Интерактивные технологии обучения. Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности.
Интерактивные технологии обучения. Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности.
Статья на тему "Интерактивные технологии обучения. Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности"
Обучение английскому языку в условиях внеурочной деятельности имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта деятельность способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Во внеурочной деятельности особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти положения успешно выполняются посредством использования игровых технологий обучения.
В статье также приведены примеры различных видов игр, применяемых на занятиях английского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии обучения. Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности.»
Интерактивные технологии обучения.
Игра на занятиях английского языка в условиях внеурочной деятельности
Автор: Голионова Ю.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей» г.Реутов
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач. Вот некоторые из них:
способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей;
расширять его представление об окружающем мире.
Все эти задачи успешно решаются в рамках внеурочной работы по обучению младших школьников английскому языку. Обучение английскому языку в условиях внеурочной деятельности имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта деятельность способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Во внеурочной деятельности особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти положения успешно выполняются посредством использования игровых технологий обучения.
Использование игровых приемов и методов является ключевым в организации учебного процесса младших школьников. Игровые приемы и методы характеризуются универсальностью: их можно применять на разных этапах, приспосабливать к разным целям и задачам. Игра выполняет множество функций в процессе развития ребенка, облегчает учебный процесс, помогает усвоить материал, развивает необходимые компетенции. Через игру учитель формирует и развивает у школьников навыки и умения находить нужную информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
Игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранного языка на становление личности. Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на занятиях атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата. В процессе изучения иностранного языка учащиеся рисуют, поют, придумывают своих героев и их мини-истории, заучивают стихи и песни, участвуют в различных конкурсах, проводимых учителем на уроке. В игре задействованы все: и слабые, и сильные ученики, что оказывает положительное влияние на психологический комфорт каждого ученика и на благоприятный психологический климат в классе в целом.
Цельюприменения игровых технологий в обучении английскому языку в условиях внеурочной деятельности является развитие устойчивого познавательного интереса учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
1. Способствовать формированию предпосылок для прочного усвоения учащимися учебного материала;
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование страноведческого материала;
Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление;
2. Развивать психологическую готовность учащихся к речевому общению. Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;
2. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Из перечисленных задач вытекают следующие функции игровой деятельности в процессе внеурочной работы:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра как особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активная готовность включаться в разные виды деятельности, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на занятии, превращение о обычного занятия в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при большой общей учебной нагрузке.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Использование игр и игровых моментов во внеурочной работе способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку; игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значений; игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.
Выделяют несколько видов игр, используемых в обучении английскому языку в условиях внеурочной деятельности:
Дидактические игры.Особенность этих игр состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности. При этом внимание и запоминание непроизвольны.
Примером такой игры служит «Математическое лото»
Цель игры: закрепление знаний названий чисел по-английски.
Описание игры: дети делятся на три группы по 4-5 человек, составляют и решают примеры, называя числа по-английски, затем «ходят в гости» к другим столам, читая их примеры. Таким образом, они по очереди выступают в роли учеников и учителей, и читают с гораздо большим удовольствием, чем если бы они читали те же примеры, просто написанные на доске. При работе с лото в группах в ней участвуют сразу все дети.
Музыкально-дидактические. Использование музыкально - дидактических игр помогает в работе над фонетикой иностранного языка, расширяет диапазон языковой практики.
Например, «The family»
Эта песенка – традиционная игра с пальцами. Она позволяет лучше усвоить слова, обозначающие членов семьи по-английски, а также прилагательные.
Дети сжимают пальцы в кулачок. Левый кулак – это семья Смитов, правый кулачок – это семья Блэков. Начинаем знакомить членов семей друг с другом, при этом разжимаем пальцы по одному друг за другом.
This is my father. (Выпрямляется большой палец левой руки)
This is my mother. (Выпрямляется указательный палец левой руки)
This is my brother. (Выпрямляется средний палец левой руки)
This is my sister. (Выпрямляется безымянный палец левой руки)
This is my brother. He is very small. (Выпрямляется мизинец левой руки) Вот и весь кулачок раскрыт. Теперь тоже самое с правым кулачком.
Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.
Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet, stamp your feet together.
Spin, spin, spin around, spin around together.
Sing, sing, sing a song, sing a song together.
Dance, dance, dance a dance, dance a dance together.
Wash, wash, wash your hands, wash your hands together.
Clean, clean, clean your teeth clean your teeth together.
(Песенка поется в сопровождении с движениями)
Подвижные игры. Жизнь ребёнка немыслима вне движения. Поэтому подвижная игра создаёт благоприятную почву для развития двигательной активности и решению учебно-воспитательных задач. Сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до степени автоматизма. Подвижные игры можно проводить на переменах, в промежутках между занятиями, на уроках.
Например, подвижная игра «Совушка»
Цель игры: развивать речевые навыки детей, активизировать лексику: day, night, come away, wolves, run! Birds, fly! Cats, climb! Frogs, jump! Fish, swim! Dogs, run! И т.д.
Выбирается водящий и совушка. Водящий объявляет детям: «Day! Birds, fly!»
Дети летают, подражая птицам. Водящий: Night!
Дети замирают на месте, как будто уснули. Совушка вылетает из своего укрытия и забирает того, кто пошевелился.
Водящий объявляет детям: Day! Dogs, run!
Дети бегают, подражая собачкам. Водящий: Night!
Дети засыпают, а сова снова ищет жертву.
Драматизация. Игра - драматизация на иностранном языке даёт возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь. Как правило, в основе таких игр лежат сказки.
Например, игра: «Теремок»
Цель игры: закрепление изученных речевых образов.
Описание игры:
Расставьте стульчики спинкой вперед. Постройте из них «теремок». Распределите роли маленькой зеленой лягушки, большой рыжей лисы, маленького серого зайчика, большого черного кота, маленькой белой собачки.
Игра начинается со стука в дверь. Дети, выглянув в «окошки» (отверстия в спинках стульчиков), спрашивают хором «Who are you?». Ребенок, исполняющий роль лягушки, говорит: «I’m a little green frog» . «May I come in?». Дети хором отвечают: «Come in, please». Лягушка: «Thank you!» Затем проходят все дети по очереди, спрашивая: «Who lives in the house?» Встречая очередного гостя, говорят: «Let’s live together!».
Грамматические игры. Данные игры преследуют цели научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления РО, развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Примером грамматической игры может служить игра «I have»
Цель игры: ввод наречия «too» (тоже)
Описание игры:
Вызовите двух детей и предложите им вообразить себя кошкой или мышкой. Начинает игру кошка, а мышка повторяет за ней, добавляя слово «too».
Кошка: I have one tail.
Мышка: I have one tail too , и так до тех пор, пока не будут отработаны новые слова этого занятия.
Лексические игры. С помощью лексических игр можно отрабатывать операционные структуры лексических навыков говорения, готовить учащихся к пониманию слов при аудировании, отрабатывать отдельные операции в структуре лексических навыков чтения.
Орфографические игры. Цель этих игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти, другие основаны на некоторых закономерностях и правописании английских слов.
Фонетические игры. С помощью этих игр можно тренировать учащихся в произнесении английских звуков, учить читать и разучивать стихи с целью их воспроизведения по ролям.
Аудитивные игры. Аудитивные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования: развивать слуховую реакцию и слуховую память, научить распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи, научить выделять главное в потоке информации.
Речевые игры. Речевые игры помогают обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации. Помогают научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки, и выражать мысли в их логической последовательности.
Смешанные игры. Владение иностранным языком предполагает владение всеми видами речевой деятельности в комплексе. Эту задачу помогают решать смешанные игры. Но наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, являются ролевые игры.
Ролевые игры позволяют оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время. Игры способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального обучения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником
Игры: «Shopping»
Цель игры: развитие навыков диалогической речи.
Описание игры:
Детям предлагается игра в магазин. Скажите: «Let’s play shop!». Выберите «продавца» и разложите несколько игрушек в магазине для продажи.
Покупатель: knock, knock, knock! May I come in?
Продавец: Come in, please.
Покупатель: Good morning!
Продавец: Good morning!
Покупатель: Please, give me a brown box.
Продавец: Here you are.
Покупатель: Thank you. Good bye.
Продавец: Good bye.
Использование игровых технологий на занятиях по обучению английскому языку способствует в достижении цели внеурочной деятельности, помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.