Через год учащимся 8 класса предстоит сделать один из самых важных выборов в жизни - в какой профильный класс пойти учиться: социально-экономический, естественнонаучный или социально-гуманитарный; определиться в будущей профессии.
Как не ошибиться? Что влияет на выбор профессии? Кто может оказать учащимся помощь в профессиональном самоопределении? Нужно ли при выборе профессии учитывать потребности рынка труда?
Эти и многие другие вопросы волнуют нас, учителей.
Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников.
Перед учащимся 9 класса будет стоять сложная задача не только правильного выбора профессии, но и возможность дальнейшего обучения.
Правильному выбору профессии часто мешают стремления родителей, которые направлены на то, чтобы их дети компенсировали их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация личности: выбор профессии.»
МБОУ «Батыревская СОШ №1»
Батыревского района Чувашской Республики
Тема проекта:
«Социализация личности: выбор профессии»
Батырево, 2015
Актуальность проекта
Через год учащимся 8 класса предстоит сделать один из самых важных выборов в жизни – в какой профильный класс пойти учиться: социально-экономический, естественнонаучный или социально-гуманитарный; определиться в будущей профессии.
Как не ошибиться? Что влияет на выбор профессии? Кто может оказать учащимся помощь в профессиональном самоопределении? Нужно ли при выборе профессии учитывать потребности рынка труда?
Эти и многие другие вопросы волнуют нас, учителей.
Многим впервые в жизни предстоит совершать столь серьёзный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников.
Перед теми учащимися, которые уходят из школы после 9 класса, будет стоять сложная задача не только правильного выбора профессии, но и возможность дальнейшего обучения.
Правильному выбору профессии часто мешают стремления родителей, которые направлены на то, чтобы их дети компенсировали их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.
Запрос информации, отчетности; контроль за детьми из зоны риска
Запрос информации, решении организационных
Запрос информации, отчетности
Цель проекта
Выявление профессионального самоопределения девятиклассников, влияющего на дальнейший выбор профессии.
Задачи проекта
Изучить проблемы, трудности подростков в процессе профессионального самоопределения.
Выявить факторы, влияющие на выбор профессии.
Рассмотреть возможности учебного процесса школы для профессионального самоопределения старшеклассников.
Расширить знания о выборе профессии с помощью различных ресурсов.
Выявить склонности и способности учащихся для правильного выбора профессионального пути девятиклассниками.
Объект:
учащиеся 9б класса
Предмет исследования:
профессиональное самоопределение
Методы и формы реализации проекта:
анкетирование, опрос, интервью, диагностика, беседа и встреча с социальными партнёрами
Проблемы, трудности подростков в процессе профессионального самоопределения.
Социальная незрелость подростков, неготовность к самостоятельному принятию решений.
Незнание факторов, влияющих на выбор профессии. 1. Состояние здоровья. 2. Интересы, склонности и способности учащегося. 3. Интерес к содержанию профессии. 4. Потребность экономики в кадрах.
Неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний , основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей.
Свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность (увлеченность внешней стороной профессии).
Отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать .
Низкая ориентация в образовательной сфере .
2
Факторы, влияющие на выбор профессии
Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна.
Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу недостаточно, нужны определённые способности.
Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека.
Мнение родителей, семьи. Мнение людей старшего поколения и их опыт являются важными при выборе профессии.
Мнение сверстников. Мнение одноклассников, друзей, товарищей важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий.
Личный профессиональный план – это карта движения в профессиональном выборе.
Знания о профессии . Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них.
Потребности общества. Необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.
2
Основные факторы или условия выбора профессии
хочу
могу
способности, состояние здоровья
интересы и склонности
надо
потребности общества в кадрах
При решении проблемы «кем быть» рекомендуется пользоваться следующими правилами:
Правило второе:
Узнай все о профессии:
Правило первое:
Познай себя, свое собственное «Я»
здоровье;
интересы и склонности;
способности, знания и умения.
предмет, цель и условия труда;
пути получения профессии;
медицинские противопоказания;
требования профессии к личности
(профессионально важные качества);
актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Правило третье
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии.
«Человек – знаковая система»
«Человек-техника»
«Человек-природа»
«Человек-художественный образ»
«Человек-человек»
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Создание Профориентационного центра, выявление склонностей и способностей учащихся, выбор элективных курсов
Апрель – май 2015г.
Этап реализации
Изучение профилей, элективные курсы, практикоориентрованные занятия по профориентации, беседы и классные часы, тренинги, консультации, встречи с социальными партнёрами, участие в волонтёрском движении школы
Сентябрь 2015г. – март 2016г.
Заключительный этап
Выбор профилей или определение будущей профессии (для тех, кто поступает в специализированные техникумы), определение индивидуальных образовательных траекторий
Апрель – июнь 2015г.
2
Общий срок реализации – апреля 2015 года - июнь 2016 год
Основные направления деятельности
Профориентационного центра
Организация партнерского взаимодействия «Батыревской СОШ №1» и социальных партнеров
Работа с психологической службой
Работа с бюро занятости Батыревского района
ПРОФЦЕНТР
Работа с волонтерским движением
Учебная деятельность
Работа с родителями
Внеучебная деятельность
Тренинги
Классные часы
Анкетирование
Практикоориентрованные занятия по профориентации
Волонтерское движение
Беседы
Консультации
Элективный курс «Психология и выбор профессии»
Интервью
Уроки
Диагностика
Опрос
8
Ожидаемые результаты проекта
Разработаны анкеты и проведена диагностика способностей и склонностей учащихся
Разработаны и внедрены в учебную и внеурочную деятельность практико-ориентированных методики и технологий формирования профориентационных знаний
Создан Профцентр на базе МБОУ «Батыревская СОШ №1»
№
1
Результат
2
Увеличение доли учащихся в профессиональном самоопределении
Увеличение доли призовых мест в конкурсах, проектах, олимпиадах по предметам за год
3
4
Эффективное формирование процесса профессионального самоопределения
Совместная работа с социальными партнерами
Возможные риски проекта
№
Показатель
1
Мероприятия по снижению риска
Нарушение запланированных сроков
2
Привлечение психолого-педагогической службы, педагогов школы
Недостаточное проинформирование учащихся о выборе профессии
3
Использование социальных сетей Интернет, организация очных встреч с представителями различных профессий, учебных заведений
Эффективное формирование процесса профессионального самоопределения не всеми учащимися класса
Просветительская и разъяснительная работа с родителями, учащимися с привлечением волонтеров и социальных партнеров
Положение о создании Профориентационного центра
Положение о создании Профориентационного центра
Администрация школы, классный руководитель, педагогические работники, психологическая служба, социальные партнеры
Администрация школы, классный руководитель, педагогические работники, психологическая служба, социальные партнеры
Помещение, оборудование и материалы, доступ к Интернету
Помещение, оборудование и материалы, доступ к Интернету
Сайт школы, буклеты, памятки, игровые технологии
Сайт школы, буклеты, памятки, игровые технологии
Основные ресурсы проекта
Нормативно-правовые
Кадровые
Материально-технические
Информационно-коммуникационные
Если вы хотите добиться от жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать – надо ещё и мечтать; недостаточно просто планировать – надо ещё и верить.