Просмотр содержимого документа
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДОНСКОГО КРАЯ»
"Чем дальше
в будущее входим,
тем больше
старым дорожим..."
«Устное народное творчество
Донского края»
Вклад донского казачества в культуру России не менее значителен, чем его боевые заслуги перед Родиной.
Богата культура Донского края казачьими песнями, сказками, преданиями, легендами, загадками и пословицами, особыми играми и обычаями. Издавна живут на Донской земле прекрасные мастера и рукодельницы, поэты и писатели, ученые и деятели искусства.
Культура донского казачества пережила за столетия своего развития немало взлётов и падений. В настоящее время возрождается казачество, его культура, традиции, быт, история.
Устное народное творчество
Донского края - кладезь народной
мудрости.
Литература донского края интересна и своеобразна, она перекликается идеями, сюжетами, образами, художественными приемами со всей литературой огромной многонациональной России. Ведь безвестные создатели национального фольклора не мыслили себя, свой край вне большой Родины, ее проблем.
Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословицы и поговорки Дона - зеркало жизни, населяющих его людей, отражение жизненных укладов, установок, опыта, особенностей психологии и языка представителей различных национальных групп, проживающих на этой обширной территории. «На Дону пословица недаром молвится», - говорят казаки – донцы.
О родине:
1. Земля донская – мать родная.
2. Казаку честь – за Родину лечь.
3 .Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.
4. Дон тихий, а слава о нем громкая.
Отвага:
1 .Казаки в бою не робеют – любого врага
одолеют.
2. Где тревога, туда казаку и дорога.
3 .Кто пули боится, тот в казаки не
годится.
4. Лучше голову сложить, да казачьей
чести не уронить.
Казак и конь:
1. Казаку конь себя дороже.
2 .Казак без коня, что солдат без ружья.
3. Казак дружбу соблюдает: коня в беде не бросает.
Казачья дружба:
1 .Казак без друзей, что дуб без корней.
2 .Невесело на свете жить, коли не с кем дружить.
3 .Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.
Законы и обычаи казачьей вольницы:
1. Атаманом артель крепка.
2 .Терпи казак, атаманом будешь.
3 .Каков казак–отец, таков и сын-молодец.
Загадки казаков.
А сколько интересных загадок у донцов- казаков. Их тоже можно разделить по разным темам: о различных явлениях природы, о животных, о растениях, об овощах, о небесных светилах, о человеке и его жизни:
1. В небе родился, в земле схоронился.
2. Песни играет, всяк его знает.
3. В зимнюю стужу раздето, а в жару одето.
4. Мелкие людишки, красные штанишки.
5. Летала пташка промеж рта и чашки.
6. Посреди двора - золотая голова.
7. Голубая простыня весь мир покрывает.
8. Ложка краски, а весь мир красит.
9. Сидит белка в ложке, свесив многие ножки.
10. Кривой двух братцев понес к Дону купаться,
Пока братцы купаются, кривой без дела валяется.
Сказка – складка, да дело гутарит.
Около пятисот лет тому назад приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых были русские.
Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки. Под влиянием новых условий жизни изменились характер пришельцев, взгляды на жизнь.
Даже сказки стали рассказываться по–иному. Если сравнить русские и казачьи народные сказки, легко убедиться, что героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, рассчитывающий больше на свою смекалку, ловкость и удаль.
Соответственно жизненная мотивация событий почти совсем вытеснила элемент волшебной фантастики. Например, казачья сказка «Танюшка и мачеха» очень похожа на русскую народную сказку «Василиса прекрасная». Много у донских казаков сказок о животных: «Глупец и жеребец», «Казак и лиса», «Лиса и рак», «Две козы». Можно выделить калмыцкие сказки, сказки донских армян, сказки казаков-некрасовцев и другие.
Сказки Донских казаков высмеивают глупость и лень, жадность и трусость, лживость и несправедливость. А прославляют мужество и смелость, трудолюбие и честность, смекалку и ум.
Недаром казачья же пословица гласит: «Сказка – складка, а уму учит».
Предания, былички и былины, легенды Донского края.
Среди прозаических жанров донского казачьего народнопоэтического творчества представлены предания, былички и былины, легенды.
К преданиям относятся сюжетные устно–поэтические повествования, в которых с известной дозой вымысла, смешанного с фактическими сведениями, рассказывается о делах давно минувших дней, исторических лицах. Некоторые фольклористы относят к преданиям рассказы о происхождении гор, рек, озёр и других географических объектов, некоторые же считают их топонимическими сказками.
Былички – это народные произведения суеверного содержания, повествующие о встречах со сверхъестественными существами, о событиях, которым придается (несмотря на присутствие нечистой силы) значение подлинных фактов.
Сотрудница Ростовского госуниверситета Н. А. Архипенко выделила целый ряд жанровых особенностей, присущих быличкам: подчёркнутую истинность сообщений («с соседом случилось», «сама видела», «старики рассказывали»), указание на исключительность изображаемого («тут вдруг», «а он тут как тут»);
простоту действий фантастических персонажей (навалился, захохотал, душил, стал топить).
Она выделяет ряд мифических персонажей донских быличек: домового (наваливается и душит, мучает и опекает), ужа (покровительствует дому и семье, сосёт молоко коров, его убийство влечёт болезнь и смерть домочадцев), огненного змея (посещает родственников покойника, часто в облике умершего), сома (утаскивает под воду детей и животных), колдуна (чаще вредит брачующимся, если его недостаточно приветили и угостили), ведьма (умеет принимать обличья животных, клубка, колеса, наводит порчу).
Очень часто у донских и запорожских казаков такая женщина-ведьма превращалась в кошку.
Былины на Дону известны как «стародавние», «прадедовские» песни. Да и по содержанию, форме, манере исполнения они на протяжении ряда веков приобрели сходство с казачьими строевыми и походными песнями. Таковыми их делают краткость сюжета, сводимого до одного эпизода, соотнесенность с реалиями казачьей боевой и походной жизни, неповторимость донского пейзажа, сведение к минимуму гиперболизации и фантастического элемента, своеобразие языка, его эмоциональная окрашенность, многообразие и мелодическое богатство хорового исполнения.
Наиболее популярны у казаков были богатыри «старый казак» Илья Муромец, Добрыня-Дончак, Алеша Попович, Дюк Степанович. Они наделяются типичными чертами казаков – донских рыцарей, защитников дальних рубежей нашей Родины. Живут и действуют они в соответствии с реалиями быта боевой и походной жизни, обычаями донской казачьей республики.
В песнях-былинах отражены просторы степей, ширь и величавость тихого Дона, память о конных и морских походах, об особенностях стародавнего военно-бытового уклада жизни казачества.
Учеными-фольклористами записано более сотни вариантов таких былин: «Илья Муромец», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня - Дончак гуляет по полю Куликовскому», «Возращение Дончака-Добрыни из туретчины», «Дюк Степанович и три разбойника», «Садко выходит на корабле во сине море».
Легенды в содержательном плане очень близки к преданиям (очень часто даже специалисты не могут провести между ними четкой грани).
Легендам, как правило, присущ нравоучительный подспудный смысл.
В них представлены фантастические (в том числе христианские и языческие) мотивы, они рассказывают о происхождении мироздания, стран и народов, животных и растений, в них говорится о вознаграждении и наказании, об исторических событиях и лицах. В основу сюжета положено чудо. Наряду с людьми в произведениях этого жанра выступают святые, черти, лешие, и другая большая сила. В этом легенды близки к сказкам, но их текст не содержит традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок.
Записано из слов Марковой Анны Евгеньевны и Осиповой Ольги Евгеньевны,
старожилов хутора Араканцева. (1995 год).
«Старики говорили, что хутор Дымков образовался позже, чем хутор Араканцев. Как это произошло?
На Дону была станица Курмоярская (когда в 1957 году было построено Цимлянское водохранилище, эта станица оказалась под водой). Вот из этой станицы и пришел в наши края казак, которого звали Дёмка или Димка. Занялся он овцеводством. Много их у него было. Ему понравились наши края. По его приглашению пришли сюда из Курмоярской другие люди и стали здесь жить.
По имени казака, который пришёл в наши края из станицы Курмоярской, хутор, образованный им, и получил название Демков».
Народный театр – любимое зрелище донских казаков.
К числу любимых зрелищ донских казаков относился народный театр. В Х I Х веке редко какая ярмарка, свадьба или другие общенародные гуляния обходились без показа народной драмы, фарса или кукольного представления.
Создание самого народного театра начинается, как считают исследователи, начинается с того момента, когда по Дону и его притокам начинают селиться беглые крестьяне, которые приносили на донские земли устное творчество: песни, былины, сказы, торжественные обряды, праздники скоморошины, потехи. Отличие народного театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто и сами зрители становились участниками спектаклей.
Колыбелью донского народного театра являются верховые старейшие станицы: Правоторская, Михайловская, Урюпинская, Дурновская, Преображенская. Видимо, отсюда бродячие актерские группы разносили народные драмы по всей Области Войска Донского.
Народный театр был театром героическим. Героями драм выступали наиболее любимые казачьи персонажи: Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Кондратий Булавин. Народные исполнители присваивали своим героям самые благородные черты: храбрость, бескорыстие, любовь к Родине, великодушие.
Драма «Ермак» была, например, одной из любимых постановок. В течение всего ХIХ столетия она разыгрывалась на Крещенской ярмарке в станице Михайловской.
Фарсы.
Кроме народных драм, казачий театр располагал большим количеством фарсов, комических сцен. К ним можно отнести фарсы «Как холопы из господ жир вытряхивают» и «Ванька малый, да барин удалый». В них звучала социальная сатира на помещиков, купцов и бояр. Фарс «Ванька малый» заканчивается призывом:
Барина – на рели,
Голубчика – на качели,
А за барином господ,
И всех царских воевод!
В фарсах более позднего происхождения уже нельзя найти призыв «подвесить барина на рели» (виселицу). Призывы громить и уничтожать помещиков, заменены мечтой о чудесных кнутах, которые бы наказывали тех, кто живет обманом и неправдой. Персонажи, подвергающиеся осмеянию народа – уже не гордые и чванливые бояре, а глупый бездельник – барин, окружной атаман, писарь, пройдоха-коновал.
Фарсы разыгрывались на общих гуляниях и на частных гуляниях и свадьбах.
Кукольный театр.
Ни одна ярмарка на Дону не обходилась без кукольного театра. На Хопре, среди верховых казаков, наибольшей популярностью пользовались кукольные театры К.И. Кондакова и Т.П. Куроплина. Репертуар их был почти одинаков, но техника постановки разная. Т.П. Куроплин имел обычные куклы размером 80-90 сантиметров. Они наряжались в казачьи костюмы и приводились в движение при помощи тонких шнурков, управляемых руками «водителя» скрытого за ширмой. Одним из любимых героев кукольных представлений являлся никогда не унывающий казак Чигуша – собирательный тип в казачьем фольклоре. В постоянных столкновениях с людьми богатыми и влиятельными, он умел найти выход, посмеяться над противником и потешить народ.
Много места в репертуаре кукольного театра занимает бытовой жанр, сцены из жизни. К таким фарсам относились «Старый муж и молодая жена», «Служивый Ваня и жалмерка Дуня», «Милые любуются» и другие.
Представления сопровождались музыкальным оформлением. Оно состояло из двух гармоней, двух-трех бубнов, литавров и нескольких трензелей. Музыканты по ходу действия исполняли и песни, а иногда принимали участие в представлении, вступая в спор с куклами. Таким был донской народный театр, который просуществовал на земле донских казаков в течение двухсот лет.
Заключение.
Богата, своеобразна, интересна культура Донского края, его народное творчество.
Знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо.
В древности говорили: «Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их и древо погибнет». Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще .