Просмотр содержимого документа
«Экологическая конференция»
« СОЗДАНИЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА »
Бессонова А.А – КГУ «Основная школа №2 г. Серебрянска»
Бессонова Анна Андреевна , учитель географии КГУ «Основная школа №2 г.Серебрянска» , район Алтай, г.Серебрянск
Аннотация
Школьный музей – одна из форм дополнительного образования , расширяет пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования , обработки и оформления данных об истории , культуре и жизни своего города.
Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".
Школьный музей является центром формирования чувств патриотизма, гражданственности и любви к «Малой Родине», к истории и культуре района, края, страны.
Перед нашим современным обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.
Целью создания и деятельности школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей.
Культура и природа малой Родины помогает нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к истокам Родины душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.
В организации образовательной и воспитательной работы с детьми, уделяется большое внимание изучению истории, приобщению детей к народной культуре.
«Сохранить историю – воспитать будущее» - такой девиз был выбран педагогами, стоявшими у истока создания музея.
Датой открытия музея считается 1962 год. К 1980 году музей школы был зарегистрирован в Усть-Каменогорском государственном музее и выдан паспорт на школьный музей, посвященный истории края, истории города и истории школы, экспозицию которого составили более 6000 экспонатов, собранных учащимися в ходе большой поисковой акции.
Экспонаты были распределены по тематикам. Был отдельно музей, стенд с орденами и медалями, стенд посвященный истории Усть-Каменогорска (крепость). Все экспонаты собирались учащимися школы. В основном музей состоял из экспонатов 1 мировой , 2 мировым войнам. Для В.И.Ленина было отведено отдельное место и большой бюст с его изображением.
В апреле 1986 года было выделено помещение, школьный музей был перенесён в это здание и стал именоваться Серебрянским отделом Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея, который Фёдор Дмитриевич возглавлял с 04.04.1986 по 01.01.1996 год.
Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа, т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.
Местность города Серебрянска относилась к Бухтарминскому району, ранее наименовался Бухтарминским уездом.
Бухтарми́нскийуе́зд — административно-территориальная единица Алтайской и Семипалатинской губерний, существовавшая в 1920—1928 годах.
Бухтарминский уезд был образован в 1920 году из части Змеиногорского уезда. Первоначально в нём было было 15 волостей: Богатырёвская, Бухтарминская, Верхне-Бухтарминская, Защитная, Зыряновская, Красивая, Кутузовская, Никольская, Петровская, Пограничная, Полтавская, Самарская, Солоновская, Уркорская кочевая, Черновская.
«Начало школьного пути»
Впервые наша школа встретила своих первых учеников 1 сентября 1957 г. Учащимися школы были дети строителей Бухтармнской ГЭС.
В 1958 году 50 учащихся школы стали выпускниками.
«Жизнь Крайникова Фёдора Дмитриевича»
Став директором школы Фёдор Дмитриевич стал собирать документы и материалы, которые были размещены на стендах в школе № 2. Он был увлечён не только сам своей работой, ему помогали и учителя и ученики. Всё самое интересное несли ему, делали стенды, проводили экскурсии. Материала было так много, что в школе места уже не хватало.
«История музея»
Датой открытия музея считается 1962 год. К 1980 году музей школы был зарегистрирован вУсть-Каменогорском государственном музее и выдан паспорт на школьный музей, посвященный истории края, истории города и истории школы, экспозицию которого составили более 6000 экспонатов, собранных учащимися в ходе большой поисковой акции.
«Ветераны педагогического труда»
Эта экспозиция создавалась классными руководителями и учащимися 6 классов. Здесь собрана информация, повествующая о трудовых буднях наших учителей …
Много лет своей жизни они посвятили воспитанию детей. Педагогический стаж у большинства из них составляет более 30 лет.
Многие имеют награды и звания.
«Бухтарминская гидроэлектростанция»
. После Великой Отечественной войны развернулось строительство гидростанции на Иртыше. Сначала была введена в эксплуатацию Усть – Каменогорская ГЭС, а в 1951 году приступили к проектированию первой ступени Иртышского каскада гидроэлектростанции – Бухтарминской ГЭС
Строительство основных сооружений гидроузла начато в 1953 году. Первый агрегат пущен в августе 1960, последний, 9-ый агрегат в ноябре 1966 года.
Проектирование ГЭС осуществялось Ленинградским отделением Всесоюзного научно-исследовательского института «Гидропроект» Имени С.Я.Жука.
Школьный музей КГУ «Основная школа №2 г.Серебрянска» располагает основными и вспомогательными фондами.
Материалы основного фонда представлены вещественными памятниками – это:
Государственные казначейские, профсоюзные и комсомольские билеты, брошюры.
Материалы вспомогательного фонда, созданные для замены подлинных памятников:
Материалы для пояснения истории и хронологии развития города, района
Фотолетопись школьных лет
Материалы экскурсий по музею
Материалы экскурсий по экспозиции музея
Вырезки из газет по истории города
Воспоминания жителей города
Письма, открытки
Фотоальбом школьного музея.
Имеющиеся собранные материалы соответствуют профилю музея.
Роль школьного музея в развитии историко-краеведческого воспитания учащихся играет огромную роль. В школьном музее ребенок является не только объектом, воспринимающим определенный объем информации, но и соучастником исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую созидательную деятельность. Ведь, как поется в отрывке из известной нами любимой песни «С чего начинается Родина? С картинки твоем букваре…», тоже также учащиеся в первую очередь, должны знать и помнить историю своей школы, затем по цепочке – историю города, Республики и в целом историю Казахстана – нашей многонациональной Родины. Мы обязаны воспитать в ребенке чувство патриотического долга перед Родиной.
Список литературы.
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.