kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа "Опасные растения нашего края".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • учить детей распознавать ядовитые растения, осторожно относиться к незнакомым растениям в природе;

  • повторить правила поведения в природе;

  • закреплять умения работать в группах;

  • развивать любознательность, наблюдательность;
    решать задачи экологического воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Опасные растения нашего края".»

Тема. Опасные растения нашего края.

Цель:

  • учить детей распознавать ядовитые растения, осторожно относиться к незнакомым растениям в природе;

  • повторить правила поведения в природе;

  • закреплять умения работать в группах;

  • Развивать любознательность, наблюдательность;
    решать задачи экологического воспитания.


Оборудование: фломастеры, чистые листы бумаги, предметные картинки луга, картинки растений, раздаточный материал, гербарии ядовитых растений.


Форма проведения: беседа


Ход занятия:

I.Организация обучающихся.


Прозвенел звонок, мы начинаем классный час, присаживайтесь пожалуйста. (посадить детей).

-Здравствуйте, меня зовут … . Рада встречи с вами! Пусть наша работа будет успешной и порадует всех нас.


II. Сообщение темы и цели занятия.


  • Попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на занятии,прослушав стихотворение.


Ведьма суп сварить решила.
Змей сушеных покрошила.
Развела костер большой
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор,
Для приправы – бузины,
Для отравы – белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел то, что надо:
Целых двадцать литров яда.


-Ребята, кто догадался, о чем будем сегодня говорить?

-Правильно, о ядовитых растениях. Тема нашего занятия “Опасные растения нашего края”.


-Друзья, Природа — это лучшая из книг написанная на особом языке. Этот язык надо изучить". Этот эпиграф сегодня, поможет нам познать много интересного.


III.Основная часть


1.Вводная беседа.


-Что вы видите на доске? (растения, цветы)

-Какие растения бывают, по отношению к человеку?(ядовитые,лекарственные)

-Сегодня, мы с вами поговорим о ядовитых растениях.

-Почему растения называют ядовитыми?(наносят вред здоровью человеку)

-Какой вред они могут нанести человеку и чем? (пыльца - вызвать аллергию, сок растения- вызвать раздрожение и ожог кожи, взяв в рот – отравление).

Ядовитые растения - это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравления животных и человека.


Во флоре Донецкой области ядовитые растения представлены 69 видами. Сюда
относят растения, у которых биологически активные вещества при воздействии на организм человека или животного вызывают резкое изменение жизнедеятельности, т.е. отравление. Для самого растения эти вещества имеют защитное значение, спасая его от поедания. Наибольшее число ядовитых растений приходится на семейство лютиковых – 19 видов.

-Друзья! Давайте узнаем какие растения относят к ядовитым.


2.Игра "Собери пазл."

У вас на столе лежат пазлы от картинки. Работаете в паре,сообща. Ваша задача собрать пазл и узнать какое ядовитое растение вы знаете. (Ландыш)


-Со всеми ядовитыми растениями мы не сможем познакомится. Давайте остановимся на 5 ярких представителях. Это Вех ядовитый, Борщевик
Сосновского, Дурман едкий, Ландыш майский
с которым мы уже начали знакомится, Лютик едкий.

3.Игра «Что ядовито в растениях?»

Перед нами поставлена задача - узнать, что ядовито в этих растениях?

Работать будете в группах (формируется 5 групп).

Каждая группа получит текст с описанием растения. Время работы 5-7 мин.

(Приложение 1 описание растений) и гербарий. Дети должны
изучить растение и записать его данные в опорный лист. (Приложение №2 карточка).


-По окончании работы один выбранный вами член группы знакомит класс с результатами работы. Будьте внимательны!


Название растения

Какой орган ядовит?

На какой орган, систему
животного или человека действует яд

1. Вех ядовитый



2. Лютик едкий



3. Борщевик



4. Ландыш майский



5. Дурман едкий




Закончили работу.




4.Физкульминутка.


-А теперь давайте мы с вами немножко отдохнет и наша физкультминутка будет в тематику нашего занятия.



Игра -растение ядовитое, не ядовитое.

Учитель называет названия растений. На ядовитые - стоим, на лекарственные или обычные растения- приседаем и нюхаем цветы (имитируем).

Мать-и-мачеха Белладона Одуванчик Дурман Крапива Белена черная Осока Наперстница пурпурная Ромашка Лютик едкий Фиалка Вороний глаз Поддорожник Чистотел Роза Борщевик Нарциссы Ландыш Гвоздика.



5.Ознакомление с распространенными ядовитыми растениями нашего края.


Вернемся к нашему знакомству с ядовитыми растениями.


Итак, 1группа нас знакомит с растением, Вех ядовитый.

О том, что это растение ядовито для человека было известно очень давно. И данное его свойство использовалось с плохой целью. В древней Греции это растение использовали для смертной казни осуждённых.

Данные заносим в опорный лист.

Вех ядовитый-нем ядовито абсолютно все и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. После употребления любой части растения в большинстве случаев смерть наступает в течение нескольких часов.


Слово 2 группе. Лютик едкий

 Некоторые виды лютиков разводят в декоративных целях. Не все виды лютиков безопасны для человека и животных. Само название цветка происходит от слова «лютый».

Данные заносим в опорный лист.

Лютик- ядовиты все надземные части, яды вызывают возбуждение центральной нервной системы и одновременно действуют поражающе на сердце, пищеварительный тракт и почки.



Слово 3 группе. Борщевик

На Руси примерно до XVIII века листья и стебли этого растения использовали для приготовления жидкой похлёбки с овощами — так появился борщ. Употребление в пищу постепенно сошло на нет, хотя в растении содержится множество полезных веществ — аминокислот, витаминов, микроэлементов. В прошлом веке борщевик культивировали как кормовую силосную культуру, но позднее отказались из-за его ядовитых свойств и стремительного распространения.

Данные заносим в опорный лист.

Борщевик-пыльца,запахи сок травы могут вызвать у человека аллергию с тяжелыми последствиями. Кроме того, способен причинить борщевик ожоги, которые в некоторых случаях заканчиваются летальным исходом.





Слово 4 группе. Ландыш майский

В христианской мифологии ландыши - это горючие слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в прекрасные цветки, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.

Данные заносим в опорный лист.

Ландыш-ядовиты все его части листья, цветы, плоды. Отравление проявляется тошнотой, рвотой, головной болью, поносом. Может наступить смерть от остановки сердца.


Слово 5 группе. Дурман едкий.

В народе этот представитель семейства Пасленовых получил название: «одурманиватель», «дурман-трава», «бешеное зелье», «водопьян», «шальная трава», «бодяк».

Несмотря на то, что дурман заслужил в народе недобрую славу, его свойства использовали древние жрецы и знахари в лечебных целях. Современная фармацевтическая промышленность выделяет из свежего сырья алкалоиды, которые применяет для изготовления многих лекарственных препаратов.

Дурман-трава содержит такие алкалоиды,эти вещества вызывают расслабление гладкой мускулатуры, расширение зрачков, учащение сердцебиения, и вместе с тем имеют сильные седативные свойства. Наиболее богаты алкалоидами цветок и семена, в которых содержатся также масло и другие активные вещества; их потребление внутрь может вызвать галлюцинации.

Данные заносим в опорный лист.



-Какие вы молодцы ребята, как вы здорово справились с поставленной задачей, мы с вами не только узнали что-то новое но и рассказали друг-другу.



Наиболее опасны ядовитые растения в свежем виде, так как при переработке их токсичность может снижаться и даже совсем утрачиваться. Животные, как правило, не едят ядовитые растения. Однако при недостатке кормов или весной, когдапоявляется первая зелень, животные с жадностью поедают растения без разбора, и тогда нередки случаи отравления. Чаще всего ядовитые вещества
попадают в организм через рот, но некоторые растения выделяют летучие вещества. Большие букеты черемухи, мака могут вызвать недомогание
и головную боль. Признаки отравления иногда появляются через несколько минут, в редких случаях – через несколько дней.

-Задумывались ли вы, почему плоды ядовитых растений, в основном, красные или черные? Возможно, это сама природа предупреждает человека:

Стой! Не рви! Подумай!

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательными к ней”.



6.Беседа о правилах контактирования с ядовитыми растениями.

-Как вы думаете, как можно уберечься от ядовитых растений? (Я думаю,.)

Ядовитые растения нельзя брать в рот, трогать руками и вдыхать их аромат.

-Что мы должне сделать, если контакт с ядовитым растением состоялся? (вымыть руки, прополоскать рот, прочистить желудок, вызвать скорую помощь или самим обратиться к врачу).


7.Работа в группах

-Давайте представим, что вы оказались в каком–то особенном лесу, где на
каждом ядовитом растении висит знак. Предлагаем каждой группе создать такой знак. (Работа в группах 3 мин.)

Каждая группа представляет свой знак. Вывешивает его на доску.


IV. Подведение итогов

-Вооружившись знаниями нам ничего не страшно.

Давайте вернемся к эпиграфу занятия!

-Вы согласны с этим высказывание?

-Ребята,о каких растениях сегодня говорили?

-Почему их так называют? -Какой вред приносят человеку?

-Назовите, о каких ядовитых растениях вы сегодня узнали? Перечислите.

-Как спастись от их яда?

Не останавливайтесь на этом читайте,спрашивайте, знайте, потому что жизнь прекрасна!





















Запасное задание.

Раскрась ядовитое растение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Вороний глаз. Вороний глаз – это очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видели. На высоком стебле прикреплены близко друг к другу крест-накрест четыре широких листика, а из середины выступает один зеленовато-жёлтый цветок, превращающийся затем в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный, блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется«вороний глаз». У него ядовиты и ягода, и стебель, и листья, и корневище. Признаки отравления: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, боли в животе, понос, сильно расширяются зрачки.

Легенда о вороньем глазе. По старинному преданию многие годы в дупле могучего дерева жил старик-кудесник со своим верным другом – чёрным вороном, которого он выучил предсказывать будущее. Когда старик умер, стал ворон летать каждый день над лесом, оплакивая волшебника, и там, где роняла птица на землю свои слёзы, каждую весну вырастал цветок.

Волчье лыко. Волчье лыко – кустарник, который цветёт мелкими душистыми розово-красными цветками, прикреплёнными прямо к коре. Поэтому его ещё называют«лесная сирень». Позже на месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека. У пострадавшего возникает жжение во рту, ему становится трудно глотать, появляются боль, слюнотечение, рвота, понос, судороги, головокружение, общая слабость.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Беседа "Опасные растения нашего края".

Автор: Полевода Анастасия Михайловна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Минутка здоровья "Опасности в лесу""
    ["seo_title"] => string(35) "minutka-zdorov-ia-opasnosti-v-liesu"
    ["file_id"] => string(6) "250802"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447146454"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект классного часа "Птицы Приморского края" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-klassnogho-chasa-ptitsy-primorskogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "107602"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403346042"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока с презентацией на тему: " Лес- природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-na-tiemu-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "158528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758313"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "ВОСПИТАНИЕ МАЛЕНЬКИХ ГРАЖДАН - ДЕЛО ВСЕХ И КАЖДОГО "
    ["seo_title"] => string(56) "vospitaniie-malien-kikh-grazhdan-dielo-vsiekh-i-kazhdogo"
    ["file_id"] => string(6) "186237"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426314411"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час: Изображаем летнюю природу "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-izobrazhaiem-lietniuiu-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "189480"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426929062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства