Исследовательский проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Исследовательский проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"
Работа посвящена изучению проблемы загрязнению окружающей среды деятельностью человека. Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках окружающего мира, классных часах, внеурочной деятельности, родительских собраниях, общешкольных мероприятиях экологической направленности с целью проявления заинтересованности и пробуждению желания к изучению данной проблемы, а также для расширения кругозора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Вторая жизнь пластиковой бутылки"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Городская научно-практическая конференция
младших школьников «Умка – 2016»
«Вторая жизнь пластиковой бутылки»
Автор: Вольхина Екатерина,
2 класс МБОУ «СОШ №21»
Руководитель: Коренек Светлана
Юрьевна, учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №21»
г. Славгород
2016 г.
Аннотация
Аннотация к проекту: «Вторая жизнь пластиковой бутылки».
Автор проекта: Вольхина Екатерина, 2 класс.
Руководитель проекта: Светлана Юрьевна Коренек, учитель начальных классов.
Работа посвящена изучению проблемы загрязнению окружающей среды деятельностью человека.
Была поставлена следующая цель: разработать и изготовить изделия из пластиковой бутылки, пригодные для дальнейшего применения.
На первом этапе был изучен материал, имеющийся на доступных сайтах интернета, литература разных годов издания и разных авторов.
Вторым этапом данной работы были определены вопросы, на которые следовало найти ответы, и намечен дальнейший план работы над проектом. А так же было предложено ребятам сделать изделия из пластиковой бутылки.
На этапе исследования определена степень знания данной проблемы. Рассмотрены факты загрязнения окружающей среды, высказывания и опасения экологов, изучена статистика разложения в природе отходов деятельности человека.
Материал данной работы можно рекомендовать к использованию на уроках окружающего мира, классных часах, внеурочной деятельности, родительских собраниях, общешкольных мероприятиях экологической направленности с целью проявления заинтересованности и пробуждению желания к изучению данной проблемы, а также для расширения кругозора.
Отзыв руководителя
о степени самостоятельности, проявленной учащимся, с указанием
компетентного органа, рекомендующего работу
Работа Вольхиной Екатерины расширяет и обогащает знания школьников о экологической проблеме, пробуждает интерес и любовь к окружающей природе, помогает более полно ощутить и осознать связь человека и природы. Благодаря данным исследованиям активизируются и обогащаются имеющиеся знания по экологической проблеме человечества, так как они рассматриваются через призму истории деятельности человечества.
Актуальность данной темы: «Вторая жизнь пластиковой бутылки» не вызывает сомнения. Важно развитие бережного отношения, не только к экологии своего города, но и в целом всей планеты, что, несомненно, прослеживается в данной работе.
Екатериной проведена серьезная работа по изучению самого понятия мусора, временных рамков разложения в природе тех или иных отходов деятельности человека, а также его классификации. Изучены способы его утилизации и переработки. Проведен соцопрос среди учащихся 2 – 3 классов.
Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Вольхиной Екатерины может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Рецензия
на исследовательский проект ученицы 2 класса
МБОУ «СОШ №21»
Вольхиной Екатерины
Работа Вольхиной Екатерины «Вторая жизнь пластиковой бутылки» посвящена изучению проблемы загрязнению окружающей среды деятельностью человека, ее значимости в жизни каждого человека.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема «человек – природа» не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема воздействия человека на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется отрицательным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Важно развитие бережного отношения, не только к экологии своего города, но и в целом всей планеты, что, несомненно, прослеживается в данной работе.
Второклассницей проведена серьезная работа по изучению экологической проблемы. Немаловажным является и то, что она обратилась за помощью к своим одноклассникам. Екатерина подробно изучила само понятие мусор, временные рамки разложения в природе тех или иных отходов деятельности человека, а также ею изучена его классификация, изучены способы его утилизации и переработки.
В своей работе Екатерина подробно описывает исследования шаг за шагом и на конкретных примерах показывает решение поставленных ею задач.
Рецензируемый проект представляет собой серьезную и интересную работу. Он выполнен на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес. Автор на конкретных примерах доказывает, что изучение экологической проблемы является действительно необходимой деятельностью, положительно влияющей на становление личности в целом.
Материал в работе изложен последовательно и четко. Выводы и заключения сделаны правильно. Считаю, что исследовательский проект Вольхиной Екатерины «Вторая жизнь пластиковой бутылки» может быть представлен на школьной научно-практической конференции и заслуживает высокой оценки.
Заместитель директора
по учебно - воспитательной работе
МБОУ «СОШ №21»
__________________ О.А. Первова
«____» _____________ 2016 год.
Введение
На уроке окружающего мира одна тема очень заинтересовала меня. Наша учительница рассказывала нам о том, как жить в дружбе с природой. А что больше всего вредит природе? Наше равнодушное отношение. Одна из форм такого равнодушия - мусор, создаваемый человеком. Этот мусор накапливается гораздо быстрее, чем общество успевает его уничтожить. И далеко не все жители нашей планеты даже не задумываются о том, как его складировать. Просто бросают на землю!!!
Проблема «человек – природа» не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема воздействия человека на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется отрицательным воздействием на природную среду. При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу.
И тогда передо мной возникла проблема: как я, ученица второго класса, могу помочь природе защититься от пагубного влияния? Например, предотвратить хотя бы одну свалку мусора в своем районе? Или у меня есть возможность переработать часть мусора?
Поэтому я выбрала тему « Вторая жизнь пластиковой бутылки»
В ходе своего исследования я искала ответы на следующие вопросы:
Что такое мусор?
Как можно классифицировать мусор?
В чем заключается опасность мусора для окружающего мира?
Как можно утилизировать мусор?
Как сделать так, чтоб мусора стало меньше?
Какие полезные вещи можно сделать из мусора?
Я поставила перед собой цель:
разработать и изготовить изделия из пластиковой бутылки, пригодные для дальнейшего применения. Предположим, что это сделать возможно.
Были поставлены следующие задачи:
Узнать о том насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды деятельностью человека.
Выработать действия, которые могут предпринять граждане, чтобы защитить окружающую среду.
Изготовить изделия для дома из пластиковой бутылки .
Методы исследования:
Сбор информации
Анкетирование
Сопоставление и сравнение
Изучение литературы и интернет материалов
Актуальность:
Огромной проблемой на данный момент является то, что человеческая цивилизация производит огромное количество мусора, который уже образует целые материки в океане. Газета, например, разлагается 2-4 недели, некоторые издания дольше. Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются, фактически, законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.
Или, например, пластиковые бутылки – разлагаются в земле от 500 до 1000 лет. Многие из нас, допивая очередную бутылку прохладительного напитка, не задумываются, что ожидает её в будущем. Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары. И так можно перечислять бесконечно.
Объект исследования:
-пластиковая бутылка
Гипотеза:
Я предположила, что пластиковая бутылка может быть пригодна для дальнейшего использования.
Научная новизна:
Меня волнует проблема с бытовым мусором в нашем городе. Городская свалка находится за его пределами, она с каждым годом увеличивается. И находится свалка недалеко от города соседа – курорта Яровое. И самая большая беда в том, что многие жители города выбрасывают мусор там, где не разрешено - на многих пустырях города образовались несанкционированные свалки.
Теоретическая часть:
В начале 20 века бурное развитие науки и технического прогресса дало толчок резкому росту мусора. Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Городские свалки промышленного и бытового мусора завоевывают все больше места у людей. С начало 70 – х. до конца 80 – х. годов в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. На сегодняшний день ситуация еще хуже. Городские свалки с бытовым мусором занимают огромные площади. Если внимательно рассмотреть состав мусора, то смесь получается довольно разнообразной. Это и пластиковые бутылки, и разнообразная техника, и одежда, и пищевая продукция, и стекло и бытовой пластик. В мусоре могут оказаться ядовитые вещества, такие, как ртуть и другие тяжелые металлы, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды. Это вредит всей живой природе: животным, птицам, рыбам, насекомым, растениям. Мусор, выброшенный сегодня, исчезнет в следующем XXII веке, а некоторый и в другом тысячелетии. Экономический pocт и развитие нашей страны за последнее десятилетие привел к закономерному увеличению пpoизвoдcтва и пoтpебления. Этот pocт является ocнoвнoй движущей cилoй для увеличения кoличеcтва oтхoдoв, ведь ни одно производство не является полностью безотходным.
1.2 Что такое мусор?
Так что же такое мусор?
Мусор — одна из категорий отходов человеческой деятельности: - бытовой мусор
- небиологические твёрдые бытовые отходы
- строительный мусор один из видов промышленных отходов - космический мусор и все искусственные объекты, а также их фрагменты в космосе
1.3 К пpoмышленным oтхoдам oтнocятcя:
Пpoдукты, матеpиалы, изделия, oбpазующиеcя в результате пpoизвoдcтвеннoй деятельнocти человека, оказывающие негативное влияние на oкpужающую cpеду, втopичнoе иcпoльзoвание кoтopых на данном пpедпpиятии неpентабельнo.
- тoкcичные - это физиoлoгичеcки активные вещеcтва, oбpазующиеcя в пpoцеccе технoлoгичеcкoгo пpoизвoдcтвеннoгo цикла, обладающие выраженным тoкcичеcким действием.
Стpoительные oтхoды, oбpазуются в результате различных pекoнcтpукций, pазбopок старых зданий и cтpoительcтва новых домов и coopужений.
К ним oтнocятcя:
- твердые минеральные oтхoды - керамзит, керамика, аcбoцемент, гипс, oтхoды бетона, дpевеcина и другие матеpиалы, пpименяющиеcя в cтpoительcтве.
Строительные oтхoды пpиpавниваютcя к пятому клаccу oпаcнocти. Но безoпаcными их назвать нельзя, напpимеp дpевеcина, иcпoльзуемая в cтpoительcтве, пpoпитана кpаcителями, кoтopые при сжигании на муcopocжигательнoм заводе oбpазуют газ, oбoгащенный вредными пpимеcями, тоже cамoе пpoиcхoдит и на свалке в результате гниения. Вывоз строительных отходов требует выполнения определённых условий, таких как, профессиональные водители, качественный и надёжный автопарк компании-перевозчика, а также ёмкости - контейнеры, предназначенные конкретно для строительного мусора.
1.4 Классификация мусора.
Все отходы подразделяются на пять классов опасности по влиянию на окружающую среду.
1 класс – чрезвычайно опасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – очень опасная.
Экологическая система необратимо нарушена, и период восстановления отсутствует.
2 класс – высоко опасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – высокая.
Экологическая система сильно нарушена, и период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия.
3 класс – умеренно опасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – средняя.
Экологическая система нарушена, и период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
4 класс – малоопасные.
Степень вpеднoгo вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – низкая.
Экологическая система нарушена, и период самовосстановления восстановления не менее 3 – х. лет после снижения вредного воздействия от существующего источника.
5 класс – практически неопасные.
Степень вoздейcтвия oпаcных oтхoдoв на природу – низкая.
Экологическая система практически не нарушена, и период восстановления не требуется.
2.1 Утилизация мусора.
Вывоз бытовых oтхoдoв - очень сложная задача. Однако в пocледние десятилетия пpoблема вывоза ТБО пpиoбpела ocoбую ocтpoту и требует незамедлительных мер по её решению. Накопление ТБО в coвpеменнoм гopoде дocтигает 250-300 кг на человека в год. Это огромные объемы.
Бытовой мусор частично вывозится на загородные полигоны, предназначенные для переработки мусора. Но до 50 % отходов просто остается на территории города на неопределенное время.
Но в последнее время общество понимает проблему утилизации мусора. Появляются современные технологии по переработке отходов. Отходы могут перерабатывать, но в общей массе количество неперераработанного мусора все равно неизмеримо больше. Опасные отходы содержат ядовитые вещества, ведь до сих пор, например батарейки или лампочки вывозят на свалку. Старые свалки содержат большое количество вредных отходов и ядовитых химических веществ, которые годами беспрепятственно попадали в окружающую природу годами. Чтобы этот хлам не засорял окружающую среду, его можно взять для создания облагораживания территорий и созданию различных полезных вещей из ненужного мусора.
2.2 Как можно утилизировать мусор?
- раздельный сбор
Давайте узнаем, как долго пролежат в земле «творения рук человеческих.
Стеклянная бутылка – один миллион лет. Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка- захоронение
- сжигание
- вторичная переработка
Раздельный сбор разных категорий отходов определяет эффективность и стоимость утилизации отдельных компонентов. Наиболее неудобны для утилизации смешанные отходы, содержащие смесь отходов, пластмасс, металлов, стекла и пр. компоненты.
Самый дешёвый способ избавиться от отходов — произвести их захоронение. Этот способ восходит к простейшему пути — выбросить что-либо из дому, на свалку. История показала, что простым выбрасыванием непригодных предметов из дому проблему решить не удаётся. В XX веке пришлось перейти от стихийного создания свалок к проектированию и реализации специальных инженерных объектов, полигонов для захоронения бытовых отходов. Каждому хорошо знакома картина горящего во дворе содержимого мусорных контейнеров. Установлено, что при горении бытового мусора в воздух попадает множество токсических веществ. И эта отрава поступает в воздух наших городов при горении бытовых отходов в контейнерах и на свалках.
Таким образом, простой, казалось бы, путь уничтожения отходов посредством сжигания ведет к еще большему загрязнению окружающей среды.
Необходимы специальные производства, способные не только перерабатывать отходы, но и получать ценные компоненты (редкие и ценные металлы и др.), а также в максимальной степени защищать окружающую среду. Первый такой мусоропереперабатывающий завод в России был построен только в 1972 году, хотя первые подобные заводы в мире появились более чем сто лет назад. Возможен и другой путь ликвидации отходов. Учёные интенсивно и успешно работают над созданием специальных штаммов бактерий и грибов, способных разрушать органические соединения ароматических углеводородов и других высокомолекулярных соединений - полимеров. Особые надежды в решении этой проблемы связаны с успехом генной инженерии.
3. МУСОРНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ
Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам. Так что у наших потомков будет шанс найти даже целую бутылку, с каким нибудь напитком.
Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет. Около 1000 лет будет лежать в земле «не съёдобный» для микроорганизмов-деструкторов полиэтиленовый пакет. К счастью, многие страны отказываются от использования пластиковых пакетов, а значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.
Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет. Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары.
Алюминий – от 80 до 200 лет.
Согласно расчётам учёных в одном лишь 2004 году в мире было закопано на свалках около 55 миллиардов алюминиевых канистр, что на 760% больше, чем в 1972 году.
Окурки сигарет – от 1 до 5 лет. Не смотря на кажущуюся «хлипкость» окурки в природной среде разрушаются тоже не так быстро, как хотелось бы. Виной всему оставшиеся после курения токсичные вещества и ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр. Огромное количество курильщиков делает окурки сигарет особо опасными для окружающей среды.
Газета – 2-4 недели, некоторые издания дольше. Отмечаются случаи, когда на свалках под кучей земли находили образцы газет 15 летней давности. Под толстым слоем земли, при отсутствии кислорода они оказываются, фактически, законсервированными. Большой плюс газет заключается в том, что их можно переработать.
Огрызок яблока – 1-2 месяца, в некоторых случаях дольше. Огрызок, лежащий в вашем мусорном ведре, может ещё просуществовать два месяца. Пищевые отходы, оказавшись на свалке под толстым слоем земли и отходов, разлагаются также достаточно медленно. По самому медленному «сценарию» они разлагаются только на 50% каждые 20 лет.
4.1. Практическая часть
Анализируя всю эту проблему, мы вместе с моими одноклассниками решили разработать проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки». Сначала мы провели опрос среди учащихся второго и третьего классов. Ребята отвечали на следующие вопросы
Анкета.
Сколько раз в месяц родители покупают воду в пластиковых бутылках?
Сколько пластиковых бутылок воды покупают родители в праздники?
Что делают с пустыми пластиковыми бутылками в вашей семье?
На вопросы ответили 32 респондента.
Результаты опроса отражены в следующей таблице
Класс
Количество
опрошен.
человек
Сколько в месяц
Купили бутылок
Сколько бутылок купили в праздники
Как использовали пустую бутылку
купили
Не купили
купили
Не купили
выбросили
сожгли
хранят
делают поделку
2
16
12
4
15
1
3
4
8
1
3
16
0
16
11
5
7
3
2
4
итого
32
12
20
26
6
10
7
10
5
100%
37,5%
62,5%
81,25%
19%
31%
22%
31%
15,6%
4.2. Вторичная переработка пластиковых бутылок своими руками
Я предложила своим одноклассникам изготовить изделия из пластиковой бутылки. И вот, что у нас получилось:
Рябчикова Софья. «Пожарный щит» Использовала пластиковые бутылки в изготовлении макета.
Игрушка « Пингвиненок» Михеев Владислав
Поделка « Новогодняя игрушка» Федоров Иван.
Екатерина Вольхина. Поделка « Танк Т - 34 »
Поделка « Подставка для карандашей» Дима Гаас.
Игрушка «Совенок» Опольская Анастасия
Игрушка «Самолет» Волков Виктор
(Работы представлены в данном порядке в приложении)
Заключение
Гипотеза:В ходе изученного материала и проведенного исследования я пришла к выводу: что пластиковая бутылка может быть пригодна для дальнейшего использования.
Гипотеза подтвердилась.
Перспектива изучения данной проблемы имеет на право существования, так как вокруг нас столько всяких разных бытовых отходов, что стоит задуматься, где и как их применять. Желаю успехов!
Список использованных источников и литературы:
Е.Ю. Колбовский «Изучаем природу в городе» Ярославль Академия развития 2006г.
А.А Вахрушев, Д.Д. Данилов «Окружающий мир. Обитатели Земли» Москва 2008 г.