Просмотр содержимого документа
«Борьба с коррупцией - дело каждого.»
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – ДЕЛО КАЖДОГО
Коррупция — серьезная угроза безопасности страны. Она наносит обществу большой вред, посягает на основы государственной власти, снижает эффективность деятельности государственных и муниципальных органов и подрывает их авторитет, затрудняет экономическое развитие страны в целом. Разрушая демократические институты и ценности, понятия о справедливости и общественном долге, коррупция наносит ущерб устойчивому развитию государства и правопорядку. Коррупция деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц. Будучи одним из опаснейших для граждан, общества и государства явлений, коррупция имеет глубокие исторические и психологические корни. К сожалению, в сознании многих людей она стала обычным явлением, с которым бесполезно бороться, а результативность каких-либо мер по противодействию коррупции зачастую оценивается гражданами крайне низко. Причин возникновения коррупции много. В их числе — несовершенство законодательства, наличие большого количества подзаконных актов, сложных для понимания, низкая правовая культура граждан, а также их пассивность, обусловленная недоверием к системе противодействия коррупции, отсутствие мотивации к следованию закона.
Несомненно, построение демократического государства, основанного на принципе верховенства закона, в котором обеспечивается соблюдение фундаментальных прав и свобод личности, немыслимо без целенаправленных усилий по борьбе с коррупционными правонарушениями. Системная работа по противодействию коррупции в любых ее формах, равно как и совершенствование правовых механизмов — приоритетная задача органов власти всех уровней. Основой этой деятельности является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нем определены три основных направления: предупреждение коррупции, борьба с ней и минимизация или ликвидация последствий коррупционных правонарушений. На законодательном уровне определены роль и место органов власти, задействованных в борьбе с коррупцией. Но реализуемые государством антикоррупционные меры могут быть успешны только при условии активной вовлеченности в этот процесс институтов гражданского общества и каждого гражданина в отдельности. Каждый из нас может и обязан жить и работать, руководствуясь законом — и таким образом внести свой вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Гражданину необходимо четко знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, не допускать использования коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни Первостепенную важность в противодействии коррупции имеет повышение правовой культуры и правосознания граждан — только при этом условии государственная антикоррупционная политика может быть успешной. Брошюра, которую вы держите в руках, подготовлена коллективом работников Министерства юстиции Российской Федерации и федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации». Надеемся, что она будет полезна для вас в качестве практического пособия, поможет защититься от проявлений коррупции, не преступать закон самому, а также будет способствовать снижению уровня коррупционных правонарушений в различных сферах.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Коррупция, одной из основных составляющих которой является взяточничество, осуждается во всем мире, но существует, увы, с незапамятных времен. Мздоимство упоминается в русских летописях еще в XIII веке, и первый законодательный запрет совершения, пользуясь современной терминологией, коррупционных действий на Руси принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный впервые в нашей истории ввел смертную казнь в качестве наказания за «чрезмерность» во взятках. На законодательном уровне осуждало взяточничество и Соборное уложение 1649 года, предусматривавшее самые разные наказания: денежное взыскание, запрет на должность, битье кнутом или батогами, казнь либо отсечение руки. До XVIII века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть, при отсутствии оклада за исправление должности, разрешению на подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой» — мясом, рыбой, пирогами и пр., что было делом обыкновенным. Великий князь Иван III Царь Иван IV Грозный 7 В царствование Петра I было осознано, что коррупция является злом для государства, подрывает бюджет страны и разлагает общество. Петр I пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией. С 1715 года чиновникам назначали фиксированную зарплату, а получение взятки в любом виде уже признавалось преступлением. Петр I начал вести активную борьбу против коррупции, и законодательство в этот период стало относить к субъектам коррупции помимо должностных лиц посредников, пособников, подстрекателей и недоносителей. За взяточничество нещадно били батогами, клеймили, ссылали. Особо злостных казнокрадов показательно казнили. Сообщениями «о похищении казны» первоначально занималась тайная канцелярия во главе с графом П.А. Толстым. И работала она на совесть. Но были и такие дворяне и чиновники, которые к проблеме мздоимства относились гораздо терпимее. По рассказам современников, однажды в Сенате Петр пригрозил издать указ, по которому всякий, кто украдет у казны сумму, на которую можно купить веревку, будет повешен. Генерал-прокурор Ягужинский на это заметил: «Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем — с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой». Император Петр I Петр Андреевич Толстой Петром I были введены в действие указы «О воспрещении взяток и посулов», «О наказании за взятки и лихоимство», «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский 8 Серьезно взялась за взяточников Екатерина II, в отличие от своих предшественников не ограничиваясь нравоучениями и показательной расправой над взяточником. Судьям и канцелярским служащим было назначено жалованье, позволяющее существовать вполне безбедно. Годовой оклад служащего средней руки в 1763 году составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100—150 рублей в центральных и высших учреждениях. При таких зарплатах императрица имела все основания требовать от чиновников честности и неподкупности. В 1881 году Александр III учредил комитет для выработки проекта Уголовного уложения. Было принято специальное решение, запрещавшее совмещение государственных должностей с должностями в акционерных обществах и банках. В советский период государство тщательно контролировало практически все сферы жизни, хотя при этом имел место произвол чиновников, наделенных чрезвычайными полномочиями. В 1918 году появляется первый советский декрет о взяточничестве, предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Императрица Екатерина II Император Александр III По Уголовному кодексу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1922 года (УК РСФСР) получение взятки лицом, состоящим на государственной службе, совершенное при отягчающих обстоятельствах, влекло суровое наказание вплоть до высшей меры с конфискацией имущества. Аналогичная санкция за получение взятки предусматривалась и в УК РСФСР 1926 года. В одном из циркуляров Наркомюста 1927 года предписывалось «в течение месяца повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление 9 единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании». Взяткой стали признаваться любые подарки, совместительство в двух учреждениях, находящихся между собой в состоянии товарообменных или торговых операций, и т. п. Когда в связи с раскулачиванием взяточничество распространилось и в деревне, Пленум Верховного Суда в 1929 году определил: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки». Во второй половине XX века коррупция всё больше становится международной проблемой. Для пропаганды знаний о коррупции Генассамблеей ООН был учрежден Международный день борьбы с коррупцией — 9 декабря. В этот день в 2003 году была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений Конвенции необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Россия в числе первых стран подписала данную Конвенцию. 8 марта 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции». Начиная с 2008 года в России предпринимаются практические шаги по борьбе с коррупцией. 19 мая 2008 года Президент Российской Федерации издает Указ № 815 «О мерах по противодействию коррупции». Согласно данному указу был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. 31 июля 2008 года Президент Российской Федерации утверждает Национальный план по противодействию коррупции, который определил стратегические направления деятельности органов государственной власти в данной сфере. В декабре 2008 года принят пакет федеральных законов, положения которых направлены на обеспечение противодействия коррупции в Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 25 декабря № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В настоящее время в Российской Федерации противодействие коррупции и порождающим ее причинам остается важной государственной задачей. 10 За последние четыре года в стране приняты существенные поправки в антикоррупционное законодательство. В апреле 2012 года Россия стала 39-м государством, присоединившимся к Конвенции ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по борьбе с коррупцией, что стало серьезным шагом в работе по приведению российского антикоррупционного законодательства в соответствие международным нормам. В январе 2013 года в России вступили в силу изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязывающие организации принимать меры по предупреждению коррупции1 . Согласно отчету ОЭСР о России, опубликованному в октябре 2013 года, в стране было реализовано несколько мероприятий, направленных на выполнение требований ОЭСР. К числу этих мероприятий относится внесение поправок в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, связанных с повышением эффективности государственного управления в отношении борьбы с коррупцией. По данным рабочей группы ОЭСР по борьбе с взяточничеством, в России были успешно внесены изменения в правовую и антикоррупционную систему. Рабочая группа ОЭСР предложила 15 групп рекомендаций по дальнейшему развитию антикоррупционного законодательства в России: реализовать мероприятия, направленные на повышение уровня информированности и образованности в области коррупционных правонарушений, ввести новые нормативно-правовые процедуры в отношении взяточничества на международном уровне и др. На сегодняшний день в Российской Федерации в целом сформирована законодательная база в сфере противодействия коррупции, реализован комплекс практических правовых, экономических, организационных, политических, информационных и иных мер по противодействию коррупции. Введены и применяются антикоррупционные стандарты, включающие систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции. 1 Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008: ст. 13.3. «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции». 11 Важно понимать, что ликвидировать коррупцию при помощи одних лишь правовых норм невозможно. Уголовно-правовые меры могут привести только к некоторому сокращению коррупционных преступлений. Противодействие коррупции прежде всего должно выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.