kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл занятий по теме "Школа нравственности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие-игра  по теме "Путешествие в город Вежливости"

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать речь.
  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.

Литературный ряд:

Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”

Ход занятия

1. Введение в тему

Воспитатель.

Много интересного ждет вас сегодня  на занятии. Сегодня мы отправимся в волшебный город “Вежливости”.

Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

Мы поплывем туда по реке на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети называют вежливые слова и садятся. 

(здравствуйте,простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

2. Основная часть.

Воспитатель.

Что такое вежливость?

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Прослушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Подумайте и скажите по окончанию, как должен поступать вежливый ребёнок

Воспитатель.

Далее наше путешествие проходит по “Аллее приветствий”. 

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори. 
Старшим это слово первым говори. 
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Воспитатель.

Какие ещё приветствия вы знаете и кому они предназначены?

Мы продолжаем наше путешествие ко “Дворцу извинений”  Стих. Юсупова “Простите!” 

Папа разбил 
Драгоценную вазу 
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу.

И мама молчит, 
Улыбается даже. 
- Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже…

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.

Воспитатель. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

«Мудрые мысли»

Игра «Вежливо-невежливо»

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

 Воспитатель.

1.      Поздороваться при встрече

2.      Толкнуть и не извиниться

3.      Свистеть. кричать, шуметь в школе.

4.      Уступить место старшим.

5.      Не вставать на обращение учителя.

6.      Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

«Поляна комплиментов»

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить…»

Воспитатель. Что такое комплимент?

Воспитатель. Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Задание 1. Каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,

 Задание 2. Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова……….. (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

«Поэтическая беседка»

Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

1.      Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

2.      Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

3.      Когда нас старшие бранят за шалости
Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

3.Итог занятия

Составим правила добрых поступков. 

1.      Здоровайся при встрече.

2.      Не груби, даже если сердит.

3.      Проявляй доброжелательность.

4.      Будь вежлив и воспитан.

5.      Не погибни во мне доброта!   

Задание. Разбить вежливые слова на группы.

Здравствуйте, Доброе утро

Добрый день, Добрый вечер

Привет, Рад Вас видеть

До свидания,Прощай

До скорой встречи,Заходите ещё,Извините

Простите,Будьте добры

Будьте любезны,Благодарю

Спасибо

Звучит песня «Вежливые слова»

  Тема «Научите своё сердце добру».

Цели:

·         Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения.

·         Развивать умения отличать плохое от хорошего.

·          Сформировать  в сознании детей понятие «доброта».

·         Расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни человека.

      Задачи:

·         Раскрыть положительные стороны доброты.

·          Пробудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам.

Форма проведения: воспитательский  час.

Оборудование, оформление и реквизит:

·         Компьютерная презентация « Научите своё сердце добру», видиоролик.

·         Мультимедийный проектор.

·         Записи песен:  «Людская доброта». «Барбарики»

·         «Дерево – счастья».  Цветные ленточки.

 

   Ход занятия: 

Слайд 1

«Научи своё сердце добру»

Воспитатель.

Добрый день, дорогие, ребята, Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о доброте. О том, нужна ли он людям, как она проявляется в человеке?

 А называется наше занятие «Научи своё сердце добру»

- Скажите, с что вы представляете, когда слышите слово доброта.

- Как вы думаете, что такое доброта? (ответы)

(ответы)

ВЫВОД:

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово

«доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. 

Слайды 2-6

«Доброта-это…»-Доброта-это то, что может увидеть слепой и услышать – глухой.

Доброта – это единственный язык,  понимаемый всеми.

Доброта – это крылья – это свет твоей души.

Слайд 7 «Доброта должна жить…»

- Вот мы говорим, что ум человека находится в голове, а где у человека находится доброта?

«Доброта должна жить в наших сердцах»

Слайд 8

«Милосердие»- А ещё доброта почти одно и то же, что и милосердие.

Давайте вместе попытаемся понять значение этого слова.

МИЛОСЕРДИЕ:

1.Милый, милость, помиловать.

2. Сердце, сердце болит, сердечный человек

Значит милосердие – это доброта, жалость, прощение.

- А как говорят про злого человека, чёрствого,  в этом слове тоже звучит слово сердце?

Слайд 9

«Люди Земли…»

Воспитатель.

- Нужна ли нам доброта?

- Скажите, ребята, а кто из вас считает себя добрым?

-  Давайте вспомним кто из вас  совершал добрые  дела или поступки?

(ответы)

- С давних времён русские люди считались добрыми и даже буквы русского алфавита назывались целыми словами. Из этих слов можно сложить такой призыв Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

- И мы свами должны с детства учиться доброте!

 

Слайд 10

«Добрых людей…»

Чтение стихотворения Генриха Акулова «Добрых людей всегда не хватает…»

Слайд 11

Видеоролик на фоне песни «Людская доброта»

Воспитатель.

Послушайте песню о доброте.

Слайд 12

«Памятка жизненных правил»

Сегодня мы учились доброте, давайте прочитаем хором «Памятку жизненных правил», без которых жить очень трудно.

Слайд 13

«Добрые сердца – это."

- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.    

«Добрые сердца - это сады.      

Добрые слова - корни.  

Добрые мысли - цветы.  

 Добрые дела - плоды."

Так, заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками,  наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

- Сейчас каждый из вас возьмёт готовое сердечко, подпишет его и вручите тому человеку, которого вы не любите, который вас обзывает, обижает. Тем самым вы прощаете ему все обиды, и ваше доброе сердце поможет ему подобреть и может быть станете лучшими друзьями.

Слайд 14

«Спешите делать добро»

Воспитатель.

- А сейчас я прошу всех выйти в центр класса и станцевать со своими друзьями весёлый танец «Барбарики»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цикл занятий по теме "Школа нравственности младших школьников"»

Занятие-игра по теме "Путешествие в город Вежливости"

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

  3. Развивать речь.

  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями для работы в парах.

Литературный ряд:

Аудиозапись стихотворения С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”

Ход занятия


1. Введение в тему

Воспитатель.

Много интересного ждет вас сегодня на занятии. Сегодня мы отправимся в волшебный город “Вежливости”.

Как вы думаете, кто живёт в этом городе?

Мы поплывем туда по реке на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети называют вежливые слова и садятся. 

(здравствуйте,простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

2. Основная часть.

Воспитатель.

Что такое вежливость?

Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Прослушайте стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Подумайте и скажите по окончанию, как должен поступать вежливый ребёнок

Воспитатель.

Далее наше путешествие проходит по “Аллее приветствий”. 

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори. 
Старшим это слово первым говори. 
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Воспитатель.

Какие ещё приветствия вы знаете и кому они предназначены?

Мы продолжаем наше путешествие ко “Дворцу извинений”  Стих. Юсупова “Простите!”

Папа разбил 
Драгоценную вазу 
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу.

И мама молчит, 
Улыбается даже. 
- Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже…

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.

Воспитатель. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

«Мудрые мысли»

Игра «Вежливо-невежливо»

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете.

Воспитатель.

  1. Поздороваться при встрече

  2. Толкнуть и не извиниться

  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.

  4. Уступить место старшим.

  5. Не вставать на обращение учителя.

  6. Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

«Поляна комплиментов»

Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить…»

Воспитатель. Что такое комплимент?

Воспитатель. Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Задание 1. Каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,

Задание 2. Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

«Поэтическая беседка»

Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

  3. Когда нас старшие бранят за шалости
    Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)

И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

3.Итог занятия

Составим правила добрых поступков. 

  1. Здоровайся при встрече.

  2. Не груби, даже если сердит.

  3. Проявляй доброжелательность.

  4. Будь вежлив и воспитан.

  5. Не погибни во мне доброта!


Задание. Разбить вежливые слова на группы.

Здравствуйте, Доброе утро

Добрый день, Добрый вечер

Привет, Рад Вас видеть

До свидания,Прощай

До скорой встречи,Заходите ещё,Извините

Простите,Будьте добры

Будьте любезны,Благодарю

Спасибо

Звучит песня «Вежливые слова»





Тема «Научите своё сердце добру».

Цели:

  • Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения.

  • Развивать умения отличать плохое от хорошего.

  •  Сформировать  в сознании детей понятие «доброта».

  • Расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни человека.

      Задачи:

  • Раскрыть положительные стороны доброты.

  •  Пробудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам.

Форма проведения: воспитательский час.

Оборудование, оформление и реквизит:

  • Компьютерная презентация « Научите своё сердце добру», видиоролик.

  • Мультимедийный проектор.

  • Записи песен:  «Людская доброта». «Барбарики»

  • «Дерево – счастья».  Цветные ленточки.


   Ход занятия: 

Слайд 1

«Научи своё сердце добру»

Воспитатель.

Добрый день, дорогие, ребята, Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о доброте. О том, нужна ли он людям, как она проявляется в человеке?

А называется наше занятие «Научи своё сердце добру»

- Скажите, с что вы представляете, когда слышите слово доброта.

- Как вы думаете, что такое доброта? (ответы)

(ответы)

ВЫВОД:

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово

«доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Слайды 2-6

«Доброта-это…»-Доброта-это то, что может увидеть слепой и услышать – глухой.

Доброта – это единственный язык, понимаемый всеми.

Доброта – это крылья – это свет твоей души.

Слайд 7 «Доброта должна жить…»

- Вот мы говорим, что ум человека находится в голове, а где у человека находится доброта?

«Доброта должна жить в наших сердцах»

Слайд 8

«Милосердие»- А ещё доброта почти одно и то же, что и милосердие.

Давайте вместе попытаемся понять значение этого слова.

МИЛОСЕРДИЕ:

1.Милый, милость, помиловать.

2. Сердце, сердце болит, сердечный человек

Значит милосердие – это доброта, жалость, прощение.

- А как говорят про злого человека, чёрствого, в этом слове тоже звучит слово сердце?

Слайд 9

«Люди Земли…»

Воспитатель.

- Нужна ли нам доброта?

- Скажите, ребята, а кто из вас считает себя добрым?

- Давайте вспомним кто из вас совершал добрые дела или поступки?

(ответы)

- С давних времён русские люди считались добрыми и даже буквы русского алфавита назывались целыми словами. Из этих слов можно сложить такой призыв Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.

- И мы свами должны с детства учиться доброте!


Слайд 10

«Добрых людей…»

Чтение стихотворения Генриха Акулова «Добрых людей всегда не хватает…»

Слайд 11

Видеоролик на фоне песни «Людская доброта»

Воспитатель.

Послушайте песню о доброте.

Слайд 12

«Памятка жизненных правил»

Сегодня мы учились доброте, давайте прочитаем хором «Памятку жизненных правил», без которых жить очень трудно.

Слайд 13

«Добрые сердца – это..."

- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.    

«Добрые сердца - это сады.      

Добрые слова - корни.  

Добрые мысли - цветы.  

Добрые дела - плоды."

Так, заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками,  наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

-- Сейчас каждый из вас возьмёт готовое сердечко, подпишет его и вручите тому человеку, которого вы не любите, который вас обзывает, обижает. Тем самым вы прощаете ему все обиды, и ваше доброе сердце поможет ему подобреть и может быть станете лучшими друзьями.

Слайд 14

«Спешите делать добро»

Воспитатель.

- А сейчас я прошу всех выйти в центр класса и станцевать со своими друзьями весёлый танец «Барбарики»







Тема «Труд человека кормит, а лень портит»

Цель: Формирование и закрепление у детей этических представлений о понятиях “трудолюбие” и “лень”.

Задачи:

  • Дать представление о том, что слово “надо” - есть чувство ответственности, долга.

  • Развивать и донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни.

  • Помочь понять смысл пословиц о труде. Научить различать хорошие и дурные поступки.

  • Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения.

Словарная работа: Трудолюбивый, работящий, лень, лодыри, лентяи, бездельники.

Материал: картинки к сказке, мяч.

Предварительная работа: Заучивание пословиц о труде.

Ход занятия

I. Вступление.

Дорогие ребята! Поговорим мы сегодня о трудолюбии и лени.

Наверняка у каждого из нас выдаются такие дни, когда очень не хочется браться за трудное дело, и мы стараемся отложить его на завтра. Хотя многие очень хорошо знают крылатое выражение: “ Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня”. Очень часто бывает, мы должны заниматься трудным и не очень интересным делом, а нас манит другое, более увлекательное занятие.

Лень-матушка свойственна многим людям. Иногда не хочется вставать рано утром, делать зарядку, умываться, чистить зубы, идти куда-то ни свет ни заря. Нам очень хочется еще немножечко понежиться в теплой постельке. Но все-таки вы встаете и быстро делаете все утренние дела. (Почему? Что вас заставляет?)

Папа и мама собираются на работу, а вам надо торопиться в детский сад. Слово - “надо” и есть чувство ответственности, долга. Ведь вы не хотите подвести родителей, заставить их волноваться, торопиться.

Вспомним пословицы о трудолюбии и лени: “Без труда не вытащить и рыбку из пруда”, “Ленивого не дождешься, сонливого не добудишься”.

Мудро народ подметил. В особых объяснениях эти пословицы не нуждаются

II. Основная часть.

1.Украинская сказка “Колосок”

Воспитатель. Я хочу предложить вам послушать сказку, возможно кто-то её слышал или читал, подумайте- чему учит нас эта сказка?

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть,- позвал петушок, - глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? – спросил петушок.

- Только не я! – закричал один.

- Только не я! – закричал другой.

- Ладно,- сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесет? – спросил петушок.

- Только не я! – закричал Круть.

- Только не я! – закричал Верть.

- Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:

- Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить?- спросил петушок. А мышата опять за свое:

- Только не я! – запищал Круть.

- Только не я!- запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно мне придется.

Замесил тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени даром не теряют: поют, пляшут.

Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! – пищит Круть.

- Ох и мне есть хочется! – пищит Верть.

И за стол сели. А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашел колосок?

- Ты нашел! – громко закричали мышата.

- А кто колосок обмолотил? – снова спросил петушок.

- Ты обмолотил? – потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты,- совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?

- Все ты. Все ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать”.

2. Беседа.

Воспитатель.

- Понравились ли вам мышата Круть и Верть?

- Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?

- Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? (обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто.)

- Что отвечали мышата, когда петушок предлагал им обмолотить колосок, намолоть муку, заместить тесто? (Только не я.)

- Как вели себя мышата, когда петушок поставил пироги на стол?

- Что сказал петушок, когда увидел мышат, севших за стол, чтобы отведать пирога?

- Прав ли был петушок? Почему?

- Что почувствовали мышата, когда петушок спросил их о том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)

- Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи, бездельники.)

- Как можно назвать петушка, который честно работал? (Трудолюбивый, работящий.)

- Какие пословицы можно отнести к мышатам, а какие - к петушку:

  • “Кто не работает, тот не ест”,

  • “Без труда не будет и плода”,

  • “Труд человека кормит, а лень портит”.

3. Дидактическая игра: “Назови пословицу”

(Дети встают в круг, воспитатель в центре с мячом в руках: кто ловит мяч – дополняет пословицу о труде)

  • “Без труда чести /не получишь”;

  • “Без труда ничего/ не дается”;

  • “Без труда не вытащишь и /рыбку из пруда”;

  • “Кто не работает,/ тот не ест”;

  • “Без труда не будет и/ плода”;

  • “Дело мастера/ боится”;

  • “Каков работник, /такова и плата”;

  • “Какие труды –/ такие и плоды”;

  • “Каков мастер, /такова и работа”;

  • “Как посеешь, /так и пожнешь”;

  • “Труд человека кормит, /а лень портит”;

“Сделал дело гуляй смело”;

Физкультминутка

“Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим”.

4.Знакомство и обсуждение рассказов.

БЛЕСТЯЩИЕ БОТИНКИ

Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на ули­цу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:

  • А мои ботинки лучше твоих блестят!

Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:

  • Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь? Мальчик отвечает:

  • А я... а я даже не знаю. Мои ботинки почистил де­душка.

  • Ах, дедушка! — сказала девочка и пошла дальше.

По В. Сухомлинскому

-Что можно сказать о девочке, какая она?

- Можно ли назвать поступок дедушки правильным? Что дедушка должен был бы сделать?

-Про таких мальчиков говорят:

Ленивые руки чужие труды любят.

-Что для себя вы делаете сами?

ПОЧЕМУ ТЫ ВЧЕРА НЕ ИСКАЛ МОИ ОЧКИ?

Миша пришел сегодня из школы радостный. Еще в две­рях он закричал:

  • Бабуся, бабуся! Посмотри мой дневник, нам отмет­ки выставили. У меня хорошие!

Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Миши­ны отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и за шкаф заглянул, и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле стенки, нашел очки.

  • Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же про­сила тебя! — с упреком сказала бабушка Мише.

Миша смутился.

В. Сухомлинский

-Почему Миша смутился, почему ему стало стыдно?

-В чем бабушка упрекнула внука?

-Что можно сказать про Мишу: заботливый он или нет, хвастливый он или нет?

-Как вы думаете, что бы должен сказать Миша бабушке?

III. Итог занятия

- Воспитатель.

Попытайтесь объяснить пословицу, которая является темой нашей беседы:

“Без труда чести не получишь”.

- Почему говорят: “Лень до добра не доведет”? Или так: “Лениться да гулять, добра не знать”?

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Молодцы!

Ребята, когда мы с вами проводим занятие – мы тоже трудимся.

Мудрость народная и на этот случай пословицу припасла:

“Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен!”






Тема. «О честности и правдивости»

(Беседа-диалог, 2 класс)

Цели.

1.Формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

2.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

3.Объяснить истинное понятие слова «честность».  

Ход занятия.

I. Введение в тему.

- На доске вы видите слова, прочитайте . Кто может сказать о чём пойдет наша беседа на воспитательском часе?

- Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости.

Для того чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

II.Основная часть.

1.Знакомство и обсуждение рассказов.

ЭТО Я ВИНОВАТ

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выру­чает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полез­ла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Бан­ка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

  • А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?

  • Это я виноват, — сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Из книги Л. П. Успенской, Н.Б. Успенского «Учись говорить правильно»

- Почему Юра сказал тете Рае неправду?

-Можно ли считать его поступок правильным?

- Почему заплакала Юля?

- Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

2.Шутка

Послушайте шутку про лживого мальчика:

Ты конфеты съел?

Нет, не я.

А вкусные были?

Очень.

3.Ситуации (работа по группам)

  1. Ты увидел, что мальчик из твоего класса обидел малыша. Как ты поступишь?

  2. Подрались два мальчика из твоего класса. Что ты будешь делать?

  3. У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре?

  4. Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой».

- Правильно ли поступил мальчик?

- Можно ли Андрея назвать другом Сергея?

4. Работа с пословицами.

Про лживых людей в русском народе говорят:

Раз соврал — на век лгуном стал.

Соврешь — не помрешь, да вперед не поверят.

У лжи короткие ножки.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

5.Рассказ «Чья правда?

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

 — Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

 Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

 — Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

 — Награду? — усмехнулся купец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

 — Я — честный человек, — оскорблено сказал бродяга. — Давай решим этот вопрос у судьи.

 Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

 И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

 Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Вопросы

- Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

- Как вы оцениваете поступок бедняка

- Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк? Почему?


Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

6. Мудрые мысли знаменитых людей.

- На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

 Л.Вовенарг.

 «Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

 В.Гюго.

 «Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

 А. Дюма (сын).

III. Итог занятия

- Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.


Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?



 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Цикл занятий по теме "Школа нравственности младших школьников"

Автор: Кузьмина Галина Ивановна

Дата: 11.12.2015

Номер свидетельства: 265095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Цикл занятий по теме "Уроки нравственности младших школьников""
    ["seo_title"] => string(60) "tsiklzaniatiipotiemieurokinravstviennostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "265094"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449840939"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "статья на тему "Место ИЗО в системе начального образования" "
    ["seo_title"] => string(65) "stat-ia-na-tiemu-miesto-izo-v-sistiemie-nachal-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "143012"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418406190"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Доклад «Игровые технологии в начальной школе, как средство развития личности младших школьников»."
    ["seo_title"] => string(94) "dokladighrovyietiekhnologhiivnachalnoishkoliekaksriedstvorazvitiialichnostimladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "282277"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453659538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства