kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие "В мире логики" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие "В мире логики" 4 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие "В мире логики" 4 класс»



Рассмотрено

на заседании объединения

учителей начальных классов

_________________

КГУ «ОСШ №24 г.Балхаш»

от «__»_____2016г.

№ ______


Рассмотрено

На заседании экспертного совета

Методического кабинета отдела образования

от «__»_____2016г.

№ ______






Утверждено

решением педагогического совета



КГУ «ОСШ №24 г.Балхаш»

от «__»_____2016г.

№ ______














«В мире логики»

4 «Б» класс

(школьный компонент)





















Автор: учитель начальных классов

Самбетова Динара Нурмолдановна



























Пояснительная записка

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает курс “В мире логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 4 класса.

Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.

Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса «Кенгуру», «Бастау», «Акбота» и т.д.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения воспитанники должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

По окончании обучения воспитанники должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач

Содержание дополнительной образовательной программы

Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.

Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (21 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры (5 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.















Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема занятий

Форма проведения занятий

Приёмы и методы, используемые на занятии

Форма подведения итогов

Дата

1.

Упражнения с многозначными числами

Практическая работа

Эвристическая беседа



2.

Числа-великаны и числа малютки.

Практическая работа

Эвристическая беседа

Мини-доклады


3.

Числовые ребусы.

Коллективная работа

Дидактическая игра



4.

Загадки- смекалки.

Практическая работа

Дидактическая игра

Творческая работа


5.

Задачи, решаемые с помощью графов.

Практическая работа

Эвристическая беседа



6.

Действия с римскими цифрами.

Практическая работа


Работа с информацией


7.

Математические ребусы.

Игра.

Дидактическая игра

Творческая работа


8.

Геометрия в пространстве.

Практическая работа

Эвристическая беседа

Мини-доклады


9.

Кривые и плоские поверхности.

Практическая работа

Эвристическая беседа



10.

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом.

Практическая работа

Эвристическая беседа



11.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа


проверочный тест


12.

Решение математических задач с помощью рассуждений.


Коллективная работа

Эвристическая беседа



13.

Геометрические задачи на разрезание.





14.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа


проверочный тест


15.

Конкурс знатоков

Конкурс.

Дидактическая игра



16.

Проектная деятельность «Великие математики»

Проектная деятельность


Проект


17.

Равносоставленные фигуры.

Практическая работа

Эвристическая беседа



18.

Равносоставленные фигуры. Танграмм.

Практическая работа

Эвристическая беседа



19.

Решение комбинаторных задач

коллективная работа


проверочный тест


20.

Правдолюбы и лгуны.

Игра.

Дидактическая игра

Награждение победителей


21.

Олимпиада.

Индивидуальная работа


Выполнение конкурсных заданий


22.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа


проверочный тест


23.

Интеллектуальный марафон.

Конкурс


Награждение победителей


24.

Задачи, связанные со временем.

Индивидуальная работа


проверочный тест


25.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа


проверочный тест


26.

Арифметические задачи, требующие особого решения.


Эвристическая беседа



27.

Разные задачи.

Практическая работа


Выполнение творческих работ


28.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа




29.

Интересные факты в числах.

работа с энциклопедиями и справочной литературой

Эвристическая беседа

Работа с информацией


30.

Решение олимпиадных задач.

Индивидуальная работа


Выполнение конкурсных заданий


31.

Задачи по упорядочиванию множеств.

Практическая работа

Эвристическая беседа



32.

Математическая викторина.

Викторина

Дидактическая игра

Награждение победителей


33.

Решение комбинаторных задач

Индивидуальная работа




34.

Занимательный час.

Игра

Дидактическая игра

Выполнение творческих работ






































































Список литературы:



  1. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками

  2. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай

  3. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах.

  4. Ярошевская Я. Викторины для 4-классников. Зарядка для ума.

  5. Чаус Е. А. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение.

  6. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Факультативное занятие "В мире логики" 4 класс

Автор: Самбетова Динара Нурмолдановна

Дата: 05.10.2016

Номер свидетельства: 347604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа факультативного курса " Школа здоровья" 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-shkola-zdorov-ia-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232956"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442946221"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "программа для 4 класса  "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(100) "proghramma-dlia-4-klassa-razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000595"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Развитие логического мышления учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(75) "razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "106355"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403000969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства