kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Город вежливых людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: вызвать у учащихся желание производить хорошие манеры поведения, прививать им навыки вежливого отношения к окружающим, воспитывать культуру поведения.

      Задачи:

исследовать этимологию вежливых слов;

познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;

провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Город вежливых людей»


Оглавление:



Цели и задачи

План исследования

Что такое вежливость?

Группы вежливых слов

Исследование по теме работы.

ВЫВОД и обзор литературы

Литература.









































Цель: вызвать у учащихся желание производить хорошие манеры поведения, прививать им навыки вежливого отношения к окружающим, воспитывать культуру поведения.

Задачи:

исследовать этимологию вежливых слов;

познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;

провести наблюдение, эксперимент по теме: «Применение вежливых слов учащимися нашего класса»

План.

  1. "Жизнь настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость" (Эмерсон).

  2. Взаимная вежливость - требование времени.

  3. Белогорск- город вежливых людей

  4. Примеры вежливости.

"Человека создатель лепил по своему подобию. Но если ты чувствуешь собственное несовершенство - не стоит обвинять в этом кого-то другого, скорее ты сам где-то потерял божественные черты. Выход один - получить их ".

"Жизнь настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость" (Эмерсон).

Что такое вежливость?

С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашла в словаре происхождение слова «вежливость». Слово вежливый образовалось от древнерусского слова «вежа», с помощью суффикса «лив». «Вежа» — знаток («ведать» — знать). Буквальное значение слова «вежливый» — знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. В элементарное требование культуры поведения она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположности Вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежности к людям.

Существует забавная история о происхождении хороших манер.

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.

Группы вежливых слов

Среди вежливых слов можно выделить несколько групп :

слова приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»);

слова благодарности («спасибо», «благодарю»);

слова просьбы («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры»);

слова извинения («извините», «простите», «извините, пожалуйста»);

слова похвалы («молодец, умница»);

Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй». 

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

В Древнем Риме приветствуют словами: «Хорошо ли вы потеете?», потому, что там всегда очень жарко.

В Древнем Китае приветствовали словами: «Ели ли вы сегодня?» Люди там часто голодали.

На острове Танго — останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»

Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.

В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.

У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».

В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо — дарить»: они произносили: «Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».

Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание — пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо.

Из двух слов состояло и вежливое слово » пожалуйста«: » пожалуй» и «ста«. Древнерусский человек словом «пожалуй» употреблял для выражения следующих желаний: «сделай милость«, «окажи любезность«. А слово «ста» в качестве приставки употреблялось при обращении к старому человеку или в знак особого уважения.

Вместе с Оксаной Алексеевной мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи.

Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов.

А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что составляет 24 % всех учащихся, а с одноклассниками — 8 человек, что составляет 38%. Наблюдение мы проводили в течение трех дней, а затем Оксана Алексеевна вывела средние показатели.

Вежливые слова зависят от того как именно они сказаны каким голосом спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «Волшебными».

Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.

Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.

Вежливость ... А стоит ли этим заниматься - рассуждать о вежливости? Или не понятно каждому, что вежливость - качество бесспорно необходима человеку

Белогорск – город вежливых людей. Белогорцы распространяют по соцсетям видеоролики о вежливых поступках в своей жизни.

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. (В. Солоухин)

Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы с Оксаной Алексеевной выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.

Не хочу, чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.

Что себе не хочешь, не делай другим.

Ошибся, не бойся исправиться.

Я уверен, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
С самого раннего возраста мы различаем симпатичных, менее симпатичных и неприятных мальчиков, девочек, взрослых мужчин и женщин. В чем же кроется причина такого различного восприятия? И что делать, чтобы завоевать расположение окружающих? Ответ прост – о людях судят по их поведению в обществе. То есть, как они себя ведут на улице в школе, транспорте, театре и так далее.


ВЫВОД и обзор литературы


Ну а, что же такое вежливость?

Вежливость - это доброе отношение к людям. Быть добрым — значит с добрым сердцем откликнуться на беду человека и добрым делом помочь, а также с добрым сердцем порадоваться за другого, а не завидовать. 

Вежливость - это честность. Порой это совсем не просто. Не нужно бояться говорить в глаза людям правду. Надо стараться не совершать поступков, которых бы пришлось стыдиться. Но если все-таки совершил такой поступок, имей мужество честно признаться в нем! И постарайся его исправить.

Только бы чувства были искренними, желания — добрыми, а сердце — отзывчивым! 

Вежливость – это умение трудиться и ценить труд другого человека. Нужно помогать взрослым, убирать за собой, не разбрасывать свои вещи, одежду, игрушки. Быть опрятным, стараться не пачкаться. 

Что бы мы ни делали, всегда нужно помнить, что нас окружают другие люди, наши близкие, товарищи и друзья. Поэтому надо вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание, подлинная вежливость.

Вежливый человек никогда не включит радио или телевизор на полную громкость - ведь всегда может оказаться, что за стеной кто-нибудь читает или пишет и громкий звук будет ему мешать.

Вежливый человек не поставит магнитофон перед открытым окном даже воскресным утром. А что если в доме кто-нибудь вернулся с ночной смены и сейчас спит? Хорошо ли будет, если вы помешаете человеку отдохнуть?

Даже такая, казалось бы, мелочь, как привычка хлопать со всего маха дверью или громко кричать на лестнице, говорит о недостатке воспитания. Ведь в любой квартире может оказаться больной или напряжённо работающий человек.

Пусть эти поступки на первый взгляд не так уж значительны, но из таких вот мелочей и складывается постепенно характер человека. И когда-нибудь этот характер проявится в большом, серьёзном деле.

Я рассуждаю так: вежливый человек – это заботливый, добрый человек. Вежливый мальчик никогда не обидит девочку (тем более маленькую), он всегда поможет ей понести портфель, сделать уроки. Также воспитанный человек всегда уступит место пожилым людям в транспорте.

Вежливые люди всегда пользуются волшебными словами: «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «с добрым утром», «спокойной ночи», «простите», «извините», «будь любезен». 

Эти основные правила поведения, принятые обществом называются этикетом. Эти правила поведения просты, их не так много, и если запомнить их и не забывать ими правильно пользоваться, то человек всегда будет душой любой компании.

Я считаю себя вежливым человеком: со всеми здороваюсь, уступаю место в транспорте, помогаю маме, бабушке, стараюсь вести себя хорошо.

Если бы я мог рисовать, я бы вежливость изобразил в виде мальчика, который помогает девочке нести портфель. 
Воспитанный человек проявляет уважение к другим людям во всём.
Воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих:



  • не проталкивайтесь в толпе, помогая себе локтями;


  • закрывайте рот рукой, когда кашляете или чихаете;


  • не забывайте сказать "пожалуйста", когда о чём-нибудь просите, и поблагодарить за любую, самую незначительную услугу;


  • переведите через улицу слепого или старого человека;


  • даже в разговоре или игре всегда помогайте слабейшему, заступайтесь за него.


Никогда не подшучивайте над физическими недостатками других. Многие близорукие не носят очков и окончательно портят себе глаза, только потому, что боятся насмешек. Останавливайте тех, кто по легкомыслию причиняет непоправимый вред своим же товарищам.

Еще я бы посоветовал почитать сказку Василия Морозова «Вежливость для Медвежонка», стихи С.Я. Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести», О. Корнеевой, Н.Мигуновой «Вежливые слова», О. Крас «Поступай только хорошо!», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», а также энциклопедии про вежливость и этикет.



















































Литература:

Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В. Поляков.

Л. Поддубская «Этикет от «А до Я», Москва: Народное образование 2003 г.

Слово вежливый образовалось от древнерусского слова “вежа”, с помощью суффикса

“лив”. “Вежа” - знаток (“ведать” - знать). Буквальное значение слова “вежливый”

знающий, как себя вести.











































МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

676850 Амурская обл, г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru














ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

БЕЛОГОРСК-ГОРОД ВЕЖЛИВЫХ ЛЮДЕЙ













Ученик 1 «г» класса

Дембицкий Максим

Руководитель: О.А. Лыско













"Стих о Родине" (Лев Протасов -10лет)

Мал еще, но рассудить я в силе, 
И никто меня не упрекнет - 
Нет страны прекраснее России! 
Этот вывод знаю наперед!

Вырасту - поезжу я по миру. 
И уверен, к берегам родным, 
Будет тяга непреодолимой, 
Хоть откуда - но вернусь я к ним!

Потому, что русский я по духу! 
Потому, что Русь - моя земля! 
Потому, что мать моя - славянка 
И меня в России родила!

Потому, что здесь мой дом и школа! 
Дед, отец и все мои друзья, 
Русская, любимая природа, 
Речь родная, здесь моя семья!

Потому, что прадед мой по крови, 
За Россию нашу - в землю лег! 
Подвиг наших воинов-героев 
Знаю - помнит не один народ!

  • От чумы коричневой всю Землю 
    Русские солдаты сберегли. 
    Не подвластен подвиг их забвенью. 
    Поклонюсь им в пояс до земли!

"Псы" сейчас на мать-Россию лают. 
Вместе с ней я эту боль приму. 
Вырасту, окрепну, возмужаю, 
И тебе, родная, помогу!

Ты сейчас немного приболела, 
Ничего, Россиюшка, крепись! 
Как и прежде на меня надейся, 
Не сдавайся, матушка, - держись!

Встанешь ты - великой и могучей, 
Расцветешь, как яблонька весной! 
Для меня ты будешь самой лучшей! 
Самой ненаглядной и Родной!































Список литературы на лето “Школа России”

 

Русская литература

1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”

4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*

5. М.М. Зощенко “Елка”

6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”

7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”

8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”

9. В.Бианки “Как муравьишка домой добирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”

10.В.В. Медведев “обыкновенный великан”

11.Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”

12.А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”

Зарубежная литература:

1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”

2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”

3. Ш. Перро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”

4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”

5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”

6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”

7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”

8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:

1. Б.Заходер “Веселые стихи”,”Птичья школа”

2. С. Михалков “Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”

3. С.Маршак “Дремота и зевота”, “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетке”,”Школьнику на память”

4. К.Чуковский “Доктор Айболит”

5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Город вежливых людей

Автор: Лыско Оксана Алексеевна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Классный час по Антитеррору "Что такое доброта и вежливость?" "
    ["seo_title"] => string(63) "klassnyi-chas-po-antitierroru-chto-takoie-dobrota-i-viezhlivost"
    ["file_id"] => string(6) "233175"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443018690"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Внеклассное мероприятие "День вежливости и доброты""
    ["seo_title"] => string(51) "vnieklassnoiemieropriiatiiedienviezhlivostiidobroty"
    ["file_id"] => string(6) "284529"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453993772"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Коррекционно - развивающее занятие "Путешествие в страну Доброты" "
    ["seo_title"] => string(75) "korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-putieshiestviie-v-stranu-dobroty"
    ["file_id"] => string(6) "162745"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385046"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Цикл занятий по теме "Уроки нравственности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(60) "tsiklzaniatiipotiemieurokinravstviennostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "265094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449840939"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Цикл занятий по теме "Школа нравственности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(61) "tsiklzaniatiipotiemieshkolanravstviennostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "265095"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449841049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства