«Формирование личностных УУД через реализацию программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
«Формирование личностных УУД через реализацию программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России" способствует созданию условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование личностных УУД через реализацию программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)
Программа “Я – гражданин России” рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
3. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».
4. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
5. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
· развитие творческих способностей;
· осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
· способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
· осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
направления
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Я и Я
Я, ТЫ, МЫ. Мой сосед по парте. Мои увлечения. Мой портфель. Во что поиграем с друзьями.
Я – ученик. Я и мои друзья. Кому нужна моя помощь?
Кто что любит и умеет? Мы все такие разные. Будь человеком. Мои любимые книги. Диагностика сформированности личностных качеств.
Что такое хорошо и что такое плохо? Кто я? Какой я? Откуда я родом? Хочу и надо. Тест «Познай себя» Правила жизни.
Я и семья
Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. Я - помощник в семье. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. Оформление фотовыставки.
Мои обязанности по дому. Моя мама лучшая на свете. Я горжусь своим отцом. Сказки моей бабушки. Папа, мама, я – дружная семья. Праздники к Дню матери, 8 марта. Конкурсы рисунков и сочинений.
Почему меня так назвали? Здесь живёт моя семья. Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Мой папа- мастер на все руки. Золотые руки. Доброта в сказках и стихах.
В гостях у предков. Загляните в старый альбом. Спешите творить добро. Герб моей семьи. Моя родословная. Пожилые люди- мудрые люди. Наше семейное хобби. Поиграем с младшими.
Я и школа
Праздник первого звонка. Правила поведения в школе. Школа – мой дом. Законы жизни класса. Школа вежливости. Экскурсия по школе. Мой портфель. Безопасная дорога в школу.
Обязанности школьника. Школьная форма. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Мы дежурим. Дневник – лицо ученика. Трудовой десант.
Мой класс – моя семья. Каков я в школе. Устав школы. Диагностика сформированности классного коллектива.
По каким правилам мы живём. Трудовой десант. Школьный двор. Из истории моей школы. Мои родители – выпускники школы № 2.
Я и моё Отечество
Мой город – Поляны родные. Моя улица. Они защищали Родину.
Мой любимый город. Символы России. Экскурсии в исторический музей. Они защищали Родину. Акции.
О чём шепчут названия улиц. Герои – мои земляки. Открытка ветерану. Победа деда – моя победа. Есть такая профессия – Родину защищать. Наша область. Дорогая моя столица.
История в названиях улиц. След ВОВ в жизни родного края и моей семьи. Люблю тебя моя Россия. Поговорим о толерантности. Дети войны. Урок милосердия и доброты. Путешествие по стране.
Я и планета.
Осень в гости к нам пришла. День птиц. Будь планете другом. Конкуры кормушек и рисунков.
Мы жители планеты Земля. Земля твой дом. Домашние животные и растения. Экологические акции.
Посмотри, как он хорош, мир , в котором ты живёшь. Чем живёт планета. Животные и растения рекордсмены. Сад на окошке. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Судьба планеты, наша судьба. Что такое экология? Животные красной книги Кировской области. Природа и поэзия. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.
Учебно-тематический план 1 класс
№
Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Практические занятия
1
Я и Я
5
5
2
Я и семья.
3
3
3
Я и школа.
7
6
1
4
Я и моё отечество.
7
5
2
5
Я и планета.
12
7
5
6
Итого:
34
Содержание программы 1 кл.
№
Название темы
Кол-во часов
Форма организации
Виды деятельности
Развиваемые УУД
Дата проведения
по плану
фактически
1.
Я, Ты, Мы. Мой сосед по парте.
1
игра
игровая
Регулятивные универсальные учебные действия
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
2.09
2
Мои увлечения
1
игра
игровая
Регулятивные универсальные учебные действия
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
9.09
3
Во что поиграем с друзьями.
1
игра
игровая
Регулятивные универсальные учебные действия
16.09
4
Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома.
1
праздник
Досугово-развлекательная
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
23.09
5
Я – помощник в семье.
1
игра
игровая
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
30.09
6
Моя красивая мама. Конкурс рисунков.
1
конкурс
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
14.10
7
Праздник первого звонка.
1
праздник
игровая
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
21.10
8
Правила поведения в школе.
1
игра
игровая
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
28.10
9
Школа - мой дом. Экскурсия по школе.
1
экскурсия
Познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
11.11
10
Законы жизни класса.
1
игра
игровая
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
25.11
11
Школа вежливости.
1
игра
игровая
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
2.12
12
Безопасная дорога в школу.
1
квн
Досугово-развлекательная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
9.12
13
Правила поведения в общественных местах.
1
игра
игровая
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
16.12
14
Мой город – Поляны родные.
1
экскурсия
Познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
23.12
15
Моя улица.
1
экскурсия
познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
30.12
16
Здравствуй, старый Новый год!
1
праздник
Досугово-развлекательная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
13.01
17
Они защищали Родину.
1
экскурсия
познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
20.01
18
Государственные символы России.
1
квн
Познавательная
Досугово-развлекательная
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.
27.01
19
Что такое Олимпийские игры.
1
викторина
Познавательная
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
03.02
20
Будь планете другом.
1
праздник
Досугово-развлекательная
Ориентация в нравственном содержании и осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
10.02
21
Конкурсы кормушек и рисунков.
1
конкурс
проектная
Регулятивные универсальные учебные действия.
24.02
22
Не померкнет ваша слава!
1
экскурсия
познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
03.03
23
День птиц.
1
квн
Досугово-развлекательная
Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
10.03
24
Конкурс стихов к 8 Марта.
1
конкурс
проектная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
17.03
25
Весна в гости к нам пришла.
1
экскурсия
познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
24.03
26
Конкурс дымковских игрушек.
1
конкурс
проектная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
17.03
27
Столица России – Москва.
1
квн
Досугово-развлекательная
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.
31.03
28
Дни удмуртской культуры.
1
экскурсия
познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
14.04
29
Девчонки и мальчишки, а также их родители.
1
соревнование
Проблемно-ценностное общение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
21.04
30
Что такое хорошо, а что такое плохо?
1
квн
Досугово -развлекательная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
28.04
31
32
Все профессии важны , все профессии нужны.
1
экскурсия
Познавательная
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
5.05
12.05
33
Я, мои друзья, моя школа, моя Родина.
1
праздник
Досугово-развлекательная
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
Уважительно относится к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
19.05
ИТОГО:
33
Учебно-тематический план 2 класс
№
Название раздела
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Практические занятия
1
Я и Я
5
2
3
2
Я и семья.
6
4
2
3
Я и школа.
7
4
3
4
Я и моё отечество.
10
5
5
5
Я и планета.
6
2
4
6
Итого:
34
17
17
Содержание программы 2 кл.
№
Наименование разделов, тем
Всего
Формы организации образовательного процесса
Виды деятельности
УУД
Дата
По плану
По факту
I.
Раздел «Я и я» - 5час
1.
Конституция – основной закон страны
1
беседа
Проблемно-ценностное общение
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России.
02.09
2.
Я – ученик.
1
Беседа с творческим заданием.
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
09.09
3.
Я и мои друзья.
1
Игра
Игровая деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
16.09
4.
Кому нужна наша помощь?
1
Обсуждение
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация.
23.09
5.
Кто я? Какой я?
Диагностика
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация.
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
30.09
II.
Раздел «Я и семья» - 6час
16.
Мои обязанности по дому.
1
Деловая игра
Игровая деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
14.10
7.
Моя мама лучшая на свете. Фотоколлаж.
1
КТД
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
21.10
8.
Я горжусь своим отцом.
1
Конкурс сочинений.
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
28.10
9.
Сказки моей бабушки
1
Встреча с интересными людьми.
Познавательная деятельность.
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
11.11
10.
Папа, мама, я – спортивная семья.
1
Конкурс
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
25.11
11.
Праздник – поздравление к дню Матери.
1
Праздник
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
02.12
III.
Раздел «Я и школа» - 7час
12.
Школьная символика: гимн, герб, флаг.
1
Экскурсия
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
09.12
13.
Устав – обязанности школьника.
1
Беседа
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
16.12
14.
Школьная форма.
1
Творческий конкурс
Проблемно-ценностное общение
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
23.12
15.
Я люблю свою школу. Презентация о школе.
1
Презентация о школе.
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
30.12
16.
Самый уютный класс.
1
ОПТ генеральная уборка
Трудовая деятельность
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
13.01
17.
Мы – дежурим по школе.
1
Беседа
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
20.12
18.
Дневник – лицо ученика.
1
Выставка
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города.
27.01
IV.
Раздел «Я и моё Отечество» - 10час
19.
Мой любимый город. Беседа.
1
Беседа с элементами игры
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города.
03.02
20.
Символы России, города, школы.
1
Конкурс.
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
10.02
21.
Они защищали Родину.
1
Конкурс стихов о воинах земляках.
Познавательная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
24.02
22.
Экскурсия в прошлое нашего города.
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
03.03
23.
О чем шепчут названия улиц родного города.
1
Конкурс рисунков.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
10.03
24.
Герои ВОВ – наши земляки.
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
17.03
25.
Знаменитые люди нашего города.
1
Заочное путешествие.
Познавательная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
24.03
26.
Поэты и писатели нашего города.
1
Библиотечный час
Познавательная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
31.03
27.
Мой город – мой завод.
1
Встреча с интересными людьми
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
07.04
28.
Акция «Помоги другу»
1
Акция
Трудовая деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
14.04
V.
Раздел «Я и планета» - 6час
29.
Мы жители планеты Земля.
1
Заочное путешествие
Познавательная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
21.04
30.
Конкурс рисунков « Земля – твой дом »
1
Конкурс рисунков
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
28.04
31.
Птицы нашего края.
1
Праздник
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
05.05
32.
Мягкие лапки, а в лапках царапки
1
Конкурс «Кис – кис»
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
12.05
33.
Десант чистоты и порядка.
1
Трудовой десант
Трудовая деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
19.05
34.
Красная книга Кировской области.
1
Проект.
Познавательная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия.
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
26.05
Итого:
34
Учебно - тематический план 3 класс
№ п/п
Название раздела
(темы программы)
Общее количество
Часов
Часы аудиторных
Занятий
Часы внеаудиторных занятий
I
«Я и Я»
5 ч.
4
1
II
« Я и семья»
8 ч.
7
1
III
«Я и школа»
7 ч.
7
IV
«Я и моё Отечество»
7 ч.
6
1
V
«Я и планета»
7 ч.
5
2
Итого:
34
29
5
Содержание программы 3 класс
№ п/п
Название темы
Количество
Часов
Форма организации
Образовательного процесса
Вид деятельности
Развитие
УУД
Дата проведения
По плану
По факту
I
«Я и Я»
5
1
Кто что любит и умеет?
1
Беседа
Проблемно – ценностное общение
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
2.09
2
Мы все такие разные.
1
Беседа
Проблемно – ценностное общение
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
9.09
3
Мои любимые книги.
1
Час библиотеки
Художественное творчество
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
16.09
4
Человек. Личность. Гражданин.
1
Диспут
Познавательная деятельность
Нравственно- этическая ориентация.
23.09
5
Тест «Познай себя».
1
Тест
Диагностика
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
30.09
II
« Я и семья»
8
6
Почему меня так назвали?
1
проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия.
14.10
7
Проект. «Здесь живёт моя семья».
1
проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия.
21.10
8
Что значит быть хорошим сыном или дочерью?
1
Беседа
Проблемно – ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
28.10
9
Мой папа – мастер на все руки.
1
Презентация
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
4.11
10
Золотые руки.
1
Беседа
Проблемно – ценностное общение
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
11.11
11
Мои семейные обязанности.
1
Игра
Игровая деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как член семьи.
25.11
12
Копилка добрых дел.
1
Ролевая игра
Игровая деятельность
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
2.12
13
Доброта в сказках и стихах.
1
Час библиотеки
Художественное творчество
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
9.12
III
«Я и школа»
7
14
Мой класс – моя семья.
1
Дискуссия
Познавательная деятельность
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
16.12
15
Каков я в школе.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
23.12
16
Устав школы.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как ученик.
30.12
17
Режим дня школьника.
1
Игра
Познавательная деятельность
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
13.01
18
Права и обязанности школьника.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
20.01
19
В мире вежливости.
1
Турнир
Игровая деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны.
10.02
22
Герои – мои земляки.
1
Музейное занятие
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель города Вятские Поляны.
Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
24.02
23
Проект. «Открытка ветерану».
1
Проекта
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия.
3.03
24
Победа деда – моя победа.
1
час общения
Познавательная деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор
10.03
25
Есть такая профессия – Родину защищать.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор
17.03
26
Наша область. Символы Вятского края.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
24.03
27
Дорогая моя столица.
1
Заочная экскурсия
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России.
31.03
V
«Я и планета»
7
28
Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живёшь!
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
14.04
29
Чем живёт планета?
1
Беседа
Познавательная деятельность
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
21.04
30
Животные и растения рекордсмены из Красной книги Кировской области.
1
Беседа
Познавательная деятельность
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
28.04
31
День славянской письменности.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
5.05
32
Мы в ответе за тех, кого приручили.
1
Сообщение
Проектная деятельность
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
12.05
33
Проект. «Если был бы я волшебником».
1
Проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия.
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
19.05
34
Мы - патриоты.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Ценностно-смысловая идентичность в форме осознания «Я» как житель России.
26.05
Итого
34 часа
Учебно –тематический план 4 класс.
№
Название раздела (темы программы)
Общее количество часов.
Часы аудиторных занятий.
Часы внеаудиторных занятий.
1
«Я и я»
8 ч.
8 ч.
«Я и моя семья»
8 ч.
4 ч.
4 ч.
3
«Я и школа»
5 ч.
4 ч.
1 ч.
4
«Я и моё Отечество»
7 ч.
3 ч.
4 ч.
5
«Я и планета»
6 ч.
4 ч.
2 ч.
Итого:
34 ч.
23 ч.
11 ч.
Содержание программы 4 класс.
№
Название темы.
Кол. Часов.
Форма организации образовательного процесса.
Вид деятельности.
Развитие УУД.
Дата проведения
По плану
По факту.
1
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
1
Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
2
Мои любимые книги.
1
Беседа
Познавательная деятельность
Нравственно-этическая ориентация.
3
«Кто я? Какой я?»
1
Диагностика
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация.
4
Откуда я родом?
1
Проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
5
Хочу и надо.
1
Беседа
Проблемно-ценностное общение
Установление связи между результатом учения и ради чего она осуществляется. Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
6
Тест «Познай себя»
1
Диагностика
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация.
7
Законы жизни.
1
Дискуссия
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
8
Мир моих интересов
1
Выставка
Досугово-развлекательная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
9
В гостях у предков.
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
10
Загляните в старенький альбом.
1
Библиотечный час
Познавательная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
11
Спешите творить добро.
1
Акция
Общественно-полезная
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
12
Герб моей семьи.
1
проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
13
Моя родословная.
1
презентация
Познавательная деятельность
Поиск и выделение необходимой информации, в том числе и решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ.
14
Пожилые люди – мудрые люди.
1
акция
Общественно-полезная
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
15
Играем с малышами
1
Акция
Общественно-полезная
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
16
Наше семейное хобби
1
Конкурс
Досугово-развлекательная
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
17
По каким правилам мы живём?
1
Диспут
Проблемно-ценностное общение
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
18
Трудовой десант.
1
Трудовой десант
Трудовая деятельность
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
19
Школьный двор.
1
Проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
20
Из истории моей школы.
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
21
Мои родители-выпускники школы № 2.
1
Проект
Проектная деятельность
Регулятивные универсальные учебные действия
22
История страны в названии улиц города.
1
Экскурсия
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
23
След ВОВ в жизни родного края.
1
Библиотечный час
Проблемно-ценностное общение
Нравственно- этическая ориентация.
24
Люблю тебя, моя Россия.
1
Конкурс стихов
Познавательная деятельность
Нравственно- этическая ориентация.
Владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
25
Поговорим о толерантности.
1
Беседа
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор
26
Дети войны.
1
Устный журнал
Проблемно-ценностная
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
27
Урок доброты и милосердия.
1
Акция
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор
28
Путешествие по стране.
1
Заочное путешествие
Познавательная деятельность
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Нравственно-этическая ориентация.
29
Судьба Земли – наша судьба.
1
Акция
Трудовая деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор
30
Что такое экология?
1
Викторина
Проблемно-ценностное общение
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор. Основы гражданской идентичности в форме осознания ответственности человека за общее благополучие.
31
Животные красной книги Кировской области.
1
Конкурс
Познавательная деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
32
Природа края и поэзия.
1
Устный журнал
Познавательная деятельность
Нравственно-этическая ориентация. Умение делать личный моральный выбор.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
33
Знаешь ли ты страну?
1
Викторина
Познавательная деятельность
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я», как гражданин России.
34
Семь чудес света.
1
Интеллектуально-познавательная игра
Познавательная деятельность
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Итого:
34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.