kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в связи с новой образовательной парадигмой (концепцией) приоритетной целью является направленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебном процессе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся»

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся

Активные методы обучения

В настоящее время в связи с новой образовательной парадигмой (концепцией) приоритетной целью является направленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебном процессе. Что понимают под активными методами обучения?

Однозначного определения этого понятия нет, так как любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны обучающегося, поскольку без нее обучение просто невозможно. Но степень этой активности может быть разной.

В целом, под активными методами обучения понимают методы, реализующие установку на большую активность учащегося в учебном процессе, в противоположность, так называемым, традиционным методам, при которых ученик более пассивен. Более частное определение этого понятия следующее.

Активные методы обучения - это те, которые позволяют учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть знаниями и умениями за счет сознательного формирования у них необходимых видов деятельности. Именно самостоятельную целенаправленную деятельность самого учащегося и следует рассматривать как активность личности.

Включение активных методов в учебный процесс стимулирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению. Отмечается, например, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, тогда как в деловой игре - до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными в педагогической практике являются следующие активные методы обучения: практический эксперимент; метод проектов; групповые обсуждения (дискуссии); мозговой штурм; деловые игры; ролевые игры; баскет-метод (имитация ситуаций); тренинги; использование компьютерных обучающих программ; анализ практических ситуаций (case-study).

Выбор метода обучения определяется разными факторами (например, численностью учащихся, так как большинство методов пригодно для небольших групп), но, в первую очередь, дидактической задачей.


Использование мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения

В связи с вышеупомянутой направленностью образовательного процесса на развитие активности и самостоятельности активизировалась и разработка ИК-технологий, позволяющих решать эти задачи.

Мультимедийные технологии. Слово мультимедиа происходит от англ. multi-много и media-среда. Мультимедиа-технологии являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Эти технологии объединяют текст, графику, анимацию, звук, фото и видео в представлении учебной информации.

В широком смысле термин мультимедиа означает совокупность информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (становящегося, таким образом, одновременно и читателем и слушателем и зрителем). Такие средства обладают большим эмоциональным воздействием.

Эффективность мультимедиа-технологий вызвана их интерактивностью (обусловленной гипертекстовыми технологиями), которая позволяет обучающемуся активно взаимодействовать с названными средствами. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним их участников которого являются ИКТ.

Так, мультимедиа-курсы по сравнению с другими электронными образовательными ресурсами обладают следующими дидактическими преимуществами: являются средством комплексного воздействия на обучающихся, которое задействует разные каналы восприятия информации и активизирует одновременно все виды его деятельности: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную (воспринимающую); гипертекстовая технология позволяет обучающимся индивидуализировать учебный процесс путем выбора подходящей образовательной траектории; предоставляет обучающимся оптимальное сочетание различных способов работы: изучение теории чередуется с практическими заданиями, позволяющими закрепить полученные знания и приобрести первоначальные практические навыки; тестирующие программы обеспечивают контролирующие функции, позволяя учащимся проверить и оценить полученные знания; позволяет моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты; визуализировать абстрактную информацию за счет динамического представления процессов; визуализировать объекты и процессы микро- и макромиров, и другие.

Одной из современных технологий, основанных на использовании мультимедиа, является "виртуальная реальность" - это мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную и другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в объемном виртуальном пространстве, перемещения пользователем относительно объектов этого пространства в реальном времени. Можно дотронуться рукой до объекта, хотя он существует только в памяти компьютера, используя специальную перчатку с датчиками, перевернуть предмет и рассмотреть его с другой стороны и другое. Поскольку графическая информация занимает большие объемы, то ее пере дача требует значительного времени. Поэтому информацию "сжимают". Сжатие цифровой информации осуществляется для того, чтобы аудио- и видеоданные можно было транслировать (передавать) в реальном времени.

Коммуникационные технологии. Это необходимая составляющая ИКТ, обеспечивающая не только передачу информации, но и организацию обратной связи преподавателя с обучающимися.

Обучение без обратной связи, без постоянного диалога невозможно, так как обучение, в отличие от самообразования, является диалогическим процессом. От оперативности обратной связи зависит эффективность обучения. Посредством телекоммуникаций возможно осуществление различных форм учебно-познавательной деятельности студентов или школьников.

Телекоммуникации - это технологии, основанные на возможности передавать информацию между компьютерами, объединенными в сети. К ним относятся известные телекоммуникационные сервисы, основанные на возможностях сети Интернет. При этом, общение при передаче информации может происходить как отсрочено (так называемые, offline-технологии или асинхронные), так и в реальном времени (on-line-технологии).

В образовании и обучении наиболее используются следующие телекоммуникации.

1) Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и так далее). Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов. Важным ее свойством, привлекательным для образования, является возможность реализации асинхронного обмена информацией. Разновидность электронной почты - списки рассылки, которые создаются, если сообщение адресуется большой группе получателей стабильного состава.

2) Телеконференции - это сетевые форумы (средства массового тематического общения), организованные для проведения дискуссий и обмена новостями по определенной тематике. Телеконференции позволяют публиковать сообщения по интересам на специальном компьютере в сети. Сообщения можно читать, подключившись к нему и выбрав тему для дискуссии. По желанию возможен ответ автору статьи или отправка собственного сообщения. Таким образом организовывается сетевая дискуссия, носящая новостной характер, поскольку сообщения хранятся небольшой период времени. Также относятся к offline-технологиям.

3) IRC (Internet Relay Chat) или чат - обмен текстовыми сообщениями через Интернет в реальном времени. Возможны два варианта: обмен сообщениями "один на один"; коллективная беседа (в этом случае необходимо подключиться к специальному IRCсерверу).

4) Если компьютер оборудован звуковой картой, микрофоном и наушниками (или акустическими колонками), то возможна организация аудиоконференции.

5) При видеоконференции обеспечивается еще более высокий уровень общения (необходимы web-камера, микрофон, звуковой микшер и другое). Эта технология сегодня широко используется в дискуссионном обучении. При традиционном обучении с ее использованием возможна организация занятий в распределенной аудитории обучающихся, привлечение на занятия педагогов других образовательных учреждений, научных работников и ученых.

Учебные телеконференции

Учебные телеконференции, являясь частью реального процесса обучения, обладают некоторыми особенностями в их организации и проведении, в отличие от большинства распространенных телеконференций в Интернет: их строгая учебная направленность обсуждений, что влечет за собой контроль модератора за деятельностью каждого участника во время работы конференции; ограниченность во времени проведения; вследствие тесной связи с временными и тематическими планами обучения, учебная телеконференция не может быть более одного-двух месяцев и имеет конкретное время начала и окончания.

"Вписывание" учебной телеконференции в реальный учебный процесс, построенный на классно-урочной системе, требует: организации деятельности обучаемых во время работы в телеконференции; наличия необходимого количества компьютеров; возможности использования электронной почты и других телекоммуникационных средств.

Ограниченный доступ в Интернет можно компенсировать таким образом:

1. преподаватель копирует текущее состояние конференции с веб-сайта в файл и тиражирует его на машины обучаемых;

2. участники работают с ним, готовят сообщения в текстовом редакторе;

3. в конце занятия участники отправляют подготовленные сообщения по электронной почте на адрес конференции.

"Конференция в конференции" - одна из форм телеконференции.

В этом случае

1. на занятии в учебной группе проводится реальное голосовое обсуждение предложенных в телеконференции проблем;

2. затем участники излагают свои идеи в электронных сообщениях и выносят на суд виртуальной аудитории конференции.

Учебный телекоммуникационный проект

Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности и направленную на достижение совместного результата деятельности.

В телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера.

Проблематика и содержание телекоммуникационного проекта должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные проекты оправданы, когда в ходе их выполнения предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и другими явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное изучение, исследование явления, факта, события, имеющих место в различных местностях; совместное решение чисто практической проблемы (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и другое).

Телекоммуникационные технологии в этом случае используются для расширения зоны действия проектных методов, для организации сотрудничества учащихся разных школ одного или нескольких регионов и даже стран.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 08.10.2021

Номер свидетельства: 588168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Статья "Активизация познавательной деятельности младших школьников путём  применения ИКТ,  как условие успешности обучения" "
    ["seo_title"] => string(138) "stat-ia-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-putiom-primienieniia-ikt-kak-usloviie-uspieshnosti-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414786401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ДОКЛАД:Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_aktivizatsiia_poznavatelnoi_deiatelnosti_mladshikh_shkolnikov_posredstvom"
    ["file_id"] => string(6) "529050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574873968"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства