Доклад на родительском собрании "Поощрение и наказание ребенка."
Доклад на родительском собрании "Поощрение и наказание ребенка."
В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:
Нужно ли наказывать детей?
Когда и как это делать?
Можно ли испортить ребенка похвалой?
За что можно хвалить ребенка?
Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на родительском собрании "Поощрение и наказание ребенка."»
Доклад на родительском собрании по теме :
«Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
Цели:
1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;
2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы;
Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на родительском собрании, тема которого «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»
Начать собрание мне бы хотелось стихотворением
Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если все мне показать, Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям, и словам. Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.
В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.
Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы:
Нужно ли наказывать детей?
Когда и как это делать?
Можно ли испортить ребенка похвалой?
За что можно хвалить ребенка?
Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.
Наказание, как и любое явление оно имеет положительные и отрицательные стороны. Наказание – это очень сильное средство воздействие на ребенка. Оно не несет вреда, если ребенок чувствует, что наказание относится не к его личности, а только к его поступку.
Несправедливое наказание озлобляет. Если ребенку говорить, что он плохой, то он и будет таким. Исследования показали, что 31 % родителей убеждены, что порка – лучшее средство поддержания дисциплины, 59% используют моральные формы воздействия. Больше всего наказывают детей в возрасте 10-11 лет. В 74 % семей детей наказывают физически; 21% родителей находят другие способы наказания; и только 5% - предпочитают не наказывать детей вообще
Конечно, воспитывать ребенка — нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети — не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий
1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).
Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
2. Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
6. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
Чем же заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, какая толь может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратки.
Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему хочется.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, когда поступок повторится.
Наградами. В конце концов они более эффективны, чем наказания.
Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности. Таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности, т. д.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.
Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)
Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу?
Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, нелюбознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.
И в заключение, хотелось сказать, что главное в воспитании - это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.
Ребёнок, окружённый разумной родительской любовью, растёт чаще всего дружелюбным, приветливым по отношению ко всему окружающему миру.
Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика — родителям».