Социальный проект
Сведения об авторе: Бабайкин Анатолий Алексеевич, учащийся 6 класса
Название образовательной организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Сысоевская средняя общеобразовательная школа им. С.Р. Суворова" |
Контактный телефон | 8(83634)9-57-83 |
Адрес электронной почты | [email protected] |
Место нахождения образовательной организации | 425502 Республика Марий Эл Мари-Турекский район д.Сысоево ул.Центральная усадьба д.10 |
Консультант: учитель русского языка и литературы Окунева Ирина Михайловна
Содержание:
Введение……………………………………………………………….4 стр.
I часть. Актуализация и важность данной проблемы…………...5 – 7 стр.
II часть. Сбор и анализ разноплановой информации по данной проблеме 8– 10 стр.
III часть. Программа действий, которые предполагаются осуществить в ходе разработки проекта ……………………………………………11 стр.
IV часть. Осуществление деятельности по реализации данного проекта
12-13 стр.
Заключение ………………………………………………………14 - 15 стр.
Литература и использованные цифровые ресурсы сети интернет -16 стр.
Введение
Разбросаны неведомой рукой
По всей России нашей деревушки.
Размеренность царят в них и покой,
Забыли настоятелей церквушки.
Избенки покосившиеся в ряд
Оконцами на мир взирают грешный,
Да старики на лавочках сидят,
О чем-то разговор ведут неспешный.
Не слышно молодежи голосов,
Не бегают давно в деревне дети.
Под скрип телеги, шорохи листов,
Паук, не торопясь, сплетает сети.
Вся молодежь уж в городе давно,
Избушек половина там пустая,
Травой по пояс заросло гумно,
Стоят деревни, тихо умирая.
В деревнях, что всегда кормили Русь,
Европу баловали русским разносолом,
Уж не корова редкость, даже гусь,
Среди лачужек с ветхим частоколом.
Россия-мать деревню не забыла,
Нельзя забыть сынов иль дочерей.
В земле родимой у Отчизны сила,
Страна моя, из лучших матерей.
А.Е.Гаврюшкин
I часть. Актуализация и важность данной проблемы
Отчизна, родная сторонушка как красиво звучат эти слова, вызывая в памяти у людей свою деревеньку, свой родной берег речушки, куда ты бегал на рыбалку.
Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина, Савакский край, особо дорог нам.
Как интересно слушать рассказы наших родителей, бабушек и дедушек о славном прошлом нашего края, о знаменитых земляках, оставивших яркий след в истории нашей Родины. Родной край становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
Взрослые люди нас часто спрашивают: «В каком классе ты учишься? Сколько вас в классе?» И очень удивляются, когда слышат ответ. По их воспоминаниям, в нашей школе, которой в этом году исполняется 50 лет, раньше были несколько параллелей, в каждом из которых было больше 20 учащихся.
Нам стало интересно, почему же наша школа стала такой малочисленной, ведь в ней сейчас чуть больше ста человек. Причина оказалась проста: жители наших окрестных деревень разъехались из своих родных гнёзд.
Актуальность нашего проекта состоит в том, что мы, юное поколение деревенских жителей, становимся свидетелями того, что наши деревни стареют, зарастая крапивой и сорняком. Больше половины домов в деревнях уже нежилые. В основном в деревнях наших живут старики. И лишь летом приезжают их внуки, и становится веселее. Наш Савакский край – один из самых красивых мест нашей Республики и, несмотря на это жители покидают его, обрекая деревни на опустошение и полное исчезновение. Поэтому мы хотим найти возможности возрождения нашего края.
Цель проекта – определить будущее деревень Савакского края
Задачи проекта:
Определить проблемы малых деревень нашего края,
Найти и изучить материал об уже исчезнувших деревнях Савакского края и Мари-Турекского района
Узнать мнение учащихся нашей школы о данной проблеме
Определить возможности развития села
Развить интерес и уважительное отношение к истории и культуры своей местности
Воспитание любви к родному краю.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года – июнь 2017 года.
Рабочий план-график реализации проекта:
Этапы | Название и содержание деятельности | Сроки |
-
| Определение темы и актуальности проекта. | Октябрь |
-
| Выдвижение гипотезы проекта | Ноябрь |
-
| Знакомство с малочисленными деревнями и сбор материалов об исчезнувших деревнях нашего поселения | Декабрь |
-
| Исследовательская работа по подсчёту количества жителей на протяжении 10 лет (с 2007 по 2016) лет | Январь |
-
| Проведение социологического опроса и анкетирования среди учащихся Сысоевской школы. | Февраль |
-
| Анализ материала, подведение итогов исследования и выступление с ним на Муниципальной НПК «Шаг в будущее» | Март |
-
| Визит к гендиректору агрофирмы «Акпарс» с целью знакомства с хозяйством и определения планов развития АПК в нашем селе | Апрель |
-
| Завершение работы. Подведение итогов. | Май - Июнь |
Структура работы. Работа состоит из введения, 4 частей, заключения, приложений.
II часть. Сбор и анализ разноплановой информации по данной проблеме.
В ходе сбор информации были проведены различные методы исследования :
подбор и поиск необходимого материала;
социологический опрос и анкетирование;
анализ материала; подведение результатов.
Гипотеза исследования:
Каждый день в России умирают две деревни.
За минувшие годы с карты страны полностью исчезли 290 городов и 11 тыс. сел. 13 тыс. российских деревень остались без жителей.
Каждый день мы теряем по 2 деревни, а за год - небольшую область.
Похоже, что страна находится на пороге гуманитарной катастрофы. (приложение 1)
Так насколько меньше стало наших деревенских жителей за последние 10 лет? С таким вопросом мы обратились в нашу Косолаповскую администрацию к Октябрине Александровне Бирюковой. (приложение 2)
Результаты таковы:
Если в 2007 году на территории нашего поселения проживало 3636 человек, то через 5 лет, в 2012 году стало 3356 человек, на данный момент есть 3209 жителя(приложение 3).
Нас заинтересовало, сколько же жителей проживает в нашем Савакском крае, куда входят 14 деревень. По сведениям администрации можно подсчитать, что зарегистрированных у нас в 2007 году было 1549 человек, в 2012 году –1359, а на начало 2017 года числятся 1340 человек. То есть за 10 лет жителей стало на 200 человек меньше.
С помощью учащихся нашей школы мы провели подсчёт жителей, распределяя их по категориям.(приложение 4)
Результаты таковы:
Дошкольников - 67
Школьников - 110
Учащихся техникумов, колледжей, студентов - 48
Работающих в ООО «Акпарс» - 59 человек
Работающих за пределами Марий Эл – 123 человека
Пенсионеров – 273 человека
Всего – 985 человек
Получается, что данные администрации указывают на количество зарегистрированных жителей, а на самом деле постоянно проживающих жителей деревни меньше почти на 300 человек (приложение 5).
Так в Сысоево на данный момент числится 553 жителей,а по нашим подсчётам только 349 человек.( приложение 6)
Хотя 10 лет назад жителей числилось 633, а в 2012 году - 568. Значит, число жителей уверенно снижается.Результаты подсчётов по другим деревням говорят об этом же.(приложение 7)
Мы сравнили, количество учащихся нашей школы в 2007, 2012 и 2017 годах.
(приложение 8)
Получилось, что за 10 лет количество учащихся снизилось на 65 детей.Кроме того по нашим подсчётам можно сделать вывод о том, что дошкольников гораздо меньше, чем школьников. Значит, через несколько лет учеников нашей школы станет ещё меньше.
Кроме того из этих данных можно сделать вывод о том, что дошкольников гораздо меньше, чем школьников. Значит, через несколько лет учеников нашей школы станет ещё меньше.
Таким образом через несколько лет наша деревня может стать бесперспективной, а бесперспективные деревни гораздо быстрее исчезают. С территории нашего поселения уже исчезли несколько деревень: (приложение 9)
Осиротела деревня. На ее месте остались лишь старые, умирающие деревья. Такова печальная судьба исчезнувших деревень.
Я не хочу такой судьбы моей родной деревне – Большая Вочерма. Ведь совсем скоро мы закончим школу, получим образование. Нам нужно будет искать свою судьбу. Как встретит нас родной край? Сможем ли мы связать свою жизнь с деревней? Я верю, что судьба нашей деревни – в наших руках!
III часть. Программа действий, которые предполагаются осуществить в ходе разработки проекта
Среди учащихся 5-11 классов (в опросе участвовали 56 учеников) мы провели анкетирование, предложив несколько вопросов: (приложение 10)
Какие условия дали бы вам возможность жить и работать в деревне?
Прежде всего, были названы рабочие места: богатый автомобильный и тракторный парк, производство мебели, овощеперерабатывающийи мясоперерабатывающий цеха.
Было отмечено, что в селе есть необходимость в культурно-спортивном центре, где будет кинозал, зал для спортивных игр, столы для настольных игр, а также установки игровых площадок для малышей.
Для близлежащих деревень очень важным считаем асфальтированные дороги и обеспеченность газом всех деревень.
Конечно, мы понимаем, что некоторые наши желания неосуществимы. Но если молодые люди не станут приезжать в деревни, жить и работать на родной земле, то возможно, что нам через 10 лет некуда будет возвращаться. А для того, чтобы этого не случилось, мы должны развивать сельскохозяйственное производство, которое даст возможность трудоустроить специалистов в данной области.
IV часть. Осуществление деятельности по реализации данного проекта.
В ходе работы над проектом мы побывали в Косолаповской сельской администрации и так же встретились с генеральным директором АПК «Акпарс», который, по словам Гадила Ахатова, является градообразующим, так как работой в хозяйстве обеспечены 150 сельских жителей, а в сезон и того больше. «Все они местные – косолаповские и сысоевские», - с гордостью отметил гендиректор АПК.
Агрофирма «Акпарс» образована в 2006 году. Купив обанкротившееся хозяйство, руководство занялось реконструкцией и модернизацией животноводческих помещений, 80 голов дойного стада за это время увеличено до 500.
В данный момент предприятие получает господдержку в рамках федеральной программы развития АПК
Сейчас на Арып-Мурзинской молочной ферме 744 головы крупно-рогатого скота, из них 272 – дойное стадо. Всего в хозяйстве 1200 голов.
Сельхозпредприятие является племенным репродуктором по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы.
Среднесуточные привесы на выращивании здесь составляют 722 гр. – это самый высокий показатель среди сельхозпредприятий Мари-Турекского района. Сохранность поголовья – 100 процентов.
Помимо животноводства, в хозяйстве занимаются и растениеводством, обрабатываются 13,5 тыс га пашни. Общая посевная площадь составляет 12902 га, это почти треть посевных площадей всего Мари-Турекского района. Планируется существенно обновить машинно-тракторный парк. Важно не просто вырастить и собрать урожай, но и обеспечить животных сбалансированными кормами.
При всем этом предприятие является прибыльным: по итогам работы за 2016 год здесь произведено продукции почти на 1 миллион рублей на одного работника.
Предприятие выполняет важную социальную функцию: помогает детским садам и школам, являясь для них основным поставщиком мяса. По «опекой» хозяйства находятся 2 средние школы и 2 детских сада.
Совсем недавно побывал в хозяйстве руководитель Марий Эл Александр Евстифеев (приложение 11). Он отметил, что «власти района и республики намерены задействовать максимум возможностей в поддержке агропромышленного комплекса. Развитие молочного животноводства – один из приоритетов государственной политики».
Глава республики поручил Минсельхозу при необходимости оказать поддержку по оформлению заявки на получение кредита и господдержки. Средства агрофирме понадобятся уже вскоре: в планах руководства – построить новые помещения фермы и на треть увеличить поголовье дойного стада. А значит, появятся новые рабочие места для местных жителей. Я надеюсь, что мой край ещё будет процветать, а имена моих земляков зазвучат не только в районе, но и в республике. А этому в значительной мере поспособствует работа, проведенная нами среди учащихся нашей школы и жителей наших деревень.
Заключение
Родные просторы
Широких полей,
Как много вы значите
В жизни моей!
Прямые посадки
Из стройных берез,
Вы много навеяли
Радостных грез.
Крутые овраги,
Шиповника куст...
Я с детства здесь помню
Всё-всё наизусть.
Я помню: здесь утром
Густая роса.
Здесь очень большие
Всегда небеса.
Здесь речка петляет
Между берегов.
А в речке был раньше
Хороший улов.
Тропинка петляет
В траве у кустов.
...И мне не хватает
Признательных слов,
Чтоб каждой травинке
Спасибо сказать,
Что так удалось им
Меня воспитать.
Литература:
Бушков Р.А. Турекская сторона. Казань, ЦОН АБАК,2000.
Соловьев B.C. Край утренней зари / Марийский архивный ежегодник.2003. С.81-119.
Фотографии из личного архива Соловьёва Максима.
Использованные цифровые ресурсы сети интернет:
http://www.stihi.ru/2005/07/25-112 (стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина «Разбросаны неведомой рукой»)
https://newsland.com/user/4296648008/content/za-20-let-v-rossii-ischezli-23-tysiachi-sel-i-gorodov/4050768 (выступление Сергея Юрпалова
https://regnum.ru/news/economy/2300824.html (власти Марий Эл помогут агрокомплексу получить средства господдержки)
Фотографии из социальной сети «Одноклассники»