kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения государственных реформ Петра 1. Методы работы: групповая.Каждая группа, работая с материалом учебника, ищет ответы на вопросы: изменения, эффективность работы новых органов власти. Заслушав ответы учащихся, совместно сотавляется схема государственного управления в начале 18 века. Продлжается работа над умениями: анализировать, работать с источниками (Табель о рангах, Указ о престолонаследии), делать выводы.

Урок проходит в начале декабря - дополнительный материал о борьбе с коррупцией при Петре 1.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".»

Тема урока: РеформыПетра1иего борьба с коррупцией.

Урок провела

учитель Аюпова Гольфия Адельшаовна

Ульяновская область Новоспасский район

МБОУ СОШ№1р.п.Новоспасское

Форма урока:

Основные формы работы на уроке - фронтальная и групповая, а также учебные диалоги "ученик - ученик" и "ученик - учитель".

Задачи урока:

Это первый урок по теме «Преобразования Петра 1».Учащиеся должны показать знания, умения и навыки работы самостоятельного изучения, поиска информации.

I. Образовательные цели.

Объяснить учащимся, что:

- эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития;

- значение петровских преобразований для страны огромно, они изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами;

- после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия;

- огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.

II. Воспитательные цели.

Используя материал по теме:

- способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

- сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью;

- воспитывать интерес к истории как учебному предмету.

III. Развивающие цели.

Используя материал по теме:

- развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;

- формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками;

- расширить представления о роли и значении личности в истории.

Предварительная подготовка.

5 группе – домашнее задание: найти примеры антикоррупционной деятельности Петра 1. Петр 1 и А. Меньшиков.

2 ученика готовят презентацию по теме под руководством учителя.

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Приветствие, объявление темы урока и постановка проблемного вопроса.

Учащиеся записывают тему и проблемный вопрос в тетрадь.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята в группах получают следующее задание:

1 группа. Назвать основные причины проведения военной реформы.

2, 3 группы. Изложить основные положения военной реформы.

4 группа. Указать значение военной реформы.

5 группа. Антикоррупционная деятельность Петра 1. Мздоимство А. Меньшикова.

Учитель. Подвести итог выступлений.



2. Изучение нового материала

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с реформами государственного управления и постараемся ответить на вопрос, который записан у вас в тетрадях:

Реформы, проводимые Петром 1, были ли необходимостью на данном историческом этапе?

Чтобы правильно выстроить цепь исторических событий, а также проследить предпосылки и причины государственных реформ первой четверти 18 века, давайте вспомним:

Каким было политическое устройство России в 17 веке?

Каким образом произошло значительное укрепление царской власти при первых царях династии Романовых (Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче)? Для ответа на этот вопрос необходимо охарактеризовать деятельность Земского собора, Боярской думы и приказов в период правления этих царей.

Итак, отсюда мы можем сделать вывод, что в течение 17 века усиливалась самодержавная власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию. Иначе можно сказать, что в России в конце 17 - нач.18 вв. укрепляются позиции абсолютизма.

Как вы понимаете, установление новой формы правления влечет за собой изменения во всех государственных сферах. Сейчас каждая группа расскажет нам об этих реформах.

1 группа

Реформа центрального управления



2 группа

Изменения в положении дворянства.

Указ о единонаследии

Табель о рангах.



3 группа

Областная реформа.



4 группа

Реформа городского управления.



5 группа

Церковная реформа.



Проанализировав ваши выступления, можно сделать вывод о том, что в России утверждалась самодержавная монархия. Какие же признаки характерны для этой формы правления?

И вот перед нами схема «Управление Россией в Петровское время», которая подтверждает правильность нашего вывода.

Но нам необходимо ответить на вопрос, который был мною задан в начале урока. Для этого подведем итог всем выступлениям и укажем значение государственных реформ для страны.

Ребята отвечают на проблемный вопрос и подтверждают мысль о том, что реформы государственного управления, проводимые Петром 1, были необходимы нашей стране в первой четверти 18 века.

3. Домашнее задание – п.15, записи в тетради.

Итог урока













































Приложение 1

Реформа центрального управления.

Наметившаяся еще в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.

В 1699 году Боярская дума была заменена царем Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилию ми­нистров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правитель­ствующего сената, ставшего высшим правительственным уч­реждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функция­ми, а также контролировал работу раз­ветвленного государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представлявших как родовую знать (включая бывших членов Боярской думы), так и своих выдвижен­цев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании.

Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор (П. И. Ягу­жинский), которого называли «оком го­сударевым» в Сенате.

Реформа 1718—1720 годов упразднила громоздкие и не­поворотливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11.

В отличие от приказов решения здесь принимались коллектив­но (коллегиально). Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства дея­тельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии.

Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Пре­ображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они нахо­дились в ведении самого императора.

Приложение 2

Указ о единонаследии.

23 марта 1714 года Петр подписал указ о единонаследии, согласно которому поместья дво­рян оказались приравнены к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» (дворянской) знатью. Теперь не существовало разницы между дворянским и боярским землевладением.

Указ ограничивал право помещика распоряжаться недвижимым имуществом (вотчинами и жившими в них крестьянами): запрещалось продавать его, а также делить между наследниками. После смерти владельца вся недвижимая собственность (вотчина) могла быть передана только одному из сыновей, причем необязательно старшему, а движимое имущество получали остальные наследники. Необходимость Указа о единонаследии была мотивирована стремлением предотвратить дробление земельных владений, и, как следствие, измельчение помещичьих хозяйств. С другой стороны, Указ устанавливал, что сыновья, не получившие недвижимого имущества, "принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами", или иной деятельностью на пользу государства.

Приложение 3

Табель о рангах.

В 1722 году царь принял Табель о рангах. Теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно новому закону, служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов) чиновников: в гражданской службе — от коллежского регистратора до канц­лера; в армии — от прапорщика до генерал-фельдмаршала; на флоте — от прапорщика до генерал-адмирала. Всякий получив­ший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по на­следству. За свою службу чиновники получали земли и кресть­ян, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность служебного роста любо­му служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.

Приложение 4

Областная реформа.

В 1708 году для усиления местного ап­парата власти и повышения его авторитета и роли в деле уп­равления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось): Московскую, Ингерманландскую (поз­же— Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казан­скую, Архангелогородскую, Сибирскую. Во главе их стояли гу­бернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уез­ды, а позднее — на провинции.

В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воево­дами. Губернское деление, однако, сохранилось. Но в руках гу­бернаторов остались лишь военные и судебные функции.

Особый режим местного управления существовал на Украи­не. Власть здесь принадлежала гетману.

Однако для контроля за его действиями (особенно после из­мены гетмана Мазепы) была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были за­прещены, а гетман впервые был назначен царским указом.

Приложение 5

Реформа городского управления.

С ростом городов увели­чилась и численность городского населения. К концу царствова­ния Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Слож­ным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число куп­цов и торговцев.

Посадское население было изъято из ведения воевод и пе­редано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах — выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому бы­ли подчинены местные магистраты во гла­ве с бурмистрами и ратманами, избира­емыми от городского населения. Горожа­не теперь делились на «регулярных» (выс­ших) и «подлых» (низших ). «Регуляр­ные», в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены бо­гатые купцы и лица «свободных профес­сий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй — ремесленники и торговцы. «Ре­гулярные» пользовались особой государ­ственной поддержкой и льготами.

Городская реформа не только способ­ствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.

РАТМАН - (нем. Ratmann) - в Российской империи в XVIII-XIX вв. выборный член городских магистратов, ратуш, управ благочиния (в XIX в.).

Приложение 6

Церковная реформа.

При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти.

После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр I запретил проводить новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола (т. е. выполняющим обязанности главы церкви) он назначил Стефана Яворского.

После окончания Северной войны Петр I вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царем, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви.

Действия Синода от имени высшей светской в власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царем.

Особым указом Петр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.

Эта реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

История борьбы с коррупцией при Петре 1 в России ( материал 5 группы из статьи О. Логинова «История коррупции в России)

Неудача Петра Великого

 

Великий реформатор Петр I, казалось, умел добиваться, всего, что задумает. Он прорубил «окно в Европу», построил флот, побил доселе непобедимых шведов, поднял на небывалый уровень промышленность, возвел среди болот Северную Пальмиру и, наконец, европеизировал страну, заставив народ не только одеваться, но и мыслить по-новому. И только коррупцию ему одолеть не удалось.

Свояк Петра князь Б.Куракин в своих записках отмечал, что зародившееся в правление царицы Натальи Кирилловны «мздоимство великое и кража государственная, что доныне (писано в 1727 году) продолжается с умножением, а вывести сию язву трудно». Чего только Петр I не делал для искоренения этой язвы. И показывал подданным пример собственным поведением. Будучи самодержавным властителем огромной империи, он повелел назначить себе офицерское жалование, на которое и жил, порой испытывая серьезные финансовые затруднения. Когда, вследствие повторной женитьбы, жалования стало хронически не хватать на жизнь, полковник Петр Алексеевич Романов попросил Александра Меншикова, имевшего в ту пору высшее воинское звание Генералиссимуса, ходатайствовать перед Сенатом о присвоении ему, царю, звания генерала, которому полагалось более высокое жалование.

Государь-реформатор хотел, чтобы и чиновники брали пример со своего царя – честно жили на одну зарплату. А потому в 1715 повелел платить им жалование из казны.

Но даже царскому другу Меншикову, не говоря уже о всех прочих подданных, пример государя был не указ. Бояре, дворяне, купцы и чиновники воровали и «брали на лапу» просто бессовестно. Разгул мздоимства не мог укрыться от ока Петра, и он от воспитательных мер переходил к более действенным – к наказаниям. Особо злостных казнокрадов показательно казнили. В 1721 году за взятки под самыми окнами юстиц-коллегии на Васильевском острове повесили сибирского губернатора князя Гагарина. А потом образцово-показательно его несколько раз перевешивали в разных местах Петербурга. Был примерно наказан и еще ряд высокопоставленных чиновников. Например, знаменитый фискал Нестеров, раскрывший столько чужих злоупотреблений, сам попался на мздоимстве и был казнен.

Для борьбы с казнокрадством на местах Петр I отряжал в волости своих комиссаров, но подчас и сами царские уполномоченные оказывались нечисты на руку. В 1725 году за казнокрадство и взятки были повешены комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий. Казнены они были в волостях, где занимались мздоимством.

Особо приближенных персон Петр I за злоупотребления суду не придавал, но безжалостно самолично отхаживал их палкой. Особенно доставалось царскому любимцу Алексашке Меншикову. Сначала государь пытался вразумить его словами. В 1711 году Петру I доложили, что Меншиков в Польше занимается злоупотреблениями и он отписал ему: «Зело прошу, чтобы вы такими малыми прибытками не потеряли своей славы и кредита». Меншиков сделал выводы. И не стал более «мараться» мелкими прибытками, а стал брать по-крупному. Состояние бывшего безродного бедного сержанта Преображенского полка стало одним из больших в стране. Он владел многомиллионными вкладами в зарубежных банках, только драгоценностей у него было на полтора миллиона рублей. Не случайно казнокрадство Меншикова стало притчей во языцах, а настоящим памятником его воровства стал дворец Александра Даниловича в Петербурге. С ним связана такая легенда:

Как-то покидая столицу, царь Петр поручил Меншикову, как градоначальнику, контролировать строительство здания 12-ти коллегий. А чтобы, тот исправнее выполнил поручение, посулил ему подарить в личное пользование всю землю, что останется свободной на набережной Невы после постройки. Приехавший на место, выделенное под застройку, градоначальник Меншиков вскоре понял, что щедрый царский подарок – фикция, свободного места не оставалось. И тогда он, с присущей ему смекалкой, сообразил, как и поручение выполнить, и себя не обидеть. Александр Данилович развернул чертеж, отчего длинное здание оказалось к Неве торцом. Так и начал строительство. Когда вернувшийся Петр увидел, как заложен фундамент, он в бешенстве поволок Меншикова вдоль будущего фасада и молотил его дубинкой у каждой коллегии. Но царское слово свое сдержал и землю «Алексашке» подарил.

Колачивал царь своего приближенного еще не раз, но Меншиков неизменно умел найти способ сгладить гнев государя. Однажды, когда царю в очередной раз пожаловались на бессовестные поборы со стороны Меншикове, Петр I в гневе поколотил светлейшего князя палкой. Александр Данилович крепко пострадал - царь разбил ему нос и поставил под глазом здоровенный фонарь. А после чего выгнал со словами:

- Ступай вон, щучий сын, и чтоб ноги твоей у меня больше не было!

Меншиков ослушаться не смел, исчез, но через минуту снова вошел в кабинет... на руках!

Один из самых «громких» коррупционных скандалов в петровскую эпоху был связан с казнокрадством при подрядах в армию. В нем оказались замешаны именитые государственные вельможи: Александр Меншиков, граф Апраксин, канцлер граф Головкин, петербургский вице-губернатор Яков Корсаков, сенатор князь Григорий Волконский и сенатор Опухтин. По результатам расследования на Меншикова был наложен денежный начет в сумме 145 тысяч рублей, но штраф им так и не был внесен в казну.

Петр I пытался выстроить в государстве систему борьбы с коррупцией. Сообщениями «о похищении казны» первоначально занималась тайная канцелярия во главе во главе с графом П.А.Толстым. И работала она на совесть. Историк Карамзин писал так: «Тайная канцелярия день и ночь работала в Преображенском: пытки и казни служили средством нашего преобразования государственного». Но видимо со времен дел по казнокрадству стало так много, что их передали из тайной канцелярии в общую юстицию. Не пытки, ни казни, ни общественный позор не останавливали взяточников.

Один из иностранцев, посетивших Россию в царствование Петра, писал: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей и на разрушении его благосостояния основывать свое счастье».

Порой складывается впечатление, что царь Петр в одиночку вел бой с многоголовой гидрой коррупции и что он чуть ли не единственный, кто жил исключительно на государственное жалование. Остальные дворяне и чиновники к проблеме мздоимства относились гораздо терпимее. В этом плане весьма показательна одна известная история:

Как-то в конце жизни Петр I, выведенный из себя повальным воровством государевых людей и отчаявшийся их перевоспитать, пригрозил в Сенате вешать всякого чиновника, укравшего настолько, сколько нужно на покупку веревки. Однако главный блюститель закона генерал-прокурор Ягужинский остудил тогда праведный гнев царя знаменитой фразой: «Разве ваше величество хотите царствовать один, без слуг и без подданных. Мы все воруем, только один больше и приметнее другого».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории "Реформы Петра 1 и борьба с коррупцией".

Автор: Аюпова Гольфия Адельшаовна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 288008

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства