соответствие индивидуальным интересам и потребностям учащихся;
деятельностный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направлены, прежде всего, на организацию деятельности ребенка);
соответствие поставленным целям и задачам развития участников педагогического процесса;
культуросообразность (соответствие педагогических технологий сложившейся социокультурной ситуации, времени);
высокий развивающий потенциал; гармония с другими педагогическими средствами (содержанием, методами и приемами, общением, деятельностью и др.);
возможности творческого преобразования; соответствие содержанию педагогического процесса (обучения и воспитания); соответствие принципам организации и осуществления педагогического процесса;
соответствие уровню развития учащихся.
Критерии эффективности
взаимосвязь компонентов технологии;
высокий уровень результативности при использовании в массовой практике;
успех ребенка и педагога в процессе реализации технологии;
соответствие логики реализации технологии структуре деятельности;
возможности технологии в актуализации, саморазвитии ребенка и педагога;
взаимодействие учителя и ученика;
креативность (насколько технология создает условия для творческой деятельности);
позитивная оценка со стороны учащихся;
наличие рефлексии как компонента технологии.
Педагогические технологиина основе личностно-ориентированного подхода
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования: жесткой регламентации
деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных
объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального
развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают
благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в
практику их деятельности.
Личностно-ориентированное обучение;
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
Коллективный способ обучения.
Технологии адаптивной системы обучения;
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
Технология КТД;
Технология ТРИЗ;
Проблемное обучение;
Коммуникативная технология;
Технология программированного обучения;
Игровые технологии;
Технологии развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного обучения
Сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность)
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование
ничего не должно формировать насильно; напротив, оно создает условия для включения
ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития.
Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не
заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания
изучаемого предмета и темпов его освоения.
Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий
в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Технология личностно-ориентированного обучения
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности , следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
Варианты дифференциации:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей
Технологияпроведения учебного занятия
в системе дифференцированного обучения п редполагает несколько этапов:
Ориентационный этап (договорной).
Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего
достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на
разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап .
Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения.
Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему
без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест,
упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап
– усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой
на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку.
Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
Технологияиндивидуализации обучения(адаптивная)
– такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:
Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.
Групповые технологии
предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение,
взаимопонимание,взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий:
групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут;
нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на
подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом,
чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели
деятельности. Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые
технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной
деятельности в группе:
одновременная работа со всей группой; работа в парах; групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы,
регулирует споры, оказывает помощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах,
когда каждый учит каждого.Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых
самостоятельность и коммуникативность.
Структура групповой технологии
Групповая технология складывается из следующих элементов:
постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение результатов;
сообщение о результатах;
подведение итогов, общий вывод о достижениях
Технологияколлективной творческой деятельности
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной
целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология
коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко
применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной
творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать
(изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации
социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных
ситуациях.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая
особенность – субъектная позиция личности. Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или
мастерские (физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо
от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Оценивание результатов – похвала за
инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов
разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Возрастные этапытехнологии творчества
Младшие школьники :
игровые формы творческой деятельности; освоение элементов
творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то
творческие продукты.
Средние школьники :
творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование,
конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных,
спортивных мероприятиях.
Старшие школьники :
выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Технологическая цепочкагруппового творческого воспитательного дела
Подготовительный этап
(предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
Психологический настрой
(определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
Коллективное планирование .
Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов
на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и
когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит? Затем заслушиваются варианты ответов каждой
группы и осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
Коллективная подготовка дела .
Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы:
что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
Результаты коллективного дела.
Организационные формы КТД
Схема "боя"
Несколько команд предлагают друг другу задания, ставят вопросы, этими вопросами "атакуют", а ответами
на них "обороняются". Примеры КТД, в основе которых лежит схема "боя": КВН, разнобой, пресс-бой и др.
Схема "защиты"
Каждая из творческих групп, команд показывает программу, защищающую что-либо (страну, профессию,
интерес, имя, растение, науку и т.д.). Примеры КТД, в основе которых лежит схема "защиты": Защита
фантастических проектов, защита времен года, защита знаков зодиака и др.
Схема "эстафеты"
Команды в строгой последовательности, заботясь о взаимосвязи каких-либо компонентов, представляют
содержание дела. Примеры КДТ, в основе которых лежит схема "эстафеты": устный журнал, турнир, ринг и др.
Схема "путешествия"
Команды (экипажи), творческие группы "путешествуют от станции к станции" (от этапа к этапу), выполняя
задания, отвечая на вопросы. Пример КТД, в основе которого лежит схема "путешествия", игра-
путешествие.
Схема "ролевой игры"
Воспроизведение творческими группами деятельности системы отношений в специально создаваемой
условной ситуации. Пример КТД, в основе которого лежит схема "ролевой игры", - пресс-конференция
Этапы реализации КТД
Первый ЭТАП. Подготовка и организация дела.
Проведение стартовой беседы . Педагог обсуждает с детьми вопросы: "Что лучше сделать?"; "Когда?"; "Для кого?"; "Где проводить?"; "Кто будет участвовать?"и т.д. Педагог предлагает учащимся какое-либо дело и выясняет отношение детей к его организации и проведению, участники педагогического взаимодействия размышляют о конструктивности дела для себя и способах его организации.
Создание микрогрупп (творческих групп) численностью 5- 7 человек. Варианты деления на микрогруппы: по умениям; по желанию (кто с кем хочет); по интересам;по жребию (разрезать цветные листы бумаги; вырезать геометрические фигуры; разрезать несколько открыток и т.д.). Определяется руководитель микрогруппы.
Обсуждение дела в микрогруппах . Коммуникация организуется по кругу (по цепочке); возможность высказаться предоставляется каждому участнику. Обсуждаются целесообразность предстоящего дела для участников микрогруппы, способы подготовки и проведения дела, роль в этом микрогруппы (обсуждение должно проходить очень оперативно, в течение 10-15 мин, иногда 5-7 мин, в зависимости от масштабности дела). Если группы не выдвигают своих предложений (не хотят, не знают), то педагог использует различные приемы активизации деятельности группы, например: подсказки (спросите у того-то, посмотрите такую-то книгу, вспомните о том-то и т.д.); "заговоры" с отдельными членами группы; анонсирование деятельности (проговорить с детьми примерный план выполнения дела); эмоциональное поощрение (комплименты, одобрение, похвала); предложение выбора из нескольких вариантов; прямое участие педагога в работе микрогруппы; сюрпризы (выполнение микрогруппой части общего дела по секрету от других); помощь советом; доверие ответственным поручением ("Только вы можете это сделать очень хорошо"); обращение с просьбой о помощи; требование коллектива; конструктивная критика и др.
Проведение сбора-старта . Собираются все микрогруппы. Идет обсуждение формы, содержания дела, способов его подготовки и проведения. Каждая микрогруппа представляет свои предложения по организации и проведению дела. Сбор-старт заканчивается созданием совета дела. Успех сбора во многом зависит от ведущего (им может быть как педагог, так и кто-то из учащихся).
Создание совета дела . В состав совета дела каждая микрогруппа делегирует по одному человеку (это может быть руководитель микрогруппы). Совет дела формирует сценарий дела, определяет задания микрогруппам по реализации этого сценария. Задания микрогруппам могут быть самыми разнообразными, например: оформление дела; приглашение гостей; проведение интерактивной игры; подготовка и представление какого-либо содержания; подготовка и демонстрация концертных номеров и т.д. Возглавлять совет дела может педагог (или кто-то из учащихся), он организует коммуникацию, взаимодействие между представителями микрогрулп, корректирует обсуждение дела, выдвигает объединяющие идеи, создает ситуацию успеха в деятельности для участников совета дела.
Выполнение заданий микрогруппами. В зависимости от характера и организационных особенностей дела на выполнение задания микрогруппам предлагается от 15-20 мин (например, при подготовке пресс-боя, разнобоя, концерта-молнии, конкурса-ромашки и т.д.) до нескольких дней (например, классный вечер, турнир, игра-путешествие и т.д.). Микрогруппы обсуждают полученное от совета дела задание и организуют работу по его выполнению. Решение по распределению заданий в микрогруппе принимают все ее члены, при этом учитываются интересы, потребности, индивидуальные особенности всех участников.
Этапы реализации КТД
Второй этап.Проведение дела. На этапе проведения дела в реализации технологии КТД необходимо
учитывать некоторые аспекты.
Основными принципами реализации, проведения дела являются: организация мыследеятельности;
организация смыслотворчества; свобода выбора; импровизация; создание ситуации успеха; интеракция и др.
Проведение дела является итогом всей подготовительной работы микрогрупп, совета дела.
Содержание КТД соответствует его целям, возрастным и индивидуальным особенностям участников
Основными вопросами для обсуждения , коллективного анализа являются следующие.
Что было хорошо в занятии? Почему?
Что не удалось осуществить? Почему?
Что надо учесть на будущее?
Была ли польза от дела тебе, другим?
Была ли группа творческой, деятельной?
Что было главным открытием дела для тебя?
Что более всего понравилось в деле?
Как можешь оценить дело? )
Что хотел бы пожелать себе и другим?
Коллективный анализ и рефлексия состоявшегося взаимодействия - это не только завершение КТД, но и продолжение, углубление
Его влияния на участников педагогического процесса.
Технология «ТРИЗ»
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения
Изобретательских Задач. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную
деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и
социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению
нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; гуманистический характер обучения; формирование нестандартного образа мышления; практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо
подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен
каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное
содержание обучения.
По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:
умение анализировать, рассуждать, обосновывать; умение обобщать, делать выводы; умение оригинально и гибко мыслить; умение активно использовать воображение.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: