Цель: в увлекательной игровой форме дать учащимся новые сведения о законах и символах нашего государства, воспитание чувства патриотизма.
Слово «гражданин», как пишется в «Словаре Русского языка» Ожегова, означает: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой, и наделенное совокупностью прав и обязанностей». То есть, чтоб считаться гражданином государства, мало просто жить на его территории, ты должен сознавать свою ответственность перед ним, а оно - в свою очередь, ответственность перед тобой. Настоящий гражданин- человек активный. Он не просто живет здесь, но заботится о процветании своей страны, ощущает свою ответственность за нее. И, конечно, чтоб быть настоящим гражданином, человек должен знать об устройстве своего государства, о его законах, о его символах, о своих правах и обязанностях, записанных в его основном законе- Конституции. Сегодня мы поговорим об этих вопросах в ходе игры «Я - гражданин Республики Казахстан».
Первый тур - "Язык казахстанских символов". В нем речь пойдет о символах нашей республики. Каждое государство, заявляя о своей независимости, оповещает мир о тех принципах, которые лежат в его основе, о том, как оно намерено строить свои отношения со своими гражданами во всем миром. они отиражаются, в часности, в выборе флага, герба и гимна государства. Каждая команда отвечает на вопрос, о государственных сисмволах и за правильный ответ получает очко.
1.Казахский поэт Тажибаев сказал о нем: «Это флаг государства, сотканный из слов» (гимн)
2. У казахов, как и других народов, есть мелодии, превратившиеся в особые музыкальные символы, народные гимны. Среди них музыкальное произведение, относящееся ко времени борьбы с джунгарами. Считается, что оно восходит еще к кыпчакским мелодиям 7-9 веков. (Это « Елiм ай», «Сары- Арка», «Адай»).
3. Мы - казахский народ, Наши предки - славные тюрки Мы - хозяева живописных гор, Бескрайних озер Сары-Арки Это был гимн (пионеров Казахстана, Алаш-Орды, Казахской ССР 1936 года).
4. Первый гимн Казахской ССР был опубликован (в 1922 году, в 1944 году, в 1960 году).
5. Слово «герб» означает «отличительный знак, унаследованный от предков». В казахском языке есть слово с этим же значением . Какое это слово? (теньга, тамга, тотем).
6.Какие элементы юрты изображены на гербе Казахстана? (шанырак, уык, кереге).
7. Это крылатое существо, изображенное на гербе Казахстана, украшало и шлем Золотого человека. А в казахском эпосе «Кобланды- батыр» главный герой, благодаря ему, попал в те места, «куда орлы не пускались в полет». (Конь, беркут, барс)
8. Это животное у казахов всегда считалось символом земного благополучия. Его изображение в виде орнамента было изначально пожеланием богатства (конь, бык, баран)
9. Первые знамена тюрков сверху украшались изображением животного, которого они считали своим предком. Это (конь, волк, беркут). Известна старая боевая песня: «Клич мой - Карасай, знамя мое - волчий стяг».
10. Треугольное белое полотнище с бахромой и с синим кречетом посередине - это было знамя (Чингисхана, Аблай-хана, Тамерлана).
11. Знамя Аблай-хана было (голубое, красное, белое)
12. В древности знаменосцев избирали на большом военном совете. Это было одно из самых почетных званий. В войне против джунгар военачальником был избран Абулхаир, а знаменосцем (Богенбай, Аблай, Керей).
13. Народы степи с древности почитали этот цвет. Есть предположение, что тюркские аристократы предпочитали носить одежду именно этого цвета. И предком считали не просто волка, а волка этого цвета (серый, голубой, белый)
14. Этот цвет в геральдике считается символом славы и чести, спокойствия и благополучия (белый, голубой, желтый).
15. Этот цвет символизирует величие, уважение, богатство (белый, красный, золотой).
16. Возможно, уважение к голубому цвету - отголосок древних культов казахов, которые поклонялись (голубому небу, воде, голубому кречету).
17. Флаг Казахстана возил с собой в космос ( Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров, Касым Аманжолов).
Следующий конкурс называется «Наши права и обязанности» Первая команда получает карточку с перечислением прав, вторая- обязанностей. Из них надо выбрать те, которые записаны в нашей Конституции. За каждое правильно определенное положение Конституции присуждается команде балл.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданин Казахстана »
Цель: в увлекательной игровой форме дать учащимся новые сведения о законах и символах нашего государства, воспитание чувства патриотизма.
Слово «гражданин», как пишется в «Словаре Русского языка» Ожегова, означает: «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой, и наделенное совокупностью прав и обязанностей». То есть, чтоб считаться гражданином государства, мало просто жить на его территории, ты должен сознавать свою ответственность перед ним, а оно - в свою очередь, ответственность перед тобой. Настоящий гражданин- человек активный. Он не просто живет здесь, но заботится о процветании своей страны, ощущает свою ответственность за нее. И, конечно, чтоб быть настоящим гражданином, человек должен знать об устройстве своего государства, о его законах, о его символах, о своих правах и обязанностях, записанных в его основном законе- Конституции. Сегодня мы поговорим об этих вопросах в ходе игры «Я - гражданин Республики Казахстан».
Первый тур - "Язык казахстанских символов". В нем речь пойдет о символах нашей республики. Каждое государство, заявляя о своей независимости, оповещает мир о тех принципах, которые лежат в его основе, о том, как оно намерено строить свои отношения со своими гражданами во всем миром. они отиражаются, в часности, в выборе флага, герба и гимна государства. Каждая команда отвечает на вопрос, о государственных сисмволах и за правильный ответ получает очко.
1.Казахский поэт Тажибаев сказал о нем: «Это флаг государства, сотканный из слов» (гимн)
2. У казахов, как и других народов, есть мелодии, превратившиеся в особые музыкальные символы, народные гимны. Среди них музыкальное произведение, относящееся ко времени борьбы с джунгарами. Считается, что оно восходит еще к кыпчакским мелодиям 7-9 веков. (Это « Елiм ай», «Сары- Арка», «Адай»).
3. Мы - казахский народ, Наши предки - славные тюрки Мы - хозяева живописных гор, Бескрайних озер Сары-Арки Это был гимн (пионеров Казахстана, Алаш-Орды, Казахской ССР 1936 года).
4. Первый гимн Казахской ССР был опубликован (в 1922 году, в 1944 году, в 1960 году).
5. Слово «герб» означает «отличительный знак, унаследованный от предков». В казахском языке есть слово с этим же значением . Какое это слово? (теньга, тамга, тотем).
6.Какие элементы юрты изображены на гербе Казахстана? (шанырак, уык, кереге).
7. Это крылатое существо, изображенное на гербе Казахстана, украшало и шлем Золотого человека. А в казахском эпосе «Кобланды- батыр» главный герой, благодаря ему, попал в те места, «куда орлы не пускались в полет». (Конь, беркут, барс)
8. Это животное у казахов всегда считалось символом земного благополучия. Его изображение в виде орнамента было изначально пожеланием богатства (конь, бык, баран)
9. Первые знамена тюрков сверху украшались изображением животного, которого они считали своим предком. Это (конь, волк, беркут). Известна старая боевая песня: «Клич мой - Карасай, знамя мое - волчий стяг».
10. Треугольное белое полотнище с бахромой и с синим кречетом посередине - это было знамя (Чингисхана, Аблай-хана, Тамерлана).
11. Знамя Аблай-хана было (голубое, красное, белое)
12. В древности знаменосцев избирали на большом военном совете. Это было одно из самых почетных званий. В войне против джунгар военачальником был избран Абулхаир, а знаменосцем (Богенбай, Аблай, Керей).
13. Народы степи с древности почитали этот цвет. Есть предположение, что тюркские аристократы предпочитали носить одежду именно этого цвета. И предком считали не просто волка, а волка этого цвета (серый, голубой, белый)
14. Этот цвет в геральдике считается символом славы и чести, спокойствия и благополучия (белый, голубой, желтый).
15. Этот цвет символизирует величие, уважение, богатство (белый, красный, золотой).
16. Возможно, уважение к голубому цвету - отголосок древних культов казахов, которые поклонялись (голубому небу, воде, голубому кречету).
17. Флаг Казахстана возил с собой в космос ( Талгат Мусабаев, Тохтар Аубакиров, Касым Аманжолов).
Следующий конкурс называется «Наши права и обязанности» Первая команда получает карточку с перечислением прав, вторая- обязанностей. Из них надо выбрать те, которые записаны в нашей Конституции. За каждое правильно определенное положение Конституции присуждается команде балл.
Наши права: Право на личную свободу, на тайну переписки, на хранение и ношение оружия, на свободу передвижения, на свободу духа, на собственность, на самозащиту, на обеспеченную старость, право на бесплатное среднее образование, право на гарантированный труд.
Наши обязанности. Платить налоги, уважать родителей, беречь природу, знать государственный язык, соблюдать Конституцию, беречь памятники культуры, каждое утро перед работой петь гимн, содействовать органам правопорядка в раскрытии преступлений, защищать свою страну.
Конституция Республики содержит много правовых терминов, знать которые необходимо. Для участия в третьем туре «Азбука права» команды получат по 14 карточек, на которых либо термин, либо его толкование. Одна команда называет термин, другая - его толкование.
Парламент — собрание депутатов, выбранных для создания законов.
Прокурор - человек, наблюдающий за правильным применением законов.
Президент - глава государства с республиканской формой правления.
Монархия - государство, где власть находится в руках одного человека и передается по наследству.
Диктатура - власть лица или группы лиц, не ограниченная законом.
Бюджет - роспись денежных доходов государства.
Суверенитет - полная независимость от других государств.
Маслихаты - местные представительные органы в РК.
Мажилис - нижняя палата Парламента РК.
Сенат - верхняя палата Парламента РК.
Премьер-Министр - глава правительства РК.
Суд - государственный орган, ведающий разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел.
Аким - глава местной исполнительной власти в РК.
Закон - постановление государственной власти.
Конституция - основной закон государства, на ее основе разрабатываются законы, определяющие все стороны жизни страны. Они публикуются в газетах и специальных изданиях. Разобраться в них нам помогают профессиональные юристы. Мы сейчас откроем нашу "юридическую консультацию", так называется четвертый тур, где в роли юристов выступят участники команд, которые по очереди отвечают на вопросы ведущей.
1. С какого возраста человек обладает правами гражданина Республики Казахстан? (с рождения, с 14 лет, с 18 лет).
2. В Конвенции по правам ребенка, человек считается ребенком до (7, 16, 18 лет)
3. Может ли 16-летний подросток изменить имя и фамилию без согласия родителей? (да).
4. Может ли 15-летний подросток продать квартиру или другое принадлежащее ему имущество? (да, с согласия родителей)
5. Можно ли пересдать ЕНТ? (нет)
6. Может ли заниматься предпринимательством молодой человек, если ему 18 лет, но у него нет высшего образования? (да).
7. Можно ли отказать в приеме в гимназию на том основании, что ребенок живет в другом микрорайоне? (Нет).
8. Засчитываются ли студенческие годы в стаж работы при начислении пенсии? (да)
9. Можно ли на ЕНТ пользоваться калькулятором? (Нет).
10. Можно ли на ЕНТ выходить из класса? (Да, но только в сопровождении учителя)
11. Сохраняется ли гражданство РК, если человек служит в армии другого государства? (Нет).
12. Сколько учеников должно быть в классе гимназии? (не более 25, 33, 36).
13. С какого возраста разрешается употреблять алкоголь? (с 21 года).
14. В каком возрасте можно вступать в брак? (в 18 лет)
Все спорные гражданские дела, а также дела уголовные решаются в суде. Сейчас мы проведем ролевую игру «Суд идет!» Для участия в ней каждой команде нужно выдвинуть истца, ответчика, адвоката, прокурора, свидетелей. Роль судьи будет выполнять ведущий. Победу команде в этом туре будет присуждать зал открытым голосованием Командам даются дела:
1. О некое аферистке, которая лестью втерлась в доверие к одному высоко сидящему лицу и завладела его имуществом (Ворона и лисица)
2. О двойном неудавшемся покушении на дочь высокопоставленного лица с попыткой отравления недоброкачественными фруктами. («Сказка о мертвой царевне»).
3. О неудавшейся попытке некоего работодателя не заплатить своему служащему за проделанную работу («Сказка о попе и его работнике Балде»).
4. О мелкой хулиганке, нарушавшей общественный порядок, пристающей к прохожим с целью привлечь к себе внимание («Слон и Моська»).
5. О злоумышленнике, покусившемся на жилище и жизнь потерпевших («Теремок»).
6. Два злодея, нарушивших тайну вклада, а затем укравших у потерпевшего деньги. (Лиса Алиса и Кот Базилио)
Участники должны угадать, о каких литературных героях идет речь, а затем выбрать дело, подготовить судебное заседание и провести его.
Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями. Зрители отвечают на вопросы, а полученные баллы могут, при желании, отдать команде, за которую болеют.
1. Королева детективов (Агата Кристи).
2. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор)
3. Ручной портрет преступника (отпечаток)
4. Участковый с дикого Запада (шериф)
5. Потрошитель сейфов (медвежатник).
6. Любимый музыкальный инструмент Шерлока Холмса (скрипка)
7. Заключение под стражу обвиняемого (арест).
8. Официальное письменное извещение с вызовом кого-то в суд (повестка)
9. Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо, измышлений (клевета).
10. Особо опасное лицо, нарушившее закон (преступник.)
11. Тайный провоз грузов через границу (контрабанда).
12. Правило, по которому человека не могут обвинить, пока его вина не будет признана судом (презумпция невиновности)