Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование детей: особенности и перспективы.»
«Дополнительное образование детей: особенности и перспективы. Опытно-экспериментальная работа по применению инновационных технологий на уроках народно-сценического танца как метод быстрого и качественного обучения детей танцевальной лексики».
Автор: Герасимова Светлана Александровна Преподаватель хореографии Школа комплекс - эстетического воспитания №8 г.Петропавловск
Актуальность: Искусство хореографии явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики гармонично переплетая движение и музыку. Задача, стоящая перед современным учителем, руководителем творческого коллектива, заключается в поиске и использование специальных методик, которые позволяют подойти к вопросу развития детей (физическому, эстетическому, интеллектуальному) более продуктивно, применяя новые методики и технологии. Работая по специальности уже 19 лет и пробуя самые разные методы и формы обучения, методом проб и ошибок я для себя выделила несколько наиболее продуктивных в применении для народно-сценического танца, позволяющих работать с группами учащихся разных возрастов и добиваться значительных результатов.Здесь надо учесть, что в годы младшего школьного возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность. В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Применение в работе художественно-выразительных средств с опорой на инновационные технологии представляет для педагога широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей младшего школьного возраста в мир хореографии и добиться значимых результатов. Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Народный танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Цель: С помощью подбора определенной технологии обучениясодействовать всестороннему развитию учащихся (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами народно-сценического танца. Детская хореография является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Народно-сценический танец является неотъемлемой частью народного наследия и несет в себе неповторимый отпечаток каждого народа. Таким образом, сохранение богатства и традиций детского танцевального искусства, является необходимым условием для полноценного развития личностного потенциала ребенка. Гипотеза: Применение инновационных технологий в изучении народно-сценического танца способствует развитию и усвоению танцевальных навыков на разных этапах обучения 1год обучения: - навыки музыкально – ритмической деятельности; - навыки правильного и выразительного движения (привычка прямо держать спину и голову, свободно двигаться в танцах); - усвоение подготовительных танцевальных движений и рисунков; - знакомство с ритмическим строением музыки, ее частями и фразами; - изучение легких народных игровых танцев; - раскрытие творческих способностей; - развитие организованности и самостоятельности; - овладение детьми базовыми понятиями, специальной терминологией предполагаемыми программой. 2 год обучения: - развитие музыкальности и пластичности; - усвоение приемов народной хореографии; - выработка сильных натянутых ног, большого танцевального шага, высокого прыжка; - развитие координации движений; - знакомство с танцами народов мира; - развитие творческих способностей; -выработка правильности и чистоты исполнения позиций и поз, движений. 3,4 год обучения: -выработка выразительности и чистоты выполнения элементов народно-сценического танца; - развитие силы, выворотности и устойчивости ног; - усвоение учащимися приемов актерского мастерства; - ускорение темпа и разнообразия ритмического рисунка; - усвоение технически сложных элементов народно-сценического танца; - развитие творческого потенциала в процессе обучения и в постановочной работе. Задачи Образовательные: - формирование у детей музыкально – ритмических навыков; - формирование навыков правильного и выразительного движения в области народной хореографии; - обучение детей приемам актерского мастерства; - организация постановочной работы и концертной деятельности ( разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях. Развивающие: - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - организация поисков новых познавательных ориентиров ( организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний); Воспитательные: - создание базы для творческого мышления детей; - развитие у детей активности и самостоятельности общения; - формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе. 1.Развитие способностей учащихся в активной форме, используя выразительные, пластические и художественные возможности. Важным в этой методике является приобщение учащихся к танцевальному искусству через его собственное художественное творчество, его саморазвитие. Работая в этом ключе, можно достигнуть гармонизации отношений между личностью и предметно пространственным миром (средой). Через погружение детей в среду творчества с помощью танца, звука, слова, цвета, формы. Все должно быть направленно на развитие у детей пространственного мышления как одного из главных признаков любого искусства. В младшем школьном возрасте идет формирование потребностей ребенка в творчестве (самому придумать, сделать, показать – быть понятым). Хорошо и для развития мотивации такие занятия и приемы, где ребенок может выступить, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой – художника, автора танцевальных миниатюр. Но всегда нужно соблюдать баланс и преобладать такая форма занятия не должна, так как ребенок может за собственным «я» потерять чувство коллектива, а он должен уметь еще и слушать, слышать, быть зрителем. Очень действенны в младшем школьном возрасте игровые технологии, плюсы такой технологии - минимальный затрат времени, позитивный настрой учащихся, информация хорошо усваивается. Применяю на своих занятиях и метод «сюжетного действия». Этот метод хорош при разучивании танцев на основе детской лексики. Метод заключается в том, что в каждом движении должен быть смысл понятный ребенку, который складывается в определенный сюжет или картинку, имеет свое начало, развитие и финал. 2.Поэтапная модульно-блочная технология обучения как метод быстрого и качественного обучения детей танцевальной лексики. Технологические основы педагогических технологий должны определять то, как должен быть организован учебный процесс для наиболее эффективного и нужного результата. В связи с этим на начальном этапе разучивания новых элементов я большей частью применяю поэтапную модульно-блочную систему обучения детей танцевальной лексики, основанную на психолого-педагогической теории планомерного, поэтапного формирования знаний, умений, навыков Петра Яковлевича Гальперина. Технология предлагает поэтапную выработку навыков танцевального мастерства учащихся с помощью разбивки танцевальных комбинаций на отдельные модули и их дальнейшие сборки в блоки. Применение модульно-блочной системы в обучении народно-сценическому танцу дает возможность сделать учебный процесс интересным и доступным для детей, позволяет им быстро овладевать навыками народно сценического танца, изучить предлагаемый материал в относительно короткие сроки и с хорошим качеством. В совокупности с поэтапной модульно-блочной системой на занятиях применяются групповые технологии. Цель данной системы - обеспечение активного учебного процесса, достижение высокого уровня усвоения содержания. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются: - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя; - задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы. Формы и методы исследования: 1.Урок (групповые занятия). 2.Коллективно – творческая игра. 3.Творческий конкурс. 4.Индивидуальная работа (индивидуальная работа ведется как со слабыми, не успевающими осваивать программный материал в положенный срок детьми, так и с детьми участвующими в сольной постановочной работе). 5.Концерты, конкурсы, фестивали. Методы обучения: 1.Словесные: рассказ, объяснение, беседа. 2.Наглядные: демонстрация, показ приемов работы. 3.Практические: упражнение, самостоятельная работа. Методы воспитательного действия: 1.Убеждения. 2.Приучения. 3.Пример. 4.Аналитические методы, наблюдение, сравнение, анализ, опрос, контрольный срез.
Выводы: 1. Развитие способностей учащихся в активной форме, используя инновационные формы работы имеют свои видимые результаты в постановочной работе и работе над техникой исполнения; 2. Использование поэтапной модульно-блочной системы обучения детей танцевальной лексики позволяет добиться грамотного исполнения танцевальных движений, но замедляет процесс обучения на начальном этапе с последующим стремительным ростом; 3. Активная концертная деятельность стимулирует обучение детей и приводит к устойчивой мотивации учащихся на отделении хореографического искусства. Литература: 1. Барышникова Т. Основы хореографии. 2. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). "Академия", 2002. 3. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца // Вестник академии русского балета имени А.Я Вагановой. – №7, 1999.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. 5. Борисов А. Балетная школа //Выпуск I. – Самара, 1991. 6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 7. Габриелова Е.В. О хореографической разминке в гимнастике // Гимнастика. Выпуск I, 1975.