Цели и задачи: 1. Систематизация и обобщение понятий «достоинство», «чувство собственного достоинства». 2. Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих. 3. Воспитание чувства собственного достоинства.
Методы и приемы: мозговой штурм, беседа, работа в группах, анализ высказываний, работа с притчей, с цитатами. 1. Приветствие. Сегодня я предлагаю начать наш урок с упражнения «Имена». Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. (Выполняют упражнение).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "Достоинство человека"»
Цели и задачи: 1. Систематизация и обобщение понятий «достоинство», «чувство собственного достоинства». 2. Развитие потребности в самоуважении и уважении достоинства окружающих. 3. Воспитание чувства собственного достоинства.
Методы и приемы: мозговой штурм, беседа, работа в группах, анализ высказываний, работа с притчей, с цитатами. 1. Приветствие. Сегодня я предлагаю начать наш урок с упражнения «Имена». Назовите свое имя и качество характера, начинающееся на ту же букву, что и ваше имя. (Выполняют упражнение).
Прежде чем Вы узнаете тему сегодняшнего урока, я прочту Вам притчу об одном мудреце. Чтение притчи. Как - то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.
Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?
(ОТВЕТЫ ПО КРУГУ) Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, сколько можем видеть их в других людях. Хэзлитт У. Значит, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? 2. («О достоинстве человека») Как вы думаете, какие проблемы нам необходимо обсудить на уроке? (вывесить на доске 3 проблемы) 1. Что такое достоинство? 2. Что значит быть достойным человеком. Что такое чувство собственного достоинства? 3. Что значит жить достойно? Сергей Иванович Ожегов.
ДОСТОИНСТВО: совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять свое достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства. – ДОСТОЙНЫЙ: справедливый, заслуженный Достойная награда. – ДОСТОЙНЫЙ: уважаемый, почтенный Достойная личность.
– ДОСТОЙНЫЙ: заслуживающий чего - нибудь Достоин похвалы. Достоин порицания.
– Как видим, это слово имеет 5 значений. Какие значения имеют отношение к теме урока? (в ходе ответов детей выделять цветом нужное значение)
– Поговорим о том, что значит достойный человек. Работа в группах.
1 группа. В начале урока вы назвали качества своего характера. Вспомните эти качества. Какими из них, по - вашему, обладает достойный человек? Обсудите в группе и попробуйте создать модель достойного человека. Можно добавить качества, о которых еще не упоминалось. (5 мин) Можно изобразить.
2 группа. Перед вами пословицы, высказывания, афоризмы. Выберите и объясните из них те, которые подходят к теме нашего урока.
Отчет о работе групп. Узнать, правильно ли мы понимаем значение этого словосочетания, нам поможет старинный словарь Даля. (На доске) Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, “достойный уважения”, “стоящий доверия”, “заслуживающий внимания”, “надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы”, “ должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени”, “приличный в поведении”, “ сообразный с требованиями правды, чести”, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах. А как вы понимаете, что такое чувство собственного достоинства? (ответы детей)
Чтение рассказа
В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. У него была очень красивая морская форма и фуражка с эмблемой. На погонах были звезды, а на рукавах полоски и якоря.
Ваня был горд и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой Ваня сильный, смелый, ловкий – настоящий мужчина. Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но Ваня, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его ловкость. Но дедушка (а он зашел в вагон последним) был не доволен: “ - Не думал я, что ты еще такой маленький, ростом вроде не мал, а вот да настоящего мужчины еще очень далеко…”. Ваня был удивлен: - “Деда, ведь я всех обогнал, место лучшее занял…?” – Вот в этом - то все и дело. Кого ты обогнал? Женщин, старушек? – Да! А, вон, смотри, парни – студенты, другие мужчины,” – показал Ваня. – А ты заметил, что они вперед женщин пропустили, только потом сами зашли? Вот это настоящие мужчины. А ты еще малыш. Очень, очень огорчили Ваню эти слова. – Как вы думаете, почему? Он думал, что, когда быстрее всех все лучшее себе успеваешь добыть, это хорошо, а, оказывается, уступать, пропускать вперед себя кого - то надо, чтобы тебя сильным мужчиной считали.
В парке дедушка спросил Ваню: – Ты слышал про гибель “Титаника”? – Конечно, я и фильм смотрел и книжку читал, – ответил Ваня. – Обратил ли ты внимание, когда судно начало тонуть, на воду спустили шлюпки, но мест в них было мало, на всех не хватало. Капитан отдал приказ: “В шлюпки садятся только женщины, дети и гребцы - матросы”. В салоне - люкс плыли очень состоятельные люди. На родине у них были и заводы, и банки, и дорогие дома. Но сейчас ничего это не могло им помочь. Все они хотели жить, но сидели и ждали, когда огромный пароход пойдет ко дну вместе с ними. Только один мужчина пробрался в шлюпку, которую потом подобрали спешащие на помощь суда. Он спас свою жизнь, но потерял честь. Никто не подавал ему руки, никто не хотел иметь с ним дела. Его все презирали.
– Почему капитан отдал такой приказ? – Почему у людей принято правило в трудных ситуациях спасать слабых?
– Как называют людей, способных сделать что - то хорошее другим или даже отдать свою жизнь, спасая других? (Добрые, сильные, мужественные, милосердные, благородные, герои, сильные духом, бескорыстные, жертвенные, способные служить другим и т. д.) Все предложенные детьми варианты записать на доске.
– Обязательно ли быть героем, чтобы стать достойным человеком?
– А где в наше время можно проявить достоинство? По отношению к кому надо вести себя достойно? А в чем это выражается? Или А как?
– Надо ли вести себя достойно по отношению к себе? Как называется чувство уважения, достойного отношения к себе? (Чувство собственного достоинства)
Выберите цитату, которая, по - вашему, лучше всего подходит к понятию чувства собственного достоинства. Информация к размышлению:
Достоинства есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство… К. Маркс
Не сильные лучшие, а честные. Честь и Собственное достоинство – сильнее всего. Ф. М. Достоевский.
Безмерное самолюбие и самомнение
Не есть признак чувства собственного достоинства. Ф. М. Достоевский
Всякое достоинство, всякая сила спокойны именно потому, что уверены в самих себе. В. Белинский
Что значит жить достойно? (беседа)
Итог урока:
Итак, в основе человеческого бытия лежит доброта, доброе отношение друг другу, чувство человеческого достоинства.
Мне хочется, чтобы вы пронесли по жизни эти лучшие качества: доброту, милосердие к людям. И тогда про вас скажут: этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинства других.