Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".
Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".
Урок изучения государственных реформ Петра 1. Методы работы: групповая.Каждая группа, работая с материалом учебника, ищет ответы на вопросы: изменения, эффективность работы новых органов власти. Заслушав ответы учащихся, совместно сотавляется схема государственного управления в начале 18 века. Продлжается работа над умениями: анализировать, работать с источниками (Табель о рангах, Указ о престолонаследии), делать выводы.
Урок проходит в начале декабря - дополнительный материал о борьбе с коррупцией при Петре 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".»
Тема урока: РеформыПетра1иего борьба с коррупцией.
Урок провела
учитель Аюпова Гольфия Адельшаовна
Ульяновская область Новоспасский район
МБОУ СОШ№1р.п.Новоспасское
Форма урока:
Основные формы работы на уроке - фронтальная и групповая, а также учебные диалоги "ученик - ученик" и "ученик - учитель".
Задачи урока:
Это первый урок по теме «Преобразования Петра 1».Учащиеся должны показать знания, умения и навыки работы самостоятельного изучения, поиска информации.
I. Образовательные цели.
Объяснить учащимся, что:
- эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;
- значение петровских преобразований для страны огромно, они изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;
- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;
- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
II. Воспитательные цели.
Используя материал по теме:
- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;
- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.
III. Развивающие цели.
Используя материал по теме:
- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;
- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;
- расширить представления о роли и значении личности в истории.
Предварительная подготовка.
5 группе – домашнее задание: найти примеры антикоррупционной деятельности Петра 1. Петр 1 и А. Меньшиков.
2 ученика готовят презентацию по теме под руководством учителя.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление темы урока и постановка проблемного вопроса.
Учащиеся записывают тему и проблемный вопрос в тетрадь.
II. Проверка домашнего задания.
Ребята в группах получают следующее задание:
1 группа. Назвать основные причины проведения военной реформы.
2, 3 группы. Изложить основные положения военной реформы.
4 группа. Указать значение военной реформы.
5 группа. Антикоррупционная деятельность Петра 1. Мздоимство А. Меньшикова.
Учитель. Подвести итог выступлений.
2. Изучение нового материала
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с реформами государственного управления и постараемся ответить на вопрос, который записан у вас в тетрадях:
Реформы, проводимые Петром 1, были ли необходимостью на данном историческом этапе?
Чтобы правильно выстроить цепь исторических событий, а также проследить предпосылки и причины государственных реформ первой четверти 18 века, давайте вспомним:
Каким было политическое устройство России в 17 веке?
Каким образом произошло значительное укрепление царской власти при первых царях династии Романовых (Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче)? Для ответа на этот вопрос необходимо охарактеризовать деятельность Земского собора, Боярской думы и приказов в период правления этих царей.
Итак, отсюда мы можем сделать вывод, что в течение 17 века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию. Иначе можно сказать, что в России в конце 17 - нач.18 вв. укрепляются позиции абсолютизма.
Как вы понимаете, установление новой формы правления влечет за собой изменения во всех государственных сферах. Сейчас каждая группа расскажет нам об этих реформах.
1 группа
Реформа центрального управления
2 группа
Изменения в положении дворянства.
Указ о единонаследии
Табель о рангах.
3 группа
Областная реформа.
4 группа
Реформа городского управления.
5 группа
Церковная реформа.
Проанализировав ваши выступления, можно сделать вывод о том, что в России утверждалась самодержавная монархия. Какие же признаки характерны для этой формы правления?
И вот перед нами схема «Управление Россией в Петровское время», которая подтверждает правильность нашего вывода.
Но нам необходимо ответить на вопрос, который был мною задан в начале урока. Для этого подведем итог всем выступлениям и укажем значение государственных реформ для страны.
Ребята отвечают на проблемный вопрос и подтверждают мысль о том, что реформы государственного управления, проводимые Петром 1, были необходимы нашей стране в первой четверти 18 века.
3. Домашнее задание – п.15, записи в тетради.
Итог урока
Приложение 1
Реформа центрального управления.
Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию министров».
Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.
Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягужинский), которого называли «оком государевым» в Сенате.
Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.
В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.
Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.
Приложение 2
Указ о единонаследии.
23 марта 1714 года Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.
Указ ограничивал право помещика распоряжаться недвижимым имуществом (вотчинами и жившими в них крестьянами): запрещалось продавать его, а также делить между наследниками. После смерти владельца вся недвижимая собственность (вотчина) могла быть передана только одному из сыновей, причем необязательно старшему, а движимое имущество получали остальные наследники. Необходимость Указа о единонаследии была мотивирована стремлением предотвратить дробление земельных владений, и, как следствие, измельчение помещичьих хозяйств. С другой стороны, Указ устанавливал, что сыновья, не получившие недвижимого имущества, "принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами", или иной деятельностью на пользу государства.
Приложение 3
Табель о рангах.
В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канцлера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а также денежное содержание.
Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
Приложение 4
Областная реформа.
В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роли в деле управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (позже— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее — на провинции.
В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции.
Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману.
Однако для контроля за его действиями (особенно после измены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.
Приложение 5
Реформа городского управления.
С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев.
Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.
Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» (высших) и «подлых» (низших ). «Регулярные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Регулярные» пользовались особой государственной поддержкой и льготами.
Городская реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.
РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).
Приложение 6
Церковная реформа.
При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.
После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.
После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.
Действия Синода от имени высшей светской в власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.
Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.
Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.
История борьбы с коррупцией при Петре 1 в России ( материал 5 группы из статьи О. Логинова «История коррупции в России)
Неудача Петра Великого
Великий реформатор Петр I, казалось, умел добиваться, всего, что задумает. Он прорубил «окно в Европу», построил флот, побил доселе непобедимых шведов, поднял на небывалый уровень промышленность, возвел среди болот Северную Пальмиру и, наконец, европеизировал страну, заставив народ не только одеваться, но и мыслить по-новому. И только коррупцию ему одолеть не удалось.
Свояк Петра князь Б.Куракин в своих записках отмечал, что зародившееся в правление царицы Натальи Кирилловны «мздоимство великое и кража государственная, что доныне (писано в 1727 году) продолжается с умножением, а вывести сию язву трудно». Чего только Петр I не делал для искоренения этой язвы. И показывал подданным пример собственным поведением. Будучи самодержавным властителем огромной империи, он повелел назначить себе офицерское жалование, на которое и жил, порой испытывая серьезные финансовые затруднения. Когда, вследствие повторной женитьбы, жалования стало хронически не хватать на жизнь, полковник Петр Алексеевич Романов попросил Александра Меншикова, имевшего в ту пору высшее воинское звание Генералиссимуса, ходатайствовать перед Сенатом о присвоении ему, царю, звания генерала, которому полагалось более высокое жалование.
Государь-реформатор хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя – честно жили на одну зарплату. А потому в 1715 повелел платить им жалование из казны.
Но даже царскому другу Меншикову, не говоря уже о всех прочих подданных, пример государя был не указ. Бояре, дворяне, купцы и чиновники воровали и «брали на лапу» просто бессовестно. Разгул мздоимства не мог укрыться от ока Петра, и он от воспитательных мер переходил к более действенным – к наказаниям. Особо злостных казнокрадов показательно казнили. В 1721 году за взятки под самыми окнами юстиц-коллегии на Васильевском острове повесили сибирского губернатора князя Гагарина. А потом образцово-показательно его несколько раз перевешивали в разных местах Петербурга. Был примерно наказан и еще ряд высокопоставленных чиновников. Например, знаменитый фискал Нестеров, раскрывший столько чужих злоупотреблений, сам попался на мздоимстве и был казнен.
Для борьбы с казнокрадством на местах Петр I отряжал в волости своих комиссаров, но подчас и сами царские уполномоченные оказывались нечисты на руку. В 1725 году за казнокрадство и взятки были повешены комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий. Казнены они были в волостях, где занимались мздоимством.
Особо приближенных персон Петр I за злоупотребления суду не придавал, но безжалостно самолично отхаживал их палкой. Особенно доставалось царскому любимцу Алексашке Меншикову. Сначала государь пытался вразумить его словами. В 1711 году Петру I доложили, что Меншиков в Польше занимается злоупотреблениями и он отписал ему: «Зело прошу, чтобы вы такими малыми прибытками не потеряли своей славы и кредита». Меншиков сделал выводы. И не стал более «мараться» мелкими прибытками, а стал брать по-крупному. Состояние бывшего безродного бедного сержанта Преображенского полка стало одним из больших в стране. Он владел многомиллионными вкладами в зарубежных банках, только драгоценностей у него было на полтора миллиона рублей. Не случайно казнокрадство Меншикова стало притчей во языцах, а настоящим памятником его воровства стал дворец Александра Даниловича в Петербурге. С ним связана такая легенда:
Как-то покидая столицу, царь Петр поручил Меншикову, как градоначальнику, контролировать строительство здания 12-ти коллегий. А чтобы, тот исправнее выполнил поручение, посулил ему подарить в личное пользование всю землю, что останется свободной на набережной Невы после постройки. Приехавший на место, выделенное под застройку, градоначальник Меншиков вскоре понял, что щедрый царский подарок – фикция, свободного места не оставалось. И тогда он, с присущей ему смекалкой, сообразил, как и поручение выполнить, и себя не обидеть. Александр Данилович развернул чертеж, отчего длинное здание оказалось к Неве торцом. Так и начал строительство. Когда вернувшийся Петр увидел, как заложен фундамент, он в бешенстве поволок Меншикова вдоль будущего фасада и молотил его дубинкой у каждой коллегии. Но царское слово свое сдержал и землю «Алексашке» подарил.
Колачивал царь своего приближенного еще не раз, но Меншиков неизменно умел найти способ сгладить гнев государя. Однажды, когда царю в очередной раз пожаловались на бессовестные поборы со стороны Меншикове, Петр I в гневе поколотил светлейшего князя палкой. Александр Данилович крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами:
- Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!
Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!
Один из самых «громких» коррупционных скандалов в петровскую эпоху был связан с казнокрадством при подрядах в армию. В нем оказались замешаны именитые государственные вельможи: Александр Меншиков, граф Апраксин, канцлер граф Головкин, петербургский вице-губернатор Яков Корсаков, сенатор князь Григорий Волконский и сенатор Опухтин. По результатам расследования на Меншикова был наложен денежный начет в сумме 145 тысяч рублей, но штраф им так и не был внесен в казну.
Петр I пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией. Сообщениями «о похищении казны» первоначально занималась тайная канцелярия во главе во главе с графом П.А.Толстым. И работала она на совесть. Историк Карамзин писал так: «Тайная канцелярия день и ночь работала в Преображенском: пытки и казни служили средством нашего преобразования государственного». Но видимо со времен дел по казнокрадству стало так много, что их передали из тайной канцелярии в общую юстицию. Не пытки, ни казни, ни общественный позор не останавливали взяточников.
Один из иностранцев, посетивших Россию в царствование Петра, писал: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благосостояния основывать свое счастье».
Порой складывается впечатление, что царь Петр в одиночку вел бой с многоголовой гидрой коррупции и что он чуть ли не единственный, кто жил исключительно на государственное жалование. Остальные дворяне и чиновники к проблеме мздоимства относились гораздо терпимее. В этом плане весьма показательна одна известная история:
Как-то в конце жизни Петр I, выведенный из себя повальным воровством государевых людей и отчаявшийся их перевоспитать, пригрозил в Сенате вешать всякого чиновника, укравшего настолько, сколько нужно на покупку веревки. Однако главный блюститель закона генерал-прокурор Ягужинский остудил тогда праведный гнев царя знаменитой фразой: «Разве ваше величество хотите царствовать один, без слуг и без подданных. Мы все воруем, только один больше и приметнее другого».