Просмотр содержимого документа
«Доклад "Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы"»
«Организация творческой деятельности на уроках русского языка и литературы».
Шелемех Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Цель: «Совершенствование профессионального мастерства, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала учащихся»
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
1) совершенствовать формы организации учебно-воспитательной
деятельности;
2) использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
3) создать условия для интенсивного творческого развития учащихся в
5) привить навыки самостоятельной работы, эффективной
организации деятельности, самоконтроля, объективного
оценивания полученных результатов;
6) формировать устойчивый интерес к изучаемым предметам,
через классную, внеклассную, кружковую деятельность.
Развитие творческой деятельности учащихся - большая и сложная область методики русского языка и литературы. Работая в школе более двадцати лет, сталкиваюсь зачастую с проблемой словарного запаса учащихся, чувствую, что знаний и синтаксических средств языка еще недостаточно для того, чтобы найти то емкое слово, помогающее достичь той "красивости", богатства русской речи.
Бедная речь мешает усвоению программы по развитию речи. Правильность речи - это фундамент языковой культуры. Без нее нет ни литературного мастерства, ни искусства живого и письменного слова. "Свободное владение русским языком, - подчеркивается в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, - должно стать нормой и для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения".
Как помочь ребенку овладеть "формами языка, выработанными как народом, так и литературой?" Безусловно, как каждый учитель-словесник, я стремлюсь воспитать в своих учениках: умение правильно, логично, последовательно излагать свои мысли в связной форме; развить живой дар слова у детей и стараюсь не оставаться равнодушной к вопросам развития речи.
Поэтому на уроках русского языка и литературы стараюсь не только научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, но и стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество.
С самых первых шагов своей педагогической деятельности нахожусь в постоянном творческом поиске - поиске продуктивных форм обучения школьников, решая тем самым сложную задачу: как вместить в память учащихся необходимый объём знаний по предмету и при этом не отвратить их от самого желания учиться; как сделать ученика активным субъектом познания, сохранив здоровье, силы и желание получить знания. Именно поэтому я постоянно совершенствую свои умения, изучаю опыт педагогов-новаторов, а затем применяю в работе. Это - проектные методы обучения, дебаты как форма формирования критического мышления учащихся, методы ведения исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Все эти формы работы учат поиску информации в условиях современного образования и информационного пространства, умению работать с дополнительным материалом и Интернетом.
Реализуя основные задачи образования, активно использую информационно-коммуникативные технологии. Разрабатываю собственные презентации к урокам и учу детей создавать свои проекты. Например, проектные работы, выполненные учащимися в рамках элективных курсов «Земля, на которой я живу», «Моя родословная». Обобщение опыта провожу на заседаниях школьных и районных методических объединений, открытых уроках для учителей школы и района.
Большую работу веду с детьми, проявляющими интерес к языку и литературе. В течение многих лет учащиеся посещают элективные курсы и факультативы «Выразительное чтение и рассказывание», «Теория и практика сочинений разных жанров», «Основы журналистики», «Обучение рецензированию». Веду с заинтересованными учащимися индивидуальные занятия по русскому языку и литературе, использую богатый иллюстративный материал сети Интернет, учебно-методические комплекты.
Мои ученики показывают хорошие результаты на олимпиадах. Также всегда принимают активное участие в районных и республиканских конкурсах и занимают призовые места. В рамках элективного курса «Основы журналистики» моя ученица Старцева Олеся стала победительницей в региональном конкурсе «Одарённые дети», в номинации «Юные журналисты».
Стараюсь развить творческую инициативу учащихся, при моём совете и помощи появились первые статьи у учащихся Кудашевой Е., Шевяхова С. и др. На элективном курсе «Основы журналистики» выпускаем общешкольные стенгазеты на злобу дня. В течение нескольких лет привлекаю учащихся к участию в игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Кириллице».
В течение всей своей педагогической деятельности руководила работой драматического кружка. За это время дети показали множество постановок по мотивам народных сказок, произведений русских писателей для учащихся школы и жителей села, выступали на районных конкурсах народного творчества, фестивалях «Мастер-хит» в номинации СТЭМ, «Пластилиновая ворона» в номинации «Оригинальный жанр», на республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!», в конкурсе «Живая классика»
Я истинный патриот своего села. Веду работу по формированию у учащихся патриотического самосознания, осознанной любви к отечеству, интереса к прошлому и настоящему малой родины. С этой целью разработала рабочие программы курсов по выбору, таким как «Земля, на которой я живу», «Топонимика – язык земли», «Моя родословная». Результатом этих курсов является участие наиболее заинтересованных учащихся в районных и республиканских краеведческих олимпиадах и творческих конкурсах.
Вместе с учащимися вела поисковую работу в школьном краеведческом музее, организую встречи с участниками военных действий. Создана экскурсоводческая группа из учащихся школы, подготовлены материалы для работы с гостями музея.
Эффективными средствами развития творческих способностей на уроке и во внеурочной деятельности являются:
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
- проблемное обучение;
- дифференцированный подход ;
- использование ИКТ;
- игровая деятельность;
- работа в парах;
- поисковая деятельность;
- проектная деятельность.
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в средних и старших классах общеобразовательной школы даёт положительные результаты. Средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается, учащиеся успешно сдают ЕГЭ и ОГЭ.
Таким образом, широко используя различные приёмы и методы развития творческой деятельности учащихся и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. Как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ученики пишут хорошие сочинения, мини-сочинения, изложения с творческим заданием, заметки, рефераты. Критерием успешной работы являются участие и призовые места детей на районных олимпиадах и творческих конкурсах.
object(ArrayObject)#865 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}