Современный ритм жизни, наличие в ней большого количества стрессовых ситуаций, допустимость де монстрации деструктивных форм поведения в средствах массовой информации — далеко не полный пере чень причин, из за которых дети и подростки все чаще стали демонстрировать агрессивные формы поведе ния во взаимодействии со сверстниками и людьми других возрастов. Обсуждение способов предупрежде ния и коррекции агрессивных форм поведения среди детей и подростков стало особенно актуально в связи с катастрофическим повышением случаев буллинга (травли) в образовательной среде и кибербуллинга (трав ли в сети Интернет). © 2019 ФГБОУ ВО «Московский государственный 38 психолого-педагогический университет» © 2019 ООО «Федерация психологов образования России» © 2019 Moscow State University of Psychology & Education © 2019 Russian Publiс Organization «Federation of Psychologists of Education of Russia» Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 37–41 Umnyashova I.B. Psychological and Pedagogical Prevention and Correction of Aggressive Behavior in Children and Adolescents in an Educational Organization Bulletin of Practical Psychology of Education 2019, no. 2 (2), pp. 37–41 По данным исследований, проводимых в последние годы группой ученых под руководством Е.Н. Волко вой, было выявлено, что в той или иной форме (жертвы, обидчики, свидетели) участниками буллинга в школе являются около 70% обучающихся. При этом более 20% являются жертвами [2]. Школьная травля далеко не всегда происходит в форме открытой агрессии. Все чаще прямые унижения и оскорбления по отношению к конкретному человеку подвергаются осуждению и запретам со стороны окру жающих, поэтому буллинг приобретает более утонченные и скрытые формы, которые труднее отследить и пресечь. В этой связи обсуждение системы профилактики (предупреждения) различных форм агрессивного поведения является крайне актуальным и востребованным для современной системы образования. Агрессия определяется учеными как определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту [5]; одна из форм деструктивного поведения, наносящая вред другому лицу, в силу чего действия агрессора часто выступают в противоречие с нормами уголовного права, а сам он становится объектом уголовно пра вового воздействия [4]. При этом агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбле ние или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [5]. Ученые выделяют множество причин агрессивного поведения, разделяя их на 4 основные группы: — органические (например, минимальная мозговая дисфункция, травмы и инфекционные поражения го ловного мозга и т. д.); — наследственные (любые виды отклоняющегося поведения у близких родственников) — ситуативные (защитная и/или ответная реакция на агрессию со стороны окружающих; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; введение ограничений в поведение ребенка; переутомление; новизна, увеличивающая тревогу и т. д.); — социально бытовые, к которым относятся неблагоприятные условия воспитания в семье и неблагоприят ная обстановка в школе [5]. К.Э. Комаров выделил 5 основных групп детей по способу проявления агрессии: — гиперактивно агрессивный (активный) ребенок; — агрессивно обидчивый и истощаемый (астенический) ребенок; — ребенок с оппозиционно–вызывающим (демонстративным) поведением; — агрессивно боязливый ребенок (с повышенной чувствительностью); — агрессивно бесчувственный ребенок (со сниженной чувствительностью) [5]. Понимание личностных особенностей каждого ребенка, учет этих особенностей при выборе тактики вза имодействия с ним поможет специалистам, осуществляющим психолого педагогическое сопровождение в образовательной организации, подобрать верную стратегию профессиональных действий. Например, как отмечает К.Э. Комаров, гиперактивно агрессивным детям трудно быть долгое (а иногда и минимальное) время послушными и дисциплинированными. И, чаще всего, родители и другие родственники таких детей — не могут самостоятельно справиться с их активностью и непослушанием. Это может приводить к закреплению такой модели поведения и регулярному ее применению, в том числе во время пребывания ребенка в образо вательной организации. Обучающиеся с гиперактивно агрессивным типом поведения не могут сразу начать соблюдать введен ные образовательной организацией запреты и ограничения. Наоборот, запреты могут вызвать протест и аг рессивное поведение — как попытку защитится от «разрушения» привычного уклада жизнедеятельности. В этом случае очень важно постепенно вводить «новые правила жизнедеятельности» в жизнь ребенка, сопро вождать их разъяснением общепринятых просоциальных норм поведения и поддерживающей обратной свя зью. Это необходимо делать даже тогда, когда ребенок достиг лишь промежуточных успехов. Также крайне важной является договоренность о единых правилах поведения и требованиях к поведению ребенка со стороны семьи и образовательной организации. Это условие в целом актуально для всех ситуаций взаимодействия. Но особенно остро необходимость договариваться и соблюдать принятые правила (всеми чле нами семьи и педагогическими работниками) встает именно в ситуации профилактики и коррекции агрессивных форм поведения. Когда ребенок должен получать от всех значимых взрослых единый сигнал: «Так поступать не стоит. Твое поведение неприятно окружающим тебя людям. Такое поведение наносит вред окружающим» и т. д. Не менее важным аспектом при организации программы психолого педагогической профилактики и кор рекции агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации является выявление преобладающих форм проявления агрессии (или предрасположенности к их проявлениям). Л.В. Волкова, вслед за О.Ю. Михайловой, выделила 4 основные формы проявления агрессии у детей и подростков: — мотивационная, или смысловая, агрессия (адаптивная форма поведения, обеспечивающая удовлетво рение витальных потребностей субъекта и его выживание); — агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию (защитная реакция в ситуации не способности к конструктивным действиям); — агрессия как результат неадекватной оценки ситуации (также защитная форма поведения, связанная с низким уровнем способности адекватно оценить ситуацию и принять решение о собственном способе поведения в ней); © 2019 ФГБОУ ВО «Московский государственный 39 психолого-педагогический университет» © 2019 ООО «Федерация психологов образования России» © 2019 Moscow State University of Psychology & Education © 2019 Russian Publiс Organization «Federation of Psychologists of Education of Russia» Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 37–41 Umnyashova I.B. Psychological and Pedagogical Prevention and Correction of Aggressive Behavior in Children and Adolescents in an Educational Organization Bulletin of Practical Psychology of Education 2019, no. 2 (2), pp. 37–41 — аффективная агрессия (связанная с неспособностью контролировать эмоциональные переживания) [3]. Как видно из анализа ученых, большинство форм агрессивного поведения в детском и подростковом воз расте — это защитная реакция в случае низкого уровня удовлетворения базовых потребностей. Прежде все го — в безопасности. Эта реакция может возникать как в случае прямой или косвенной угрозы со стороны среды, в которой находится большую часть времени ребенок (семья и/или образовательная организация), так и в случае непонимания ситуации, происходящей с ним (внутреннее ощущение угрозы). Создание ком фортной, психологически безопасной среды, в которой растет, воспитывается и обучается ребенок, — одна из важнейших задач каждой образовательной организации и семьи. Группой ученых под руководством И.А. Баевой и Е.В. Лактионовой разработана концептуальная модель психологической экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды, включающей в себя методологические основы, принципы, цели, функции, содержание, объект, предмет, критериальные показа тели, характеристики экспертов, методы, диагностические методики, формы представления результатов. Авторы данного подхода рассматривают образовательную среду как многоуровневое взаимодействие меж ду субъектами образовательной среды. Такой подход позволяет определить качество психических явлений, которые опосредуются этим взаимодействием, и оценить психологическое качество образовательной сре ды, которая будет либо способствовать позитивному развитию личности своих субъектов, либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации их личностного потенциала. Психологическое качество образовательной среды определяется, прежде всего, через систему отноше ний ее субъектов и является важным фактором развития личности. Важнейшими психологическими характе ристиками образовательной среды являются комфортность и безопасность [1, с. 7]. К основным принципам психологической экспертизы образовательной среды авторы подхода относят принципы событийной общ ности, субъектности, диалогичности, гуманитарной сообразности, психологической культуры и безопаснос ти, полисубъектности [1, с. 8–9]. В процессе апробации модели экспертизы комфортности и безопасности образовательной среды было установлено, что существуют множественные взаимосвязи между показателями структурных компонентов образовательной среды. Наиболее значимыми (системообразующими) являются показатели, отражающие качество процессов взаимодействия и характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Также выявлено наличие тесной взаимосвязи психологической комфортности образовательной среды и по казателей организационно управленческого компонента образовательной среды. По результатам анализа авторы подхода выделили четыре фактора: — организационная стратегия школы, — понимание возможностей и ресурсов среды, — стабильность образовательной среды, — эмоциональный комфорт [1, с. 9]. Экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды является важным компонентом программы психолого педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей и под ростков. Еще одна тема, заслуживающая отдельного обсуждения, — это групповая агрессия несовершеннолет них. Исследователи в области криминального поведения детей и подростков отмечают, что для несовершеннолетних характерно совершение преступления в группе [3]. При этом многие ученые отмечают, что агрес сия несовершеннолетних, особенно в групповой форме, имеет самые жестокие проявления [6]. Это под тверждается не только исследованиями ученых, но и хроникой чрезвычайных происшествий, транслируе мых в СМИ, и сценами современных художественных фильмов о жизни подростков. Например, картины Ролана Быкова «Чучело» и Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Групповая агрессия не всегда проявляется во внешних признаках поведения той или иной группы подро стков, которые они транслируют открыто всем участникам образовательных отношений, но, тем не менее, ее можно «вычислить», в том числе по сведениям от жертв и свидетелей данных форм поведения. С точки зрения В.Ф. Пирожкова, основными стимулами группового агрессивного поведения несовершен нолетних являются поведение потенциальных жертв агрессоров (беззащитность, уступчивость, оказание сопротивления) и желание испытать власть над людьми [6]. Определенные модели поведения потенциаль ных «жертв» агрессии со стороны группы сверстников становятся порою поводом для активной травли (бул линга) со стороны «агрессоров». В том числе, потому, что данное поведение остается безнаказанным и не предотвращенным. Как отмечают Е.Н. Волкова и И.В. Волкова, буллинг отличается от ситуативной агрессии своей неодно кратностью, намеренностью унижений и желанием обидчика доминировать, чтобы укрепить свое положение в группе [2]. Но, тем не менее, школьная травля и кибербуллинг относятся, с нашей точки зрения, к формам агрессивного поведения, и предотвращение или коррекция уже возникшей ситуации нанесения вреда од ним учеником или группой обучающихся другому ученику требует повышенного внимания со стороны педа гогических работников и родителей (законных представителей) всех участников данной ситуации. Ко всем © 2019 ФГБОУ ВО «Московский государственный 40 психолого-педагогический университет» © 2019 ООО «Федерация психологов образования России» © 2019 Moscow State University of Psychology & Education © 2019 Russian Publiс Organization «Federation of Psychologists of Education of Russia» Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации Вестник практической психологии образования 2019. № 2 (2). С. 37–41 Umnyashova I.B. Psychological and Pedagogical Prevention and Correction of Aggressive Behavior in Children and Adolescents in an Educational Organization Bulletin of Practical Psychology of Education 2019, no. 2 (2), pp. 37–41 участникам ситуации буллинга мы, вслед за коллегами, относим не только жертв, но и обидчиков, и свидете лей буллинга [2], а значит, потенциальное большинство участников образовательных отношений. Но вернемся к теме «групповая агрессия детей и подростков». Интересным для специалистов системы образования может быть опыт изучения социально психологического механизма зарождения криминаль ной агрессии несовершеннолетних. В.Ф. Пирожков описал цикл переживаний групповых психических состо яний, который состоит из 5 стадий: 1) возникновение некоторой деструктивности группы и недовольства своими состояниями; 2) нарастание групповой напряженности, требующей разрядки; 3) поиск объекта, на который можно было бы разрядить и снять напряжение; 4) выбор мотивов и способов проявления агрессии; 5) удовлетворение от процесса совершения агрессии, спад напряжения [6, с. 247–308]. В образовательной среде, как и в любой достаточно консервативной и замкнутой системе, достаточно высок риск возникновения деструктивных тенденций и настроений внутри малых групп — как классных кол лективов, так и других групп, объединенных общей идеей, интересами, взглядами и ценностями. Особенно часто такие тенденции возникают в группах, где нет авторитетного лидера (группы лидеров), способного позитивно и конструктивно влиять на жизненный цикл и групповые процессы. Поэтому крайне важным явля ется раннее выявление деструктивных настроений внутри малых групп (классных коллективов, разновозра стных групп обучающихся) с целью профилактики асоциальных и девиантных форм поведения. А также про явлений агрессивного поведения как внутри самой группы, так и членов группы по отношению к другим субъек там образовательных отношений. Диагностическая и профилактическая деятельность может осуществляться различными педагогически ми работниками: прежде всего, классными руководителями, специалистами социально психологической службы образовательной организации, а также специалистами в области воспитания (социальный педагог, вожатый, педагог организатор и т. д.). Но, предположим, что по каким то причинам не удалось выявить де структивные тенденции и асоциальные ценности членов малых групп. Тогда необходимо провести внеплано вое обсуждение ситуации — в рамках междисциплинарного консилиума образовательной организации (пси холого педагогический консилиум, совет по профилактике и т. п.). Цель мероприятия — проанализировать причины агрессивного поведения представителей малых группы обучающихся и принять решение о страте гии действий педагогических работников по устранению или хотя бы минимизации проявляющихся в пове дении агрессивных форм и способов взаимодействия [7]. Подводя итог всему вышесказанному, считаем важным еще раз сделать акцент на основных принципах организации психолого педагогической профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей и под ростков в образовательной организации. 1. Ранее выявление и анализ причин агрессивного поведения обучающихся. Возможно, причины кроются в социальной среде развития ребенка, а сама агрессия является защитной формой поведения. Не устранив факторы среды, влияющие на проявления агрессивности, нельзя надеяться на эффективность профилакти ческой или коррекционной работы с самим ребенком. 2. Единая стратегия действий педагогических работников и родителей (законных представителей) обуча ющихся. Крайне важным фактором, способствующим успешной профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков, является грамотная и адекватная реакция педагогов и родителей на агрес сивное поведение обучающихся, которая возможна при наличии психолого педагогической компетентнос ти у всех взрослых субъектов образовательных отношений. Данная стратегия может иметь индивидуальные траектории в зависимости от конкретного случая проявления агрессивного поведения у конкретного ребен ка/группы детей. Но во всех случаях должна строится на негативном отношении к фактам причинения вреда окружающим людям и материальным ценностям, а также на обучении конструктивным копинг стратегиям. В том числе — посредством демонстрации собственных поведенческих моделей поведения.