kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Достоинство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация неотделимы от нарушения права каждого на достоинство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Достоинство»




Занятие 5 «Достоинство»


Цель: показать, что предрассудки, стереотипы и дискриминация неотделимы от нарушения права каждого на достоинство.


Задачи: показать значение достоинства каждого человека в развитии общества; воспитывать качества толерантной личности; формировать отрицательное отношение к несправедливости и неравенству; развивать навыки противостояния дискриминации, работать в группах, проявляя самостоятельность суждений.


Интерактивные стратегии:

  1. Упражнение «Я горжусь».

  2. Упражнение «Выражаем свое мнение».

  3. Упражнение «Определим этноцентризм».

  4. Упражнение «Отличаем стереотипы от фактов».

  5. Игра «Вне группы».


Дидактический материал:

  1. таблички для упражнения № 2.

  2. Плакат для упражнения № 3.

Словарь урока: достоинство, этноцентризм, предубеждения, стереотипы геноцид, дискриминация, ксенофобия.


Ход занятия


  1. Упражнение «Я горжусь!»

Инструкция. Упражнение лучше всего проводить, расположившись на стульях, поставленных в круг.

Каждый из участников выходит в середину по очереди и говорит, в чем он видит проявление своего достоинства. Чем он может гордиться.

Учитель (тренер) следит за тем, чтобы никто не осмеивал другого, не прерывал его; не разрешается комментировать, дополнять, критиковать.

Выводы:

ДОСТОИНСТВО – это ценность человека для него самого и для всего общества.

Некоторые люди путают два разных понятия: гордость и достоинство.

ГОРДОСТЬ – это чувство превосходства над другими. Если она рождает эгоизм, себялюбие и неуважение к людям, тогда гордость разрушает мир.

ДОСТОИНСТВО – это способность ценить свои возможности, способность видеть в других равных себе.

Ценнейший бриллиант – это личность каждого человека. От того, как общаются люди между собой, зависит качество жизни.

Умеем ли мы ценить друг друга, видеть в другом Человека с большой буквы?

У каждого есть свое самолюбие, никто не желает унижения и оскорбления собственной личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личности. Но, к сожалению, некоторые люди, чувствуя себя личностью, зачастую сами не видят это в других людях. Такой человек не терпит несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к себе, но в то же время не замечает своего несправедливого отношения к другим и к окружающему миру. Он готов винить в своих бедах всех подряд не признавая собственной вины.


Вы, наверное, сами часто бывали свидетелями того, как ученик или студент, получив плохую оценку, объясняет это несправедливостью преподавателя, хотя причина – в незнании им темы занятия.

Великий дар природы – наша жизнь. Каждый из нас достоин этого счастья. Каждый из нас имеет право на достоинство. Но у всех нас свой ум и разум, свои переживания и интересы. И это тоже право каждого. Право быть индивидуальным. Тот, кто не уважает нашу индивидуальность, тот не уважает и весь многоликий и разнообразный мир.

Каждый человек имеет право на свое достоинство и обязан соблюдать достоинство окружающих его людей.

Человек не имеет права опускаться до уровня биологического существа. Он не имеет права быть разрушителем, не имеет права терять свое человеческое лицо и свое достоинство ни при каких обстоятельствах.

Начиная с 1948 года, в жизни человечества началась новая эпоха – уважение человеческой личности, уважение достоинства, неприкосновенности жизни, неотъемлемости прав и свобод, защиты личных интересов. Основные положения Декларации нашли свое отражение в нашей Конституции и в основных законах других стран.

Но на земле еще имеют место конфликты и войны, факты унижения человеческого достоинства.

Мы можем говорить о любви к человечеству, к родной планете, но при этом грубо попирать интересы своих родных и близких.


  1. Упражнение «Выражаем свое мнение»

Инструкция. Разделите классную комнату на 4 части, разместив в 1 углу табличку «Абсолютно согласен», во 2 углу – «Абсолютно не согласен», в 3 углу – «Частично согласен», оставив цент тем, кто затрудняется ответить.

Тренер зачитывает нижеследующие утверждения вслух. Ряд утверждений бесспорны, но в основном – это утверждения, связанные с расизмом, предубеждениями в отношении пола, возраста, трудоспособности, социального и материального положения.

Ученики должны «проголосовать ногами», т.е. занять место в классе, соответствующее их мнению.

- Казахстан – самое большое по территории государство в мире. (Нет.)

- Дети должны иметь те же права, что и взрослые. (Нет.)

- Пожилые люди должны получать пенсию. (Да.)

- Глухие дети должны обучаться в специальных школах. (Да.)

- В нашей стране каждый имеет право стать президентом (Нет)

- Большинство богатых людей – нечестные. (Нет).

- Девочки могут играть в футбол. (Да.)

- Евреи хитрые и жадные. (Нет.)

- Бедно живут те, кто лениться. (Нет.)

- Девочки способнее мальчиков. (Нет.)

- Женщина должна заниматься домашним хозяйством, пока муж на работе. (Нет.)

- Мальчики могут играть в куклы. (Да.)

- Учителя должны быть не старше 35 лет. ( Нет)

- Плохо успевающих нужно отдавать в спецклассы. (Нет.)

- Все азиаты некультурные. (Нет.)

- Мальчики более храбрые. (Нет.)

- Руководить – это удел мужчин. (Нет.)

- Женщины более мужчин озабочены внешностью. (Нет.)


- В Казахстане проживают в основном казахи. (Нет).

- Все цыгане – танцоры и попрошайки. (Нет.)

- Чукчи умеют только ездить на оленях. (Нет.)

- Все в нашей стране должны равняться на русскую культуру. (Нет.)

- Самая справедливая и удобная для жизни страна – США. (Нет.)

- Афроамериканцы внесли свой вклад в развитие мировой культуры. (Да.)

- Белых на Земле большинство. (Нет.)

- Мусульмане и христиане должны дружить. (Да.)

- Я не буду возражать против родственника с темной кожей. (Да.)

Воздержитесь от суждений по поводу мнений учеников. После каждого «голосования» обращайте их внимание на то, что постоянно меняет группу и что нет людей, абсолютно согласных друг с другом.

Определите вопросы, которые, на ваш взгляд. Вызывают наибольшее расхождение во мнениях.

Вводы по итогам упражнения:

Зачастую наше обыденное сознание опирается на предубеждения, стереотипы (ярлыки), предрассудки, отсутствие научных знаний.

Однажды усвоенный образ становится привычным для человека, определяет его ролевое поведение.

Большую опасность представляет такой стереотип как этноцентризм.


ЭТНОЦЕНТРИЗМ – это вера в превосходство своей группы или культуры, сопровождающаяся пренебрежением или презрением к другим группам или культурам.

  1. Упражнение «Определим этноцентризм»

Инструкция. На доске плакат со списком характерных черт и особенностей. Ребята должны оценить свой народ по 5 – балльной шкале.

  1. Технический прогресс.

  2. Доброжелательность к иностранцам.

  3. Честность.

  4. Политическая свобода.

  5. Щедрость.

  6. Стремление к миру.

  7. Вклад в науку.

  8. Вклад в искусство.

  9. Равенство полов.

  10. Расовая терпимость.

  11. Религиозная терпимость.

  12. Забота об окружающей среде.

  13. Забота о детях.

  14. Манеры.

  15. Стиль одежды.

Вопросы для обсуждения:

  1. Объясните, почему вы дали именно такую оценку своему народу?

  2. По каким пунктам вы поставили низкий балл, а по каким – высший?

Вывод: часто этноцентризм зависит от знаний, от патриотизма, от влияния родителей, СМИ, школы. Очень опасно то проявление этноцентризма, которое основано на межкультурном невежестве и грубом нарушении прав других культур.

Стереотипы (обобщения) необходимы бывают очень полезны. Напрет сохранению например: Грипп – опасен! Закаляться – полезно! Полезная пища – невкусная! Но стереотипы могут ограничивать кругозор человека, делать из него послушного робота, что особенно опасно, если в этом участвуют СМИ или властные структуры.


Человек сам в состоянии определять уровень своего сознания, но в одном он должен быть безотлагательно убежден: чрезмерное обобщение, касающееся людей, способствует сохранению предрассудков и ведет к дискриминационному поведению, оно вредно для всех участвующих сторон.

Строя свое отношение к человеку на основе категоричного (и возможно, неуместного в данном случае) обобщения, мы не увидим в нем его неповторимой индивидуальности. Ваше предвзятое стереотипное поведение причинит вред ему (он будет оскорблен) и вам (вы не получите возможность стать друзьями).

4.Упражнение «Отличаем стереотипы от фактов»

Инструкция. Ребята поднимают руки, если высказанная мысль является фактом, и не реагируют, если это стереотип (С – стереотип, Ф – факт).

  1. Все кавказцы – торгаши. (С)

  2. Казахстан никогда не вела захватнических войн. (С)

  3. Худые люди злые. (С)

  4. Рыжие люди вредные. (С)

  5. Толстые добродушные. (С)

  6. Негры – грязнули. (С)

  7. Мальчики умнее. (С)

  8. Мексиканцы все хорошо поют. (С)

  9. Кареглазые - нерусские.

  10. Азиаты – наркоманы. (С)

  11. Кавказ – часть Азии. (Ф)

  12. Каждый четвертый на Земле – китаец. (Ф)

  13. Родина всех людей – Африка. (Ф)

Стереотипы, ярлыки и межкультурное невежество являются инструментами нарушения прав человека.

Нацисты пропагандировали стереотипы евреев, гомосексуалистов, цыган и психически больных людей, устраивали геноцид по отношению к «неполноценным» людям.

Испанские, французские, германские, итальянские колонизаторы в Африке, Азии и Америке определили коренные народы как нецивилизованные, неразумные и даже схожие с дьяволом, чтобы оправдать разрушение их культуры. Белые американцы называли африканцев недолюдьми и просто собственностью – рабами, безнаказанно эксплуатировали их.

Предрассудки и власть – опасная комбинация которая слишком часто приводит к нарушениям прав тех людей которые были определены как «другие». Если к этому добавить пропаганду морального, расового, полового, религиозного или культурного превосходства, то возможность геноцида возрастет.

Геноцид – это физическое уничтожение людей по одному из различий: расовому, национальному, религиозному и др.

Дискриминация – это умаление или унижение человеческого достоинства.

Дискриминация проявляется в произвольном, незаконном ущемлении и ограничении прав человека, в отказе от их универсальности.

Дискриминация – это один главных источников таких беззаконий, как:

    1. использование рабского или принудительного труда;

    2. использование пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство отношения или наказания;

    3. расизм, апартеид, геноцид;

    4. неравноправие женщин в обществе и семье.

Иными словами, дискриминация направлена против равенства прав людей и их универсальности (принадлежности каждому человеку).


К сожалению, ни одно общество, ни одна культура не могут похвалиться тем, что они обладают иммунитетом от предрассудков и дискриминации.

Ряд предрассудков и стереотипов имеют следующие причины:

  1. Исторические традиции в развитии народа, проявляющиеся в отношении к другим народам – в нетерпимости, настороженности, ксенофобии (боязнь всего нового, непонятного).

  2. Недостаток научных знаний отсутствие в человеке навыков и способностей к анализу.

  3. Культирование предрассудков массмедиа по заказу официальных лиц.

  4. Бытовая, на вид безобидная, лексика, основанная на предубеждениях в виде прозвищ, «дразнилок», отторжения и т.д.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Достоинство

Автор: Жагипарова Ональгуль Каирбековна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "открытый урок по самопознанию на тему "Достоинство и честь""
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyiurokposamopoznaniiunatiemudostoinstvoichiest"
    ["file_id"] => string(6) "274901"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452481440"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока самопознания на тему: "О достоинстве человека" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-samopoznaniia-na-tiemu-o-dostoinstvie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "237783"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444395433"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Тема: "Честь и достоинство ""
    ["seo_title"] => string(26) "tiema-chiest-i-dostoinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "310708"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459087078"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока самопознания по теме "Достоинство человека""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokasamopoznaniiapotiemiedostoinstvochielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "274347"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452362602"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Сценарий классного часа "Достоинство человека""
    ["seo_title"] => string(47) "stsenarii_klassnogo_chasa_dostoinstvo_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "539647"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1581665708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства