kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Снег - показатель чистоты воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.Главное для учителя - увлечь детей,показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«снег - показатель чистоты воздуха»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 2121 «Образовательный комплекс

Имени Маршала Советского Союза С.К.Куркоткина»






Исследовательская работа



Снег – показатель

чистоты воздуха


Выполнили :

Исаев Кирилл,

Кирюхин Ярослав,

Хоменко Матвей,

Чехова Полина

Руководитель :

Головина И. В.


Москва 2016 г.



Оглавление

1.Введение с.3

2.Теоретическая часть с.5

3. Практическая часть с.6

3.1.Определение внешнего вида снега

3.2.Оределение наличия углеводородной пленки

3.3.Определение наличия осадка и примесей

3.4.Определение запаха талой воды

3.5.Определение прозрачности талой воды

4.Заключение с.9

5.Список источников и литература с.11

6.Приложения с.12

7.Рецензия с.13














Введение


Данную тему мы выбрали, потому что в настоящее время в современном мире остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Практически любая отрасль деятельности человека затрагивает эту проблему. Здоровье человека напрямую зависит от экологического состояния места его проживания. Особенно важно качество атмосферного воздуха, ведь мы не можем обойтись без дыхания, поэтому проблема загрязнения атмосферы наиболее актуальна. Охрана атмосферного воздуха представляет собой значимую экологическую проблему, которой уделяется огромное внимание во многих странах. В нашей стране 2013 год был назван годом Экологии.

Чтобы ответить на вопрос, каким воздухом мы дышим, необходимо уметь определять степень загрязнения окружающей среды. Для этого существует много различных методов. Оказывается, не нужно специальных сложных приборов! Чистоту воздуха можно определить по растениям, лишайникам и даже по снегу, именно этот метод нас очень заинтересовал, поскольку на улице была зима.

Одним из способов изучения чистоты воздуха является исследование снега. Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. В связи с этим снег можно рассматривать как своеобразный индикатор чистоты воздуха.

Так как снег – показатель чистоты воздуха, то проблема, которую нам предстояло решить: определить чистоту снежного покрова в нашем районе.

Целью нашего исследования стало изучение состояния снежного покрова района Люблино и оценка по нему состояния атмосферного воздуха в зимний период.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить теоретический материал о снеге;

2) взять пробы снега и провести анализ талой воды, используя пробы с четырёх участков;

3) сделать по результатам исследований вывод об экологическом состоянии снежного покрова и степени его зависимости от источника загрязнения;

Область исследования: экология района Люблино.

Объектом исследования стала чистота воздуха в районе Люблино.

Предмет исследования – снег, взятый на разных участках территории района.

После анализа прочтенной литературы мы пришли к выводу, что собственно экологической чистоты нет нигде, кроме мест, куда «не ступала нога человека».

Человек изобрел автомобиль для скорости передвижения, но эта техника отбирает у нас кислород, а взамен дает нам ядовитые газы. В нашем городе, к сожалению, эта проблема тоже становится актуальной. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт.

Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в следующем: чем дальше источник загрязнения воздуха, тем чище снег.


Методы исследования:

1.Изучение литературы.

2.Изучение материалов интернет-сайтов.

3. Отбор проб снега.

4. Подготовка талой воды к анализу.

5. Проведение анализов.

6. Обобщение информации о проведенных исследованиях.




Теоретическая часть

Свое исследование мы начали с посещения библиотеки, работали с интернет - литературой с целью поиска информации о снеге. Мы нашли много информации о снеге и снежном покрове.

Итак, снежный покров — это слой снега на поверхности Земли, образовавшийся в результате снегопадов и метелей.

Снег - это замёрзшая вода, так как снежинки состоят из маленьких кристалликов льда, и поскольку свет отражается от их многочисленных граней, снежинки кажутся белыми, а не прозрачными. В некоторых регионах снег бывает красным, зелёным, голубым. Причина - бактерии, грибки, пыль, содержащиеся в воздухе.

Основным источником загрязнения атмосферы независимо от времени года является автотранспорт. Количество автомашин непрерывно растёт, а вместе с этим растёт выброс вредных продуктов в атмосферу. Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя—источника наибольшего загрязнения.

Проведя анализ снега, можно говорить о непосредственном влиянии снега на природную среду и можно судить о чистоте атмосферного воздуха в данном районе. Потому что все вещества, попадающие в воздух в зимний период, в конечном итоге оседают на поверхности снега и сохраняются в нём в течение всего холодного времени года. По анализу снега можно определить, какие именно вещества находятся в атмосфере, и сделать прогноз об их воздействии на окружающую среду и здоровье человека.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение снежного покрова может дать оценку экологического состояния данной территории и сделать прогноз о возможном заражении окружающей среды токсичными веществами.

Изучение информации из различных источников дало нам возможность расширить представления о снеге как о природном индикаторе чистоты окружающего воздуха, позволило подготовиться к необходимым опытам для изучения состава и свойств снега.


Практическая часть

В зависимости от источника загрязнения и его удаленности изменяется и состав снегового покрова, поэтому нами были взяты пробы снега на анализ в различных местах района Люблино. Отбор образцов снега проводился в январе 2016 года в нескольких точках района Люблино: на Люблинской улице в районе железнодорожной станции Люблино, в Люблинском парке, на школьном дворе, в Кузьминском лесу. Снег собирался и помещался в стеклянные чистые банки с этикеткой, которые закрывались крышкой. В домашних условиях продолжили опыт, для этого нужно было растопить снег, а полученную талую воду использовать для анализов. Были проведены следующие исследования: для снега при отборе образцов – цвет снега, для талой воды - запах, прозрачность, наличие осадка, наличие углеводородной пленки. Для анализа талой воды мы пользовались методикой, взятой из сборника Алексеева С.В. и Беккера А.М. “Изучаем экологию – экспериментально”.

1. Определение внешнего вида снега (приложение, фото 1)

Перед отбором образцов снега поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега. Для изучения цвета снега дети рассматривали его при дневном свете.

Данные по определению внешнего вида снега представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Определение внешнего вида снега

№ п/п

Место отбора образцов снега


Внешний вид снега

1

Улица Люблинская

Грязно-серый

2

Люблинский парк

Светло-серый

3

Школьный двор

Белый

4

Кузьминский лес

Белый



При визуальном рассмотрении снежного покрова выявлено, что самый грязный снег на Люблинской улице. Он имеет грязно - серый цвет, т.к. вдоль улицы проходит оживленная автотрасса. На втором месте Люблинский парк. Выбросы от проезжающих автомобилей придают снежному покрову также серую (слабозаметную) окраску.На третьем месте снег, взятый со школьного двора. Самый чистый (белый) снег в Кузьминском лесу.

2. Наличие углеводородной пленки (приложение, фото 2)

Воду отстояли в течение суток и отметили наличие радужной пленки. Данные по определению углеводородной плёнки представлены в таблице № 1.

Таблица № 2. Определение наличия углеводородной пленки

№ п/п

Место отбора образцов снега


Наличие углеводородной пленки

1

Люблинская улица

Есть

2

Люблинский парк

Нет

3

Школьный двор

Нет

4

Кузьминский лес

Нет



3.Наличие осадка и примесей (приложение, фото 3)

Для определения осадка использовали воду, отстоявшуюся в течение суток, и определили, образовался ли осадок. Если осадок имелся – определяли его интенсивность. Воду взбалтывали, фильтровали и определяли на фильтре наличие примесей. Данные по определению осадка и примесей представлены в таблице 3.

Таблица № 3. Определение наличия осадка и примесей

№ п/п

Место отбора образцов снега


Наличие осадка и примесей

1

Люблинская улица

Сильный осадок, много примесей

2

Люблинский парк

Имеется осадок

3

Школьный двор

Нет

4

Кузьминский лес

Нет

Пробы №1 и №2 оказались с большим количеством нерастворимых веществ, а проба №4 оказалась самой чистой. Время, потраченное на фильтрование проб №1 и №2, было более продолжительное, чем время фильтрования пробы №3,4, так как фильтр не забивался нерастворенными веществами.

4. Определение запаха фильтрата (талой воды) (приложение, фото 4)

Для определения запаха талой воды мы взяли 100 мл воды, налили в банку с широким горлом, накрыли стеклом и встряхнули банку вращательными движениями. Открыв стекло, быстро определили запах. Данные запаха талой воды представлены в таблице 4.

Таблица № 4. Определение запаха воды


Место отбора образцов снега


Запах воды

1

Улица Люблинская

Стойкий запах пыли

2

Люблинский парк


Стойкий запах пыли

3

Школьный двор

Слабый

4

Кузьминский лес

Нет




5. Определение прозрачности талой воды (приложение, фото 5)

Для определения прозрачности талой воды в стеклянную банку мы налил воду, через которую просматривали печатный текст.

№ п/п

Место отбора образцов снега


Прозрачность воды

1

Улица Люблинская

Очень мутная

2

Люблинский парк

Слабо мутная

3

Школьный двор

Прозрачная

4

Кузьминский лес

Прозрачная



Самой чистой оказалась талая вода с Кузьминского леса. На втором месте по прозрачности вода со школьного двора. Далее вода из пробы, взятой в Люблинском парке. Самой «грязной» была вода из пробы по улице Люблинская .




Заключение

В нашей работе мы исследовали степень загрязнения снежного покрова в районе Люблно. Данные исследований представлены в таблице:

Место отбора образцов снега

Цвет снега

Наличие углеводородной плёнки

Наличие осадка и примесей

Запах талой воды

Прозрачность талой воды

Люблинская улица

Грязно-серый

Есть

Сильный осадок, много примесей

Стойкий запах пыли

Очень мутная

Люблинский парк

Светло-серый

Нет

Имеется осадок

Стойкий запах пыли

Слабо мутная

Школьный двор

Белый

Нет

Нет

Слабый

Прозрачная

Кузьминский лес

Белый

Нет

Нет

Нет

Прзрачная


Сравнивая пробы, полученные от фильтрации снега с разных участков района, получили, что самым грязным является участок около Люблинской улицы, затем –Люблинский парк, третье место по загрязненности снега занимает школьный двор. Снег в Кузьминском лесу является самым чистым.

Поскольку снег является показателем чистоты воздуха, то, соответственно, и воздух в районе по степени загрязненности распределиться следующим образом:

1 место по степени загрязнения – участок около Люблинской улицы,

2 место – Люблинский парк,

3 место – школьный двор,

4 место – Кузьминский парк.

После проведения всех работ и обсуждения полученных результатов мы пришли к следующим выводам:

1. Самым грязным является участок на Люблинской улице, т.к. он расположен непосредственно рядом с проезжей частью, все загрязняющие вещества, попадая в воздух, постепенно оседают на поверхности снега, превращая его тем самым в смесь ядовитых веществ;

2.Чем больше интенсивность движения автотранспорта, тем больше количество выделяемых автомобилями вредных веществ и тем сильнее загрязнение снега. Но так же мы увидели, что проба №2 (взятая в Люблинском парке) с интенсивным движением автотранспорта с двух сторон чище, чем проба №1 (взятая на Люблинской улице) тоже с интенсивным движением по той причине, что на участке растут хвойные и лиственные деревья. Деревья поглощают большую часть вредных примесей.

3. На пришкольной территории все показатели чистоты снега находятся в норме, исходя, из этого можно говорить об относительной чистоте атмосферы, соответственно учащиеся дышат незагрязнённым воздухом, что в свою очередь благотворно влияет на их здоровье;

4.Самым чистым участком является площадка №4, так как это место находится на расстоянии от дороги и выбросы сюда не доходят. Здесь растет много деревьев; не зря ученые рекомендуют проводить выходные дни «на природе».

Вывод: чем дальше источник загрязнения воздуха, тем чище снег. Из этого следует, что наша гипотеза верна.

Снег – это часть нашего дома–природы, в котором мы живём. Только от нас зависит, будет он белым и пушистым или же станет грязным и опасным. Чистота снега влияет на нашу жизнь, и поэтому так важно обращать на эту проблему как можно больше внимания. Не зря говорят: «Чистый снег – чистая планета».



Список источников и литература:

1.Алексеев С.В., Беккер А.М., Изучаем экологию экспериментально (практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) – СПб: изд-во СПГУПМ, 2003.

2. С.В. Алекссев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина Экологический практикум школьника. - Изд. « Учебная литература», 2005г.

3.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- Москва, «Рандеву – АМ», 2000 г.

8. Курапова И.И. Мои первые опыты. Рабочая тетрадь/-ООО Баласс,2009,32с.

4. Рянжин С.В. Экологический букварь для детей и взрослых.- С.Пб.: Печатный двор, 1994.- 108с.: ил.

5. Суворова В.М. «Опыт экологической работы со школьниками», Волгоград, 2009 год.

2.Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. «Экология человека», Москва, «Вентана-Граф», 2010год.

6.Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва. Издательство АСТ, 1999.

9.http://ru.wikipedia.org/wiki/Снежный_покров

10.http://ctcentr.ru

11.http://ecorussia.info/ru/ecopedia/transportation_problems

Приложения


Фото 1 Фото 2

Фото 3 Фото 4



Фото 5





РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу

«Снег – показатель

чистоты воздуха»

Исследовательская работа «Снег – показатель чистоты воздуха» выполнена обучающимися 1 класса «А» под руководством учителя начальных классов Головиной И.В. В работе четко определены цели и задачи, позволяющие раскрыть одну из важнейших проблем настоящего времени - это проблема экологического состояния природных территорий.

Вопросы, связанные с проблемами экологии, являются актуальными для каждого школьника и не могут не интересовать каждого человека.

Для раскрытия решения поставленных задач использованы теоретические методы (обзор и анализ литературы). Хорошим дополнением является исследовательская часть, в которой представлена методология исследования и анализ полученных результатов обследования загрязнения территорий. Все исследования, которые первоклассники провели самостоятельно, оформлены и иллюстрированы. Под руководством учителя ребята сделали выводы из своих исследований. Так как работу выполняли ученики 1 класса, то большая часть была выполнена руководителем (оформление исследовательской работы, презентация). Главная ценность данного исследования в том, что учащиеся получили новые знания и умения, научились анализировать, обобщать, делать выводы на конкретных примерах своей деятельности. Работа вызвала у них интерес и позволила учителю заинтересовать детей исследовательской деятельностью. Практическая значимость работы видится в возможности использования материалов на уроках окружающего мира, в качестве информационно-аналитического, просветительского материала, а также дополнительного материала во внеклассной и во внеурочной работе с целью формирования экологического мышления и экологической культуры. Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Исследовательская работа "Снег - показатель чистоты воздуха"

Автор: Головина Ирина Викторовна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Исследовательская работа «Снег как показатель загрязнения окружающей среды»"
    ["seo_title"] => string(80) "issliedovatiel_skaia_rabota_sniegh_kak_pokazatiel_zaghriaznieniia_okruzhaiushchi"
    ["file_id"] => string(6) "454668"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517750123"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "исследовательская работа на тему "Экологическое состояние села Кальтяево" с презентацией"
    ["seo_title"] => string(92) "issliedovatielskaiarabotanatiemuekologhichieskoiesostoianiiesielakaltiaievospriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "271741"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451750731"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства