kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детские объединения как фактор становления активной гражданской позиции у подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль детских объединений в образовательной и внеурочной деятельности. Становление гражданской позиции через работу в детском коллективе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детские объединения как фактор становления активной гражданской позиции у подростков»


«Детские объединения, как фактор становления активной гражданской позиции подростков».


Булыгина Наталья Алексеевна,

учитель истории и обществознания

МАОУ гимназии № 2 г.Асино Томской области


Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающие на себе влияние социально – политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности в целях детских организаций и объединений заложена высокая нравственная составляющая.

Цель детского объединения: организация в открытом образовательном пространстве личностно – ориентированной деятельности, направленной на формирование индивидуальной траектории развития ребенка при последовательном освоении опыта сотрудничества детей и взрослых в творческой работе и расширении возможности применения полученных навыков и знаний.

Для реализации поставленной цели детской организации необходимо решить следующие задачи:

1.Развитие условий для формирования гражданско-патриотических чувств воспитанников, чувства сопричастности к судьбе Отечества.

2.Развитие эмоционально – личностных ориентиров деятельности, обеспечивающих не только «вхождение в культуру», но и ценностное самоопределение.


Детское движение – явление широкое. В него входит вся совокупность форм активности детей, в том числе и антисоциальной направленности.

Термин «детская общественная организация» более однозначен. Им определяют такое общественное объединение детей, которое имеет четкую структуру. Общие нормы жизни, свои нормативные документы (устав, программу, положения), единую для всех своих «подразделений» систему членства, самоуправления.

Помимо детских общественных в школе и вокруг нее существуют другие детские сообщества: дружеские компании и учебные объединения. Созданные как формы внеклассной работы, а, кроме того, молодежные тусовки, антисоциальные группировки, деструктивные секты. Причем некоторые из них будут похожи на детские общественные объединения. Однако между ними нельзя ставить знак равенства. Детские общественные объединения отличаются рядом конкретных характеристик:

  1. Безусловная добровольность членства.

  2. Общественная (направленная на удовлетворение общественных интересов, радость и пользу людям) и личностная (направленная на удовлетворение потребностей личности) ориентация объединения.

  3. Весомый уровень развития реальных самодеятельных начал (члены организации сами определяют, как им жить и чем заниматься; сами организуют свою жизнь от постановки задач до подведения итогов и определения перспектив деятельности).

  4. Возможность самостоятельно (без вмешательства и навязывания) определить и реализовать принципы своей жизнедеятельности, содержания и формы своей деятельности.

  5. Гуманистический (уважительный, внимательный по отношению к человеку) стиль отношений в объединении.

  6. Развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни, что создает неповторимый облик объединения.

  7. При этом детские общественные объединения непременно должны быть подвержены педагогическому воздействию, умному, корректному, заинтересованному.


Анализ практики показывает, что деятельность детского общественного объединения может стать позитивным фактором влияния на развитие гражданских качеств подростка при наличии определенных условий:

в–первых, если содержание деятельности разнообразно и предоставляет подростку возможность испытать себя, проверить свои способности в среде своих сверстников;

во–вторых, если участие в деятельности добровольно и связано с возможностью личного или коллективного успеха;

в–третьих, если нормы коллективной жизнедеятельности связаны с творчеством и интересами самих подростков.

В связи с этим, важна поддержка программ детских общественных объединений со стороны органов управления образованием, комитетов и отделов по молодежной политике.

Необходимость взаимодействия системы образования и детских общественных объединений на принципиально иных основаниях обусловлена целым рядом причин и обстоятельств.

Первое из них связано с тем, что активно реализуемая федеральная программа воспитания стала объективной реальностью сегодняшнего дня. В центре внимания программы - личность ребенка. Цель программы - создание условий для раскрытия всех имеющихся или пока нереализованных потенциальных возможностей детей и подростков в системе основного и дополнительного образования. Обратившись к уставным документам детских общественных объединений можно увидеть сходные цели и аналогичные подходы. Таким образом, объединение усилий системы образования, детских общественных объединений, иных заинтересованных социальных институтов может значительно содействовать эффективности их взаимовлияния на развитие гражданских качеств подростков.

Второе обстоятельство продиктовано обеспокоенностью семьи, родителей, старшего поколения тем, что отсутствие или формальный подход к деятельности детских общественных объединений значительно обеднил за прошедшее десятилетие воспитательную практику школы и учреждений дополнительного образования.

Третье обстоятельство связано с проблемой кадров вожатых, руководителей детских общественных объединений. Детское движение-явление социальное, развивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических и экономических изменений общества. Сегодня необходимо вести речь о профессионально-педагогическом обеспечении системы подготовки кадров детского движения, которое может представлять собой: психолого-педагогическое сопровождение самостоятельных групп детей и подростков (на первом этапе создание детского общественного объединения), индивидуальное и групповое консультирование, связанное с преодолением трудностей социально-педагогической деятельности вожатого, предоставление необходимой и объективной информации организаторам детского движения.

Вряд ли заявленный подход осуществим без взаимопонимания руководителей органов управления образования и лидеров детских общественных организаций, т.к. изначально позиция взрослых в детском движении выступает стабилизирующим фактором, влияющим на качество содержания детских общественных объединений, несущих в себе воспитательный эффект.

Открытость программ деятельности детских общественных объединений, готовность к диалогу учащихся и педагогов, позитивное общественное мнение по отношению к предлагаемым самими детьми и подростками социальными проектами – вот слагаемые успеха условий, в которых гражданские качества детей и подростков будут востребованы и реализованы.

Реализовать себя в деятельности детской общественной организации ребенок сможет только в том случае, когда цели этой организации реальны и выполнимы, когда на нее не возложены функции других социальных институтов.

Цели детской общественной организации можно сформулировать как создание условий для социального становления и самореализации ребенка, что самими детьми формулируется как перспектива интересной жизни.

Цель деятельности детской общественной организации можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой – как сугубо социализирующую цель, которую решают взрослые.

Рассматривая цель деятельности, можно выделить ее главные составляющие, соответствующие основным социальным функциям человека в жизни и создающие возможности ее самореализации. Речь идет о формировании у членов детских организаций готовности к цивилизованным экономическим отношениям. К политическим отношениям на основе норм демократической культуры. К отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей. Каждая из составляющих реализуется в тесной связи с другими.

Итогом реализации данной цели является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.

Функции детских общественных организаций – однородные специфические задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций. При этом функции раскрывают и развивают цель, определяемую участниками объединения: взрослыми и детьми.

Изменения, происходящие в обществе, существенно повлияли, прежде всего, на первую группу функций. Эти изменения и обусловили признание целевых функций детских организаций как приоритетных в процессе самореализации ребенка, под которой мы понимаем осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях.

Задачей детских сообществ разной целевой направленности является формирование позитивного социального опыта растущей личности. Из всех социальных институтов, как показывает мировой и отечественный опыт, именно детские и молодежные объединения справляются с задачей наиболее эффективно.

Все это доказывает актуальность выработки новых подходов, определения принципиальных направлений деятельности детских общественных объединений, позволяющих строить взаимоотношения между государством и общественными объединениями по-новому, содействуя развитию детских общественных формирований, выполняющих важнейшие социально-педагогические функции, обеспечивающие дальнейшее развитие общества. Современность проблематики детских объединений проявляется в социальном, психологическом и педагогическом аспектах.

Воспитание ребенка осуществляется объединением как коллективным субъектом. При этом детское объединение занимает посредническую позицию между миром детства и миром взрослых, создает условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединений детей определяет возможность естественного и гармоничного сочетания социальных нужд ребенка с гуманными интересами общества.

Благодаря самоуправлению детская общественная организация способствует становлению демократической культуры, формирует навыки игрового общения и деятельности, способствует развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина своей страны, чувства сопричастности ко всему происходящему вокруг.

Позитивному вхождению растущих граждан России в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детских общественных объединений, предоставляющая право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.

Взрослые, являясь членами детских общественных организаций и объединений, приносят в содержание деятельности детей воспитательный смысл. Участвуя, как партнеры в совместной деятельности, они помогают ребятам в приобретении и осмыслении социального опыта в выработке адекватных способов взаимодействия с миром, в становлении системы мировоззрения и отбора ценностных ориентаций.

Дети и взрослые находятся в диалоге друг с другом, вступают в диалог с социальной системой и оказываются во внутреннем диалоге сами с собой, беря на себя ответственность за общее дело.

Социальный потенциал детских организаций не востребован современным обществом в полном объеме. В то же время лидеры детских объединений, социальные педагоги, внешкольники, педагоги школ заинтересованы в развитии и многовариантности предлагаемой их внешкольниками деятельности. Уровень разрабатываемых программ постоянно растет.

Организуемый Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ конкурс вариативных программ региональных общественных организаций формирует своеобразный федеральный банк программ. Такие программы СПО-ФДО, как «Свой голос», «Алые паруса», « Детский орден милосердия», «Золотая игла», «Школа демократической культуры», « Игра-дело серьезное» неоднократно становились лауреатами этого конкурса и им присуждались государственные гранты- свидетельства их высокой профессиональной точности в решении заявленных проблем.

Что представляет собой современное детское общественное движение. Спектр существующих детских общественных объединений значителен.

Первая группа объединений печется главным образом об удовлетворении интересов и потребностей детей, тут не только передают знания и умения, но еще включают подростков в общественную жизнь, давая им возможность реализовать свои знания и умения. К этой группе можно было бы отнести детские общественные формирования и клубы, кружки и т.п., но они отличаются наличием элементов общественно значимой деятельности и черт детской самодеятельности: взрослые сознательно привлекают ребят к решению проблем коллектива.

Вторая группа объединений предлагает ребятам конкретные виды важной для людей, для общества деятельности (делается упор на один ее вид, профиль) и через них включает подростков в социальную практику. Здесь мы имеем дело с профильными детскими объединениями, имеющими выраженную общественную направленность деятельности и черты самодеятельности.

Третья группа объединений строит свою жизнедеятельность на некой многопрофильной общественно и личностно ориентированной работе. Сюда можно отнести некоторые религиозные, национальные, националистические, политизированные детские общественные объединения, скаутские, коммунарские и пионерские организации, а также отдельные организации пионерского, скаутского и коммунарского типов.

Что может дать ребенку с одной стороны, обществу-с другой организованное и обеспеченное поддержкой детское общественное движение?

  1. Детское общественное движение поможет включить ребят в общественную жизнь, разнообразную социальную деятельность, а значит, может служить средством становления личности подростка.

  2. В детском объединении проще организовать передачу некоторых специфических знаний, которые трудно формируются и передаются в школе.

  3. Детское общественное формирование помогает целенаправленно вводить детей в общественную жизнь, и не просто вводить, но и адаптировать их к сегодняшней жизни.

  4. Детское общественное объединение часто служит важной формой защиты прав, достоинства, интересов ребят, защиты, в том числе от негативного влияния социальных явлений.

  5. Кроме того, организованное детское общественное движение самодеятельного характера, гуманистической и патриотической направленности может способствовать появлению в обществе, во-первых, критически мыслящей, во-вторых, активной, в-третьих, инициативной и творческой молодежи, имеющей к тому же своего рода «социальный иммунитет» ко многим явлениям современного социализма. Речь идет о молодых гражданах с мотивацией, ориентированной не только на удовлетворение собственных потребностей, но и на труд, на благо своей страны, т.е. со сформированными качествами гражданина. Движение может способствовать получению молодыми людьми позитивного опыта общения с людьми, взаимодействия с окружающим миром, опыта самоутверждения без насилия и иных негативных моментов. Наконец, оно способствует появлению в обществе отрядов молодой интеллигенции в истинном смысле этого слова.



Список используемой литературы:

  1. Байбородова Л.В., Драчук Т.Ф., Рожков М.И. «Детское самоуправление в ООЦ «Дружба». Ярославль, ЯГПУ, 1998.

  2. Горохова Е.В. «Хочу быть лидером!» Нижний Новгород 2000.

  3. Жуков В.В., Холодок А.Г. «Что может самоуправление». Кишинев 1998.

  4. Кабуш В.Т. «Ученические самоуправление: теория и практика». Минск 1997.

  5. Лутошкина А.Н. «Как вест за собой» М-1981.

  6. Семья Г.В., Боброва Г.В., Абидонов Ш.И. «Как создать общественное объединение учащейся молодежи». М.,ТОО «Симс», 1998.

  7. Скробогатова В.И., Соколов А.В. «Организация деятельности общественного объединения в школе». М.., РСМ, 1999.

  8. Иванов И.В. « энциклопедия КТД». М. 1987.

  9. Сборник « Социальная активность старшеклассников. Проблемы. Опыт. Перспективы». Н.Новгород, НОЦУЭОД и М, 1999.

  10. Материалы семинаров Российского Союза Молодежи.

  11. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск 2003.

  12. Журналы « Воспитание школьников» №1 2003, №1 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Детские объединения как фактор становления активной гражданской позиции у подростков

Автор: Булыгина Наталья Алексеевна

Дата: 01.09.2016

Номер свидетельства: 341916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "«Мюзикл как одна из форм работы по повышению гражданской активности сельского населения» "
    ["seo_title"] => string(97) "miuzikl-kak-odna-iz-form-raboty-po-povyshieniiu-ghrazhdanskoi-aktivnosti-siel-skogho-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "182183"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425475436"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа по гражданско-патриотическому воспитанию  школьной  детской общественной организации "
    ["seo_title"] => string(107) "proghramma-po-ghrazhdansko-patriotichieskomu-vospitaniiu-shkol-noi-dietskoi-obshchiestviennoi-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "133397"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416502411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства