Просмотр содержимого документа
«Экологическая игра "Друзья природы"»
Экологическая игра «Друзья природы».
Описание материала: Данный материал способствует обогащению знаний о животном мире у учащихся 3-4 классов, воспитанию любви и заботливого отношения к животным.
Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов, педагогам, работающим в летнем лагере.
Цель: формирование у учащихся познавательного интереса к окружающей природе.
Задачи:
1.Образовательные: – повторить, закрепить и углубить знания, растениях и животных; – формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширить кругозор.
2.Развивающие: – развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности; – совершенствовать мыслительные операции.
3.Воспитательные: – воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы; – формировать умение видеть красоту родной природы; – воспитывать любознательность, пытливость в процессе общения с природой.
Оборудование: ноутбук, презентация, мяч,картинки с изображением деревьев и их плодов, карточки со следами животных, карточки «Кто как весну встречает?», силуэты объектов живой природы, 2 листа бумаги и маркеры, 2 шарфа.
Ход игры.
Организационный момент.
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
“ Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” — сказал Сухомлинский. (Высказывание заранее записывается на доске).
-Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…? (Природа)
Учитель: Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить…о чем? Правильно, о природе.
Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу.
Но чтобы сохранить природу, что нужно для начала сделать? (изучить ее) На уроках по окружающему миру, на наших занятиях вы уже многое изучили о природе, знаете ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Друзья природы»
Учитель: За столами собрались участники игры. Вы должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.
- Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды получат фишки. Если команда не может ответить, то право ответа переходит к другой команде. В случае правильного ответа команда соперника получает две фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. А судить команды будет жюри.
Представление жюри.
Придумать название своей команды и выбрать капитана.
Разминка.
Я буду каждой команде по очереди задавать вопросы, а задача команд - быстро и правильно отвечать на них.
— Какое растение может вас обжечь? (Крапива)
— Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль?
(Подорожник)
— Время года, когда просыпается природа? (Весна)
— В какое время года бывает гололёд? (Зимой)
— Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
— Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
— Домашний родственник зайца? (Кролик)
— Дикий родственник свиньи. ( Кабан)
— Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет)
— Готовят ли запасы еды белки? (Да)
— Зимняя квартира медведя? (Берлога)
— Где живет белка? (Дупло)
— Самое длинношеее животное. (Жираф)
— Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
— Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
— Длинноухий трусишка. (Заяц)
— Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
— Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
— Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
— Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
— Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
— Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
— Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
— У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
— Полосатый родственник кошки. (Тигр)
— Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)
«Угадай дерево».
Вы должны на слух, по описанию узнать о каком дереве идёт речь назвать его и показать на картинке. Слушайте внимательно.
— Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).
— Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).
— Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).
— Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).
Игра с мячом «Кто, кем был? »
Кто ребёнка нежно любит? Кто малышку приголубит? Кто от ветра защитит? Поругает и простит? Кто укроет одеяльцем? Напоит кто молочком? Кто расскажет сказку на ночь Тихим добрым шепотком? Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя! Ну, а как же у других – У котёнка, у телёнка, У щенка, у жеребёнка Есть ли мамы? Вот о чём Поведём мы разговор.
(Вспоминают детенышей животных).
Слон – слоненком,
лиса – лисенком,
волк – волчонком,
медведь - медвежонком,
белка – бельчонком,
еж - ежонком,
собака – щенком,
тигр – тигренком,
мышь - мышонком,
корова – теленком,
лошадь – жеребенком,
овца – ягненком,
курица – цыпленком.
« Охрана природы».
Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? ( Она влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.)
Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? ( Он погубил грибницу, грибов здесь больше не будет)
Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места.)
Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? ( Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на траве, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.)
Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками, почему их нельзя брать домой? ( Птицы учат их летать, искать пищу, защищаться от врагов; дома кормить птенца трудно, выпущенный на волю птенец будет беспомощным, умрет.)
Представитель команды рисует ромашку с закрытыми глазами.
«Юные следопыты».
Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
На экране появляются картинки деревьев: сосны, ели, ольхи, лиственницы, кедра, берёзы и их веточек с плодами; у команд на столе лежит набор аналогичных картинок, и дети подбирают к картинкам деревьев соответствующие плоды или листья деревьев. Правильный ответ появляется после того, как дети справятся с заданием.
«Кто как весну встречает?»
Посмотрите вокруг. На улице весна. А знаете ли вы, кто как весну встречает? Давайте проверим. Расставь по порядку цифры в левой колонке, а затем в правой по образцу №1.
1.Зайка беленький
И он вылез из берлоги.
Белка серую дубленку
Вылез из норки раньше всех погреть иголки.
Вода подмочила мишке ноги
1. Меняет костюм на серенький.
Ежик
Сменила на рыженькую шубенку.
Рыбы
После долгого сна вылезают на прогретые солнцем места.
Лиса тепленькую шубку
В речке и в пруду выметывают икру.
Змеи
Поменяла на легонькую шкурку.
У волчихи
В лесной хатке появляются маленькие волчатки.
«Определи по силуэту».
Внимание на экран, перед вами будут представлены силуэты объектов природного мира. Отгадайте кто - это?
На экране появляются силуэты объектов живой природы, команды поочерёдно отгадывают их.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
«Задачи в стихах».
Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, «косой», Волк с плутовкою-лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел – Он считать ведь не умел! Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. (7 зверей.)
К серой цапле на урок Прилетели семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей-сорок Прилетело на урок? (4 сороки.)
К двум зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? (15 морковок.)
Экологические плакаты «Защитники леса».
«Правила поведения в лесу»
Ведущий:
Не оставляйте мусор в лесу.
Вот в поход пришли ребята,
Отдохнуть, конечно, надо.
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки
Мусор ты не оставляй
За собою убирай!
Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья великаны.
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «На память»,
Но так жестоко поступать
Нельзя деревья обижать!
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут.
Не разжигай костёр в лесу.
Без взрослых с огнём развлекаться опасно
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Не ломайте ветки.
Нельзя деревья обижать,
Веточки у них ломать.
На деревья не влезай
Боли им не причиняй.
Не шуми в лесу.
В лесу не нужен шум и гам
Лесные звуки тут и там
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
Не разоряйте птичьи гнезда.
Нужно ребятам всем вместе понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Не трогай муравейник!
Муравьи - лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Не бить стекло.
Нельзя стекло в лесу кидать
Нельзя бутылки разбивать.
Осколки острые опасны
О них порежешься ужасно!
Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Наказ:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей
В увеселительных походах.
Не растопчи её полей,
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она одна.
Итоговая рефлексия.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Вам понравилось?
Есть у нас победители, но проигравших нет. Вы все много знаете о природе и знаете, как важно бережно относится к ней.
Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое.
Где можно применить новые знания?
Подведение итогов игры.
А сейчас давайте послушаем стихотворение о природе.
Давайте вместе Землю украшать. Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)