Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возраста интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т. е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, или, другими словами, все близко принимают к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование характера»
Выделим то общее, что присуще детям в плане становления их характера как сочетания врожденных и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые. В них нет "сухости", излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возраста интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражении чувств, некоторой наивностью, т. е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают, или, другими словами, все близко принимают к сердцу. Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.
Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивноеть — склонность к внутренне переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: "Все держит в себе", "Не склонен делиться переживаниями с окружающими", "Выражает радость не бурно, а светится изнутри". В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития,когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался таким, как все. Импрессивноеть встречается не только при флегматическом или сангвиническом, но и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.Так, один мальчик 3 лет, испытав удар электрического тока от неисправной розетки, не рассказал родителям, но вспомнил об этом спустя несколько лет; девочка 4 лет стойко перенесла операцию удаления аденоидов и расплакалась после, уже на руках у матери; другая девочка 5 лет сразу не выразиила радости по поводу приезда родителей, по которым соскучилась, но спустя некоторое время буквально повисла на них.
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости, или противоречивости могут быть: а) со стороны нервной системы факторы
нервной конституции, дизонтогенеза, невропатии и церебрально-органической недостаточности; б) трудносовместимое сочетаниеу детей полярных — холерических и флегматических - черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства "я"; д) противоречия между эмоционально чувствительными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики; е) почеркнутое чувство "я", собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) наличие трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок, в том числе стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.
Склонность к беспокойству, волнен и я м. Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка; г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание понимание среди окружающих; е) отсутствием внутреннего единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.
Беззащитность,или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками. Когда ребенок не может защитить себя, "дать сдачи", ответил на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и свою неспособность дать своевременный ответ. По природе он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать ему решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными психопатическими чертами характера, которые безошибочно выделяют детей, неспособных защитить себя, куражатся над ними, постоянно пугая применением силы и используя их в качестве своеобразных заложников для отреагирования своих агрессивных чувств. К тому же дети, о которых идет речь, плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, поскольку они могут причинить ее другому. Речь идет не только о физической боли, но и о душевной боли, пережить которую данный ребенок часто не в состоянии, испытывая острое чувство вины, сожаления и стыда, т. е. проявляя нравственно-этический комплекс переживаний. Будучи неспособным защитить себя, он, однако, может вступиться за другого, не броиить друга в беде. Все эти проявления подчеркиваю человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами. И поэтому они так чувствительны ко всякого рода конфликтам угрозам применения физической силы, грубости и диктату.
Выраженность чувства "я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их крайне трудно заставить просить прощения: внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой, насколько это возможно. Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда. Даже представление о том, что над ними будут смеяться и им будет стыдно, не способно вывести из равновесия и послужить поводом для отказа посещать детский сад. Не переносят они и повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это плачут, обижаются или "уходят в себя". Свойственна и подчеркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т. е. к тому, как к ним относятся. Крайне тяжело переживают отрицательное, предвзятое, необоснованное отношение к себе, наговоры сверстников, их слухи, сплетни или изоляцию. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, проявляемое отчаянием, капризами, подавленностью и неуверенностью в себе, а затем отказом от контактов, чувством обособленности, непонятостии одиночества. Тогда постепенно вместо доверчивости, непосредственности и отзывчивости развиваются несвойственные этим детям недоверчивость, настороженность и эгоцентризм, являющиеся уже реактивно-защитными
психическими образованиями.
Вместе эмоциональность и впечатлительность означают повышенную восприимчивость, которая, сочетаясь с беспокойством, образует сензитивность как своего рода xapaктерологический комплекс: эмоциональная чувствительность, впечатлительность, склонность легко расстраиваться, волноваться, переживать, все относить на свой счет; обидчивость, особая чувствительность к отношению других людей, к ожидаемым неприятным событиям.
Сензитивность является следствием как определенногопсиихотравмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опеки взрослых.