Просмотр содержимого документа
«Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.»
ТЕМА: Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы разберём определения:
1.МИМИКА - (греч.подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
Типы мимики: a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;
b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.
c) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты b) жесты головы, рук и ног c) походка d)различный поворот корпуса тела.
2. Практическая работа.
(Попробуйте выполнить. Войти в образ)
1 Задание. Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот). Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые. Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.
2 Задание. Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке). Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку). ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – хищное животное.
После того как вы научились вести себя, говорить, двигаться в соответствии с поставленной задачей, можно переходить к репетиции конкретной роли. Для того чтобы она получилась натуральной и живой, действуют все те же правила, которые мы описали выше. Единственная поправка: вам нужно совместить свой личный сценический образ с тем характером, который вы намереваетесь воплотить. Иными словами, роль, описанная в сценарии, - это пустой сосуд, который вы наполняете своими эмоциями, своей мимикой, своей внешностью. Если у вас не будет личного постоянного образа для работы на сцене, то ни одна роль, исполненная вами, не станет живой и настоящей. Вы сможете плакать или смеяться от имени героя, танцевать, радоваться или бушевать. Но все это будет напрасно: нет содержания. Это и есть то самое понятие роли, понятие персонажа. Он оживает только под руководством артиста, только от его личного опыта и от его личного характера.
Составляющие образа. Если мы говорим про сценический образ, который актер создает лично для себя, то строгих ограничений в одежде, в макияже быть не может. Эти моменты просто корректируются рамками определенного стиля.
Но если речь идет о том образе, который уже получается в результате слияния таланта актера и того характера, который описан в сценарии, то важно отметить несколько составляющих. К ним относятся:
Поведение и внешний вид. Грим. Сценический образ костюма, то есть то одеяние, которое прописано в сценарии. Здесь есть небольшая оговорка. Если спектакль ставится по пьесе, и в произведении четко сказано, что на герое надето, важно следовать этому. Если же таких описаний нет, костюм подбирается в соответствии с характером персонажа. Динамика тела и пластика. Жесты. Мимика. Изюминка. Тут у нас снова оговорочка. Бывает, что в пьесе персонаж описан пресно, в нем нет ничего особенного. Быть может, так было задумано, или же автор не сумел придать конкретному герою те или иные черты. В таких случаях тот самый сценический образ, который актер носит с собой всегда, и необходим. Он заполняет собой ту пустоту, которая имеется в герое, делает его более объемным и многогранным, запоминающимся и уникальным. Смотреть видео