kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование здорового образа жизни младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни младших школьников.»

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»





Формирование

здорового образа жизни младших школьников.



















Работу выполнила

Васина Елена Михайловна,

учитель начальных классов




Волгоград

2016

Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

- оптимальная учебная нагрузка;

- сбалансированное питание;

- рациональный режим обучения;

- рациональный двигательный режим;

- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиН;

- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

- своевременные медицинские услуги;

- охрана психического здоровья .

Приёмы, используемые в моей работе, для создания здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках и внеклассных мероприятиях я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:

▪ формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и

физической культуре;

▪ использование на уроках и во внеурочное время наиболее рациональных

форм и методов, способствующих становлению физически, психически и

эмоционально здоровой личности;

▪ формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной

безопасности;

▪ систематическая просветительская работа с родителями учащихся

о ценности здорового образа жизни;

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. готовлю детей эмоционально и физически. Во время уроков провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.

2. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток в 1 классе - на 10 мин., и 20 мин., 3-4 классы - между 15-20 минутами.

3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.

4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.

5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.

6. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.

7.В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.

8. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и т.д.

Учитель должен:

1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

3. Знать основы терминологии физических упражнений.


В здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности на уроке:

1.     физминутка;

2.     динамическая пауза;

3.     смена динамических поз.

Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений; (см. приложение 1). Однако ежедневное ежеурочное повторение подобных комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет пользу. Поэтому следует использовать и другие виды разминок.

Динамические паузы – любые движения в качестве смены вида деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно активно начальная школа использует различные стихотворные физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием презентаций, прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте, аутотренинги-релаксации.

 Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве во время урока.

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев

перед письмом).

- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);

- гимнастика для слуха;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика; - упражнения на релаксацию.

При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке – русский язык.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я провожу:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук.

Например: упражнение «Этот пальчик…».

(Имитация действий).

Массаж пальцев перед письмом.

«Скалка»- покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем.

«Игра на клавишах» - по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

«Мороз» - потирание ладошек.

Преобладающий вид деятельности на уроке – литературно чтение.

Часто использую при изучении букв алфавита динамические паузы- игры: «Живые буквы», « Буква потерялась» и т.д.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно- пространственную активность в режиме урока и использовать:

- гимнастику для глаз.

- гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:

- дыхательную гимнастику.

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:

[ и ] – мозг, функция почек

[ э ] – железа внутренней секреции

[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа

[ о ] – средняя часть груди

[ ои ] – сердце

- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть.

Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей. Я не рекомендую детям использовать игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой, после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.

Во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит переключение установок с оценочно- депрессивных на мажорно- перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И. Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

С первого года обучения в моём классе работают группы ребят, сформированные на основе взаимной симпатии. Их у нас четыре. Каждая группа выполняет определённое поручение целую неделю:

- дежурные по классу (следят за санитарным состоянием кабинета,

проветривают его);

- ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят

ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие

различных частей тела);

- санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены,

следят за внешним видом);

- цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в

классе).

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Приведу примеры:

▪ Беседы «Здоровье в моих руках», «Зачем нужно чистить зубы?», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры».

▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы –

ловкие, смелые, умелые».

▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.

▪ КВН «История олимпийских игр».

▪ Спортивный час «Быстрее, выше, сильнее».

▪ О вредных привычках.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.

Приведу примеры некоторых тем:

▪ Здоровье ребёнка- приоритетное направление воспитания.

▪ Мы за здоровый образ жизни.

▪ Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших

школьников.

Ребята моего класса посещают спортивный факультатив «Быстрее, выше, сильнее», где занимаются лёгкой атлетикой и футболом.

Так как главное направление в моей работе - воспитание и формирование здорового образа жизни, то в свою работу в 3-м классе планирую ввести «дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это «дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получат награду, поощрение в виде грамоты или сувенира.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.

В своей работе я не строю грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей.





Используемая литература:

  1. Соловьёв Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Учебное пособие, ч. 1, ч. 2. – Ставрополь, изд-во СГУ, 2001.

  2. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002.

  3. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001.

  4. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь.Волгоград:Учитель,2009. – 199 с.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Формирование здорового образа жизни младших школьников.

Автор: Васина Елена Михайловна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» "
    ["seo_title"] => string(69) "programma-formirovaniie-zdorovogo-obraza-zhizni-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "238086"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444478737"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Родительское собрание Тема: «Формирование здорового образа жизни младшего школьника»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_tema_formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_mladshego_shkolni"
    ["file_id"] => string(6) "492738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1545751198"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "научно- исследовательская работа «Условия формирования здорового образа  жизни школьников в условиях введения ФГОС в начальных классах» "
    ["seo_title"] => string(148) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-usloviia-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "143255"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418484076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Формирование здорового образа жизни( из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(48) "formirovaniiezdorovoghoobrazazhizniizopytaraboty"
    ["file_id"] => string(6) "300007"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456652932"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Статья "Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках русского языка" "
    ["seo_title"] => string(96) "stat-ia-formirovaniie-zdorovogho-obraza-zhizni-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "125364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414956329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства