочем месте.
3. Следи за тем, чтобы не поранить пальцы левой руки.
4. При вырезании деталей поворачивай бумагу.
5. Режь средней частью лезвий, раскрывая и закрывая ножницы.
-Ребята, для чего у вас на столе салфетки? (Чтобы убирать остатки клея и вытирать руки)
«Физминутка «Зайцы»
Скачут, скачут в лесочке
Зайцы - серые клубочки (руки возле груди, сложены как лапки у зайца, прыгают)
Прыг, скок, прыг, скок
встал зайчонок на пенек (прыжки взад и вперед)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку:
раз, шагают все на месте,
два, руками машут вместе
три, присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись
Пять, прогнулись и нагнулись.
Шесть, все встали снова в ряд
Зашагали как отряд.
Понравилось вам превращение (да). Ну что же теперь пора стать опять прежними (мальчиками и девочками).
А сейчас я вам предлагаю присесть за свои рабочие места. Посмотрите, что у вас на столе лежит? (клей, круг, бумага голубого цвета и белый картон, ножницы)
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим, рубим
Мы капусту солим, солим, солим
Мы капусту трем, трем, трем
Мы капусту жнем, жнем, жнем
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Практическая работа.
- Сначала берём лист голубого цвета – это будет основа нашей аппликации.
Дальше берем большой круг.
1) В центр листа мы приклеиваем круг-туловище.
2) Над туловищем немного вправо мы приклеиваем 2 большой круг голову.
3)-Уши приклеиваем к голове разрезом внутрь.
4) Внизу под туловищем приклеиваем 2 лапы.
5) К туловищу справа мы приклеим 1 лапу, а вторую на туловище.
6) Приклеиваем к туловищу хвостик.
7) Приклеиваем глаз. Сначала приклеим средний белый круг. Потом на него приклееваем маленький черный круг.
8) Последним приклеиваем носик справа к голове.
Отчет о работе.
1) Самооценка выполненных работ.
-Сравните свою работу с образцом.
-Ребята, у вас у всех получились хорошие работы.
(Обратить внимание на аккуратность, правильность выполненной работы).
Воспитатель:
-Какую аппликацию выполнили? («Заяц»)
- Из какого материала аппликация? (Картона и бумаги)
- Из каких геометрических фигур? (Круга и его частей)
Молодцы, вы сегодня потрудились хорошо. Посмотрите у вас получились красивые Зайчатки!
Выставка работ учащихся
Итог занятия
Ребята, кто мне скажет, чем любит питаться заяц? (Морковь)
Ребята посмотрите на доске у нас корзина. Мы туда с вами положим морковь для зайчика, чтобы его угостить. Если вам понравилась ваша работа, то в корзину положите оранжевую морковь, если не понравилось и что-то не получилось - желтую.
Наведите порядок на столе.
На этом наше занятие подошло к концу.
1) В центр листа мы приклееваем круг-туловище.
2) Над туловищем немного вправо мы приклееваем голову.
3) Из каких геометрических фигур у нас уши (из двух частей круга). 1) обвести 5 кругов.
- Как получить 2 части круга? (разрезать круг пополам)
-Уши приклееваем к голове разрезом внутрь.
4) Внизу под туловищем приклееваем 2 лапы.
5)К туловищу справо мы приклеем 1 лапу, а вторую на туловище.
6)Приклееваем хвост,нос и глаз.
-Сколько частей круга нам нужно ? (6)
-Сколько это кругов?(3)
-Сколько всего кругов нам нужно? (5)
-Сколько кругов нужно разрезать?(3)
-На столе у вас лежит 1 шаблон ккруга.
-Что нам нужно сделать, чтобы из одного шаблона получить 5 деталей. ( Надо круг обвести 5 раз).
-Из какого материала выполнена аппликация? (Бумаги и картона).
_ Как будем обводить шаблон?
Из чего уши и лапы ? (из половины кругов)
Сколько полукругов нам надо? (6)
Сколько нам нужно разрезать кругов , чтобы получилось 6 плукругов (3)
Из скольки кругов состоит туловище? (1) , голова (1), уши(1), лапы (2).
Сколько всего кругов нам понадобиться(5) - А сколько деталей надо нам изготовить? (5).
- Что же нам нужно сделать, чтобы из 1 шаблона получилось –5деталей? (Надо круг обвести 5 раз).
Из какого материала выполнена аппликация? (бумаги и картона)
-Ребята, у каждого на парте есть шаблон геометрической фигур. Давайте вспомним, как работать с шаблоном?
При обводке шаблона следить, чтобы он не смещался в сторону.
Плотно придерживать шаблон одной рукой, другой рукой обводить его карандашом по контуру.
Разметку делаем на белой стороне бумаги.
-Ребята, но каждое дело строится по плану. Посмотрите на доску. Вот по такому плану мы будем работать: